Капельная проба моторного масла
Капельный тест масла
Все ДВС имеют много трущиеся поверхности работающие при высоких динамических нагрузках и высоких температурах. Уменьшение износа деталей трущихся пар достигается применением смазочные материалов с расчетными характеристиками. Производители автомобилей рекомендуют соответствующие марки смазочных масел разработанные для каждого двигателя индивидуально. При езде с большой скоростью в двигателях повышается температура смазочных материалов и в поддон картера попадают частицы примесей, стабилизирующих добавок, сажи, воды. Каждый автолюбитель и водитель профессионал должен уметь определять свойства моторных масел своего автомобиля экспресс методом. Способ определения качества моторных масел впервые применен в США Компанией Shell в 1948 году. Такой метод назвали «Капельный тест». При определении качество смазки нужна всего одна его капля. Он настолько простой и удобный, что сделать капельный тест может любой автолюбитель и водитель профессионал.
Потратив несколько минут на изучение методики определения свойств смазочного материала по капельной пробе автолюбитель сможет:
- самостоятельно делать диагностику моторного масла;
- контролировать уплотнение сальников и прокладок;
- уменьшить расходы на содержание автомобиля;
- избавить себя от неожиданностей в пути;
- исключить возможность перегрева ДВС из-за плохого некачественного смазочного материала;
- тест масла можно делать даже в пути;
- Свойства моторных масел
- Моторное масло являет собой сложный комплекс специальных присадок растворенных в нем для придания определенных свойств:
- моюще диспергирующих;
- антиокислительных;
- противоизносных;
- антикорозионных;
- вязкостно температурных;
- Комплекс этих свойств обеспечивает надежную и долгую службу автомобиля.
Чтобы проверить качество моторного масла в поддоне следует прогреть его до рабочей температуры и взяв его на щуп, капнуть одну каплю на чистый бумажный лист. Минут через 20 оно впитается в бумагу и появится пятно. Геометрические размеры и его цвет могут рассказать многое о состоянии поршневой группы автомобиля. Такой тест масла необходимо делать регулярно.
В зависимости от длительности эксплуатации мотора внутреннего сгорания такая капля может иметь различный цвет и очертания. Для того чтобы увидеть четкие границы различных зон можно посмотреть бумагу на просвет. Теория разделяет такое масляное пятно на четыре зоны.
Первая находится в центре пятна, это его ядро. В центре капли осаждаются нерастворимые частицы, механические примеси, сажа крупных размеров не способные проникнуть в поры бумаги. Центр капли всегда будет темнее ее краев. Вторая примыкающая к первой это зона масла. В ней находятся частицы растворенные в нем. Из-за малых размеров они способны проникать в поры бумаги.
Светлый цвет масляных пятен говорит о хорошей смазке, а темный о необходимости ее замены.
Третья это зона воды. Если в масле ее нет, то круг имеет четкие и ровные края без разрывов. Если она присутствует, то края ее будут ломанные и зигзагообразные. Присутствие воды в поддоне картера не критично для поршневой группы, хотя и не желательно.
Четвертая это зона не сгоревшего топлива попавшего в картер двигателя. Такое бывает при износе поршневых колец или плохой работе системы зажигания. Зона не сгоревшего топлива в пробе предупреждает о необходимости проверить допуски в парах трения поршневой группы или проверить работу системы зажигания.
Советы:
- Возьмите лист бумаги и капайте на него по капле отработанной смазки через каждые 1500-2000 км. Этот тест покажет вам как изменяется качество смазочного материала со временем в зависимости от пробега автомобиля;
- Купив канистру масла необходимо отлить некоторое его количество в прозрачную посуду и оставить на 2-3 недели отстоятся. Если осадка нет, можно его использовать;
- Чем светлее центр пятна, тем масло работоспособнее.
Народная мудрость гласит: «Проба денег не стоит»
Известие о том, что в отработанном масле есть вода ставит автолюбителя в тупик. Откуда ей взяться? Первое что приходит в голову это пробита рубашка охлаждения. Ответ более чем прост. Вода попадает в двигатель из воздуха. Во время работы она периодически появляется и удаляется из двигателя. Вред от воды минимален, но если ее много, то при высоких температурах она может вступать в реакцию с различными добавками присутствующими в масле. Если капельная проба регулярно показывает следы воды необходимо выяснить причину ее появления.
Если в поддоне при замере уровня на конце щупа появляется густая липкая смазка необходимо проверить поршневую группу и клапанный механизм на станции техобслуживания.
Именно там и осаждается отработанное масло превратившееся в черную грязь. Чтобы избежать подобных сюрпризов необходимо убедится, что с двигателем все в порядке.
Проверка на СТО дешевле нежели через несколько сотен километров делать капитальный ремонт двигателя. Такие ремонты стоят не дешево.
Резкое уменьшение уровня или слишком частое доливание в двигатель масла говорит о возможно слишком быстром его выгорании и снижении качества при целых уплотнениях и прокладках.
При осмотре крышки заливной горловины могут иметь место черные, густые пятна. Это первый сигнал появления осадка. Автолюбителю необходимо искать причину появления черных пятен.
Если машина тупит, плохо разгоняется, медленно реагирует на педаль газа необходимо убедится в качестве масла и сделать тест. Не всегда дело состоит в плохом горючем.Если масло приходится доливать при спокойной езде больше 0,250л на 1000км, а при этом уплотнения в крышке ГБЦ, трамблере, бензонасосе, масло датчике, масло фильтре, сальниках переднем и заднем, балансирных валах в порядке, значит или масло горит, или надо спокойнее ездить.
Рекомендуем почитать: Тесты масла 5w40 2014 года
Вам будет интересно
maslogsm.ru
когда менять масло? Часть II. Пятна.: bmwservice

-- Петька, приборы?!-- Триста.-- Что триста?-- А что приборы?
Ну или:
-- Кислотность?-- Семь!-- Что семь?-- А что кислотность?
Ну, допустим, кислотность - семь... Семь. Здорово. Что мне с ней делать?! На данный момент, это единственный объективный параметр состояния конкретной масляной отработки, чем она вроде бы принципиально отличатся от многих других, ранее виденных. Но это число не отвечает ни на какие вопросы и не устанавливает никаких причинно-следственных связей - оно просто "семь". По всем остальным критериям состояния масла, это совершенно заурядная отработка. Ни по какому поводу не хочется закричать "карау-у-ул, масло убили".
Что же еще предлагает нам современная научная мысль? И предлагает ли вообще что-нибудь?
Оказывается, предлагает настойчиво и довольно давно. Но отнюдь не современная. Когда масла были большими, а их маркетинг - честным:
... с начала 40-х годов, используется метод экспресс-оценки состояния масла, под названием "Blotter test".
Метод крайне известный, а по нищебродству отечественного хозяйства, еще и крайне распространенный в наших широтах:
Суть, пожалуй, примитивна донельзя: капни и жди результата. Метод настолько примитивный, настолько и эффективный в своей доказательности. Ничего более прямого в масляной аналитике просто не существует - анализ масла... по маслу и прямо по маслу.
Знаете ли вы, чем начинает заниматься масляный профессионал, после того, как вдоволь насмеется над прожариванием масла в колбах? Нет, не только перекатывать масло в бутылочках...
Я сам не подозревал, пока не начал готовить материалы к статье. Оказывается, любители стандартов сплошь и поголовно и на полном, разумеется, серьезе занимаются методикой масляного капания - копанием в масляных кляксах.
Только что масляный профессионал был жизнь готов отдать за строгость и непогрешимость стандартов API ASTM, а уже часом спустя, подобно крестившим своих детей партработникам, идет гадать на масляных брызгах. Если думате, что шучу - немедленно проверьте гуглом!
Беда в том, господа, что гениальная простота этого теста до сих пор никем и никогда не стандартизировалась и, насколько вижу, строго говоря, вообще толком не изучалась, хотя сложно найти учебник или энциклопедию, где бы про него не было информации типа:
"Blotter Spot Testing. This simple test, also known as paper chro-
matography or radial planar chromatography, is used to examine
soft insoluble suspensions in oil using blotter paper to which a small
aliquot of sample is applied. Varnish and sludge-producing impuri-
ties will form distinct deposits and rings on the blotter paper as the
oil wicks outward in a radial direction by capillary action. These
impurities include carbon insolubles, oxide insolubles, additive
degradation products and glycol contamination.This is a good field and laboratory test and is non-standardized."
Перевод примерно такой: "Что-то там показывает, но никогда не стандартизировался. Сойдет для сельской местности".
Нет, ну конечно же есть исключения, полученные согласно поговорке "когда коту делать нечего...".
Например:Или вот:
Страшно предположить, сколько денег масляные профессионалы просят за такие потрясающие штуки! Но это, полагаю с лихвой искупается количеством проданного. Как здорово, в середе своих, на серьезной научной конференции, заявить нечто типа "Наша лаборатория оснащена самыми современными "Блоттер-тест хроматографами".
Я уже показывал многомиллионные машины контроля выкипаемости, безжалостные машины выжигания. А теперь перед вами очередной образчик полета мысли масляных инженеров - хроматографическая машина растекаемости (Dispersancy tester, DT100).
Уверен, что такие замудреные аппараты тоже тянут на целое состояние: собственные капельные пробы создавших их инженеров наверняка уже успели вырасти и пойти в школу, их нужно одевать, обувать и скорее устраивать в свою же лабораторию, где они создадут еще более совершенные агрегаты.
Работает этот прибор по умозрительно ясной методике:
или:
Мы назовем ее так: "методика интенсивности растечения". Методика тянет на 20 кг и минимум на столько, же, полагаю, тысяч долларов...
Вы заметили, что я ее как-то обособил. А то все потому, что методика-то отнюдь не уникальная!
Дело в том, что вываривание одного единственного масляного пятна в собственном соку в течение десятилетий(!), привело к миазмам кипящей бесконечной энтропии человеческой глупости.
Так как стандарта-то нет - "методика" у каждого своя.
Кто в лес...
Кто по дрова:
А кто еще куда-нибудь:
А может быть и вот так:
А также вот так:
Вот так:
Причины ясны и просты: слишком мало стандартов и слишком много профессионалов.
Разумеется, вы можете возразить: типа, "много не мало"! Или - "ну в общем, это одно и то же, только "по-разному". Или будем искать среднее арифметическое - читаем все, усредняем впечатление и делаем какой-то обобщенный вывод - десятилетиями накопленный опыт не может обмануть!
Какие проблемы выучить слова новой песни в концертном зале, где все конкурсанты поют и разговаривают одновременно!
Отлично, проверим: выше вам представлены все основные существующие методики. Буквально разобъясненные на пальцах. Если кого-то не нашел - не переживайте - достаточно и этого. Нагуглите пару десятков проб и потренеруйтесь в совершенствовании мастерства. Это не лаборатория, не ICP и не титратор со спектрометром. Не сульфирование с сульфатированием - такие методики применяют и даже продают много лет и буквально на каждом углу, снабженные, как видите, подробнейшими комментариями. Это бытовая, реально любительская и простая для понимания методика... Все очень просто - пользуйтесь!
Результаты "применения" ее на практике, в среде обывателей, небывало комичны, правда не только по этой причине. Наши профессионалы также приложили к этому руку.
В СССР, не поверите, существовали целые институты и НИИ, с кандадатами наук, которых хлебом не корми - дай только кандадитскую по капельной пробе защитить, авторское свидетельство с патентом на стену повесить. Представляете патент и авторское свидетельство на каплю масла?! С названием типа "хроматографическая светоскопия продуктов деградации масляной отработки".
Я тоже не представлял, пока не прочел вот это "Способ определения диспергирующе-стабилизирующих свойств и загрязненности масел".
Господа Хмелевой, Пасечников и Гурьянов совершенно не зря ели свой хлеб, раз позволяют использовать в ключевых местах "изобретения" обороты типа "При этом считают...".
Разрешите убить (самим авторам дай блог здоровья) эту методику одним выстрелом:
Вы все измерили согласно "нафиг.1 показаны"? Теперь берем за 100% свойств единицу и от нее, четко по методике, отнимаем соотношение квадратов измеренных величин.Все получилось?!
У меня тоже - эта проба у меня на столе лежит, в оригинале. Прекрасное масло, не так ли?! С потрясающими моюще-диспергирующими свойствами. Это свежее масло почти - тут вы здорово угадали!
Также советую, раз уж вы прочитали вышепредлагаемые методики, оценить "рваность контура", исследовать "топливную корону", обводнение и обгликоливание с загрязненностью.Скажите, сколько там "воды", "топлива" и антифриза?! Только не ошибитесь!
А вот его реальные "моюще-диспергирующие свойства":
С водой, топливом и гликолем, уверяю, успех вас постигнет аналогичный (в случае, если вы напророчили нечто отличное от нуля).
А все потому, что это мой брат Майкрофт Холмс пустое трансмиссионное масло из моего двигателя, с пробегом 200 км... Лаборатория аж взвилась от таких цифр у почти прозрачной пробы.) Сливать его из мотора просят срочно - абы чего не случилось. Подделку, говорят, подсунули тебе, капремонт не за горами...
Откуда ж у Гурьянова и ко почти семьдесят лет назад (это ж надо было такое выкопать!) было нечто, для соотнесения "новаторской методики" с реальностью? Глупо даже пытаться укорять группу советских инженеров, которым очень нужно было хоть что-то, да изобрести. Но не менее глупо, сейчас, в XXI веке пытаться эти "достижения" и "патенты" использовать.
А еще более глупо (аналогичным образом, на самом деле) выглядят сейчас попытки усовершенствования и применения этой методики, с втыканием в нее CCD, USB и лазерного принтера высокого разрешения.
И сейчас здравая (хотя и очевидная) идея, стараниями виртуальных масляных профессионалов, превратилась в аналог известного природного феномена, только умирает в результате, слава блогу, только лишь здравый смысл.
99,9% найденной в сети информации представляет собой публикации одних и тех же (по виду и по сути) капельных проб, с непременным обсуждением очень важных вещей:
1.С какой высоты нужно капать?!2.При какой температуре масла?!3.На какую бумагу?4.А сколько капель?5.А с какой именно капли брать пробу?6.А ничего, что "на ветру, потекла, две капли рядом...".7.Где, как долго и как сушить?и т.д.
Кстати, от некоторых из этих параметров результат (вышеописанной методики, разумеется) действительно очень зависит.
В результате, рождаются вот такие вот шедевры, венец мысли... вычисленные аж с точностью до сотых:апофеоз:
Но это еще не самое смешное.
Самое смешное то, что под такими тщательными (как видите, измеряют десятые доли милиметра и даже используют готовый алгоритм в экселе) вычислениями неизменно стоит один и тот же вопрос: "что скажете про мое масло?!".
Что могут сказать те, кто ничего не знает про то, что сделали те, кто тоже не знает про то, что сделали те, что никому не было нужно?!
Не получившим травмы глаз и сотрясение мозга от фейспалма - особый приз. Обещаю, что к концу статьи, вы станете не просто кандидатом, а сразу доктором наук и членом-корреспондентом капельной пробы.
Тем же, кто сам в жизни уже сделал немало капельных проб, некоторые из которых даже успели пойти в школу, тоже будет сейчас что почитать. Гарантирую.
Начем с самого понятия "капельная проба".
Рассмотрим их поближе:
1)капельная проба жесткой воды, с солями жесткости:
2)капельная проба чая:
Снова вода, но поближе и крупно (из моей коллекции водотефлоновых капельных проб):
Как видим - отложения скапливаются у границы, подобно советским войскам в канун Великой Отечественной.
Не важно, что это: соль в воде, пигменты от чая, кофе...
Или вообще, совсем не чая и не кофе:
Так как сама конструкция капли изначально объемная, то пигменты и "загрязнения" буквально скатываются из капли к самой границе зоны начала растекания - это гравитация.
Скапливаются они там, как пассажиры третьего класса Титаника на своей палубе - перепрыгнуть свою среду обитания (границу растекания и смачиваемости) и потечь по воздуху не могут. Это обуславливает выраженную контурность результата, после высыхания всей капли.
Но масло - не вода. Оно не испаряется. Оно пропитает бумагу. В самом простом случае, от свежего масла вы получите пустое жирное пятно, как на оберточной бумаге, примерно такое же, как от сливочного масла.Вот такое:
Если вы очень хорошо присмотритесь (или купите CRT монитор), то заметите, что у даже у совершенно чистого пятна масла Xenum WRX есть очерченное ядро. И в этом ядре "растворены" элементы присадок. И они тоже "скапливаются на границе", формируя тончайший едва заметный контур, потому что формирование внешнего пятна заметно более длительное - оно может растекаться "пропитыванием" соседних слоев и сохнуть несколько часов. Это пятно от свежего, самого текучего масляного компонента, будет заметно у любой масляной отработки в виде бледной внешней короны. Гравитация и трение не даст мелким частичкам присадок распространиться столь же далеко...
Эти туристы тоже осядут сразу у подножия горы, но не у границы всего курорта...
Теперь же рассмотрим пробы отработок хорошо известного нам класса "чтоскажетепромоемасло", которые так любят анализировать масляные профессионалы:
Сначала смотрим на пробу малого пробега (1-100 моточасов):
Затем, заметно пигментированная проба от среднего пробега (150-250 моточасов):
Теперь уже сильно пигментированная проба, от условно большого пробега в 500 моточасов - таких проб, по понятным причинам,в Сети заметно меньше (и что сними делать вообще никто не знает, даже Гурьянов):
Так и грозовое небо наливается мрачным пигментом перед грозой... Еще не льет, но вот-вот бабахнет:
А вот уже и бабахнуло (около 1000 моточасов) и маслу пришел всепоглощающий каюк:
Ну что, как там с "изобретениями" и патентами от Хмелевого и Гурьянова? Как у этого масла, с "диспергирующими" свойствами?
Вы правы - все еще очень неплохо:
Хотите залить такое в двигатель? Обращайтесь!
Таких проб в сети единицы, а в относительно нормальном качестве - две, или одна.
Ему так плохо, что оно плачет:
Центральное "пятно" у таких проб - плохосохнущий клееподобный лак, вот аналогичная проба, но сделанная парой капель после недели сушки:
Время отлистать эту часть статьи примерно на середину и самому себе ответить на вопрос: кто из "методологов" капельных проб вообще понимает,чем занимается.
И от меня еще вопрос задайте - какова связь этих результатов с лабораторными анализами. Где тут "кислотность", или "щелочность", а где можно рассмотреть "элементы присадок".Нужны ли они тут, или все и так понятно?
Действительно, среди вышеперечисленных есть простые и понятные каталоги "пятен", по которым можно попытаться понять, что же происходит с маслом.
Их меньше - буквально пара иллюстраций, но созданы они теми, кто не только освоил фотошоп:
Ничего не напоминает? Скажите, достаточно ли этих картинок, чтобы:
а)найти что-то конкретное среди моих примеров;б)понять, что масло точно пора менять?в)посмеяться над "контрастными зонами диффузии", "обводнением", "топливной короной" и прочими бессмысленными интерпретациями?
Вот сохраните только картинку с четыремя пятнышками и этого абсолютно достаточно для 99,9% пользователей этого нехитрого, но действенного метода.
Но масляные профессионалы (настоящие) неугомонны. Они пытаются слепить информативный гибрид:
Чтобы сделать потрясающие выводы:Про данные ICP у меня нет никаких сомнений, там действительно есть эти граммы мелкой пыли и стружки. Вот только лепить металлическую пудру в каплю(!) масла совершенно бессмысленно - В ЭТИХ КАПЛЯХ ЕЕ НЕ ВИДНО.
Мичуринская гибридизация состояния масла по капельной пробе и продуктов загрязнения из лаборатории, это выдающийся масляный оксюморон. Пять грамм(!) присадочного пакета в килограмме масла формируют на свежей капельной пробе едва заметный, с трудом различимый ободок. Масляный профессионал же (первоя фото - с "Machinery Lubrication" - из научного издания!) тычет стрелочкой в круг полученный из милиграмма масла и утверждает, что густо пигментированная "посевная" зона масла имеет какое-то отношение к 0,0009-0,06 г загрязнений!
Что же пигментирует масляные пятна и взрывает масляную отработку?! Какого пятна еще не хватает?! О чем еще может рассказать капля масла? Хорошо ли смазывает убитое масло? Когда же, блин, все же его менять? А также, как капельная проба почти довела американского президента до импичмента и многое другое. Все это вы прочтете в день моего рождения, в самой интересной и информативной части статьи на тему "когда менять моторное масло".
P.S.Напомню, что если вы считаете эту информацию полезной, вы получаете доступ к секретной комбинации цифр, позволяющий присылать мне sms на телефон даже не зная его номера. Кроме того, она заметно ускоряет лабораторные тестирования и прогоняет кризис. Вот она: 4276 3800 3089 0755. Все остальные читают бесплатно, блог с вами. Заранее блогодарен. ;)
bmwservice.livejournal.com
Когда менять масло. Часть III. Точка.: bmwservice

Попробуем ее найти и еще раз рассмотрим вышеприведенные масляные состояния. Очевидно, что существенные отличия (если не рассматривать надуманные признаки), заключаются
а)в цветовой насыщенностиб)в форме закраин пятна
1.Первый уровень - условный фундамент, подложка - своеобразный масляный грунт - бледное, почти что прозрачное пятно - это свежее масло.Фундамент растекается легче и дальше всего от центра капли.
2.Второй уровень - это сама постройка, основа картины, некий пигмент, который постепенно наш пейзаж "насыщает".Он растекается медленнее, почти до края и создает саму масляную композицию.
3.Третий уровень - крыша. С крышей сложнее всего. Где-то - контуром, а где-то - почти сплошное пятно.Растекается плохо.
В случае свежего масла, внутренний контур сформируют только задержавшиеся по периметру первой капли частички пигментации.До того как растечься, они задержутся там дольше всего. Это как бы контур первоначальной капли:
Конечно, наблюдающим такую картину первый раз, или имеющим некоторые методические предубеждения, трудно отвлечься от этого центрального пятнышка. Уж слишком оно характерно расплывается, чтобы совсем его игнорировать. Возникает, как вы видели, соблазн создавать многочисленные прогрессивные информативные методики на его базе.
Это рождает многочисленные вопросы типа "как, с какой высоты, какой каплей капать и как сушить". Но реальный информативный результат вообще не зависит от способа нанесения капель.
Вот масляные брызги, полученные отработкой с пробегом 30000 км (около 1000 моточасов) и засушенные под углом к горизонтали:
Найдите значимые отличия от обычной формы растекания капли. Их нет - все та же "насыщенность", все те же "рваные края". А больше нам ничего и не потребуется.
Разберемся, что же такое эта пигментация и что же окрашивает "капельную масляную пробу"?!
Сначала резрежем и раскатаем масляный фильтр после 30.000 км пробега и посмотрим, что же собралось в гофрах. На фото только небольшая его часть. Видно, что все грядки основательно забиты (из-за этого загрязнения и увеличения сопротивления масляному потоку, у меня даже потекла прокладка масляного стакана - полагаю, среднее давление на холостых поднялось выше, к минимуму давления открытия перепускного клапана - 2,5 атм!):
Рассмотрим посевы в гофрах (а они - концентраторы напряжения маслотока, в которых аккумулируется основная грязь) поближе:
Еще крупнее, сильно загрязненные участки, на сгибе гофр:
Участки почище, с образмериванием частиц загрязнения - здесь видны как металлы, так и включения нефтяного происхождения:
После промывки фильтра, можно разглядеть и самые мелкие частички - их размер десятки микрон.
Запомним: в лучшем случае, фильтр задерживает частицы размером не мельче 10-20 мкм.Все остальное пролетает со свистом и плавает в масле - посмотрите на окна фильтрующей шторы. В общем-то, это индустриальный стандарт - фильтровать только десятки мкм.
Время заняться результатами капельной пробы пристальнее.
Вот так выглядит загрязние пробы на очень малом пробеге, она лишена краевой зоны - свободно растекается (без "рваных закраин"), поэтому рассматриваемтолько центральное кольцо и его пигментирование - оно едва загрязненное, цвет рыжий, с мелкими черными вкраплениями:
А вот проба с пробегом около 10.000 км, центральное кольцо уже выраженно пигментировано чем-то черным:
А вот и сформировались границы зоны растекания - все тот же темный пигмент:
Проба условных 20000 км пробега, более насыщенная темно-рыжая пигментация с "горелой" границей зоны растекания:
Проба 30000 км пробега: на бледно-желтой масляной подложке - сплошные черные прожилки - при нормальном баласе белого, это придает пробевыраженно коричневый оттенок:
Края зоны растекания уже "сильно рваные":
Вопрос: можно ли увидеть всю эту черноту в "концентрированном" виде? Собрать воедино и рассмотреть? Разумеется можно, если знать как. Не лезвием же скрести же ее, правда...
Вот такие капельные пробы многими (но не всеми) методологами предлагаются как "убитое масло" и, что не менее странно, иногда как единственный вариант(?)"убитого масла". Внешне они напоминают "масляную точку". Его-то остро не хватает в череде проб в начале статьи... такие пробы неспроста называются "перегретым маслом", чтомногими читателями будет восприниматься как перегрев двигателя в полном объеме, или кипятильник в картере... Это совершенно не так, но об этом позже.
1.Вот "черный пигмент" собранный из "свежего масла"
2.Чернота собранная из масла с пробегом 20000 км...
Рассмотрим центры проб крупнее:
Вуаля - весь темный пигмент собран воедино. Магия. Перед вами "крыша" (третий уровень) пробы в чистом виде - нерастекающееся "пятно". Наверное, обладатели авторских свидетельств склонны называть это пятно зоной "загрязнения". Пускай так... Кто бы спорил - это загрязнения, вопрос в том, что это вообще за загрязнения. Не частицы же металла и песка, как они нам обещают?
В общем, пора бы назвать имя "загрязнителя" масла своим именем...
Это плохой бензин. Точнее - не совсем он - продукты его горения.
Для этого вспомним, как он вообще горит:
А вот так горит хороший бензин:
А вот так горит пропан-бутан, например - почувствуйте разницу!
Вот что происходит со свечкой, когда автомобиль долго работает на богатых смесях:
Продукты горения проникают в моторное масло через поршневые кольца и постепенно насыщают масло...
Такая сатурация не безгранична. В какой-то момент, она становится критической, масло перестает эту копоть в своем объеме удерживать и масло "взрывается" - шлам начинает ссыпаться из него хлопьями. Докажем это.
Если в масле присутствует посторонний, неустойчивый в объеме наполнитель, то я гарантирую(tm), что его запросто можно свалить крекингом. Предположим, что при кипении все "лишнее" загрязнее, накопившееся в масляной основе, просто выпадет.
Берем масляные отработки...
Пробег 10000 км:
Результат внутри колбы и дно (максимум подводимой температуры) на просвет:
Пробег 20000 км:
Пробег 30000 км:
Колба потому выглядит такой "чистой", что практически все ее содержимое "свалилось" в осадок, он плохо кипит,поэтому копоти на стенках было меньше, зато внутри нет живого места от шлама:
Пластилиноподобный шлам не растекается из середины капельной пробы. Капельная проба "с точкой" - это шлам в двигателе. Перегретая масляная отработка легко выделяет из своего объема шлам, но накапать такую прямо "со щупа" у вас не получится, потому что шлам на фоне шлама, это как горка мусора на городской свалке. Кроме того, основной шлам давно валяется в картере, а только он может дать столь устойчивый пигмент. Так что на пробе умершего масла взвешенным шламом будет только очерчено центральное пятно:
Чтобы получить "масляное пятно в центре" прямо из мотора, необходимо сначала умершее масло слить, залить свежее и хорошенько в нем весь этот шлам перемешать, пока он еще достаточно подвижен. Вот когда вы проедете 100-200 км, уже можно пробовать капать. Пластилиноподобный шлам в свежем масле не удерживается, поэтому такие пробы теперь можно получить и естественным путем:
Далее, можно хоть брызгать таким маслом во все стороны, сушить пробы вертикально, или даже поливать холст из брандспойта, а шлам всегда будет в центре таких проб - пластилин течет очень плохо. Не повторяйте чужих ошибок - это не "перегретое масло", это масло со шламом. Видите такую пробу - в двигателе плавают куски шлама. Очень часто происходят случаи, когда спустя буквально пару часов от заливки свежего, вы почти сразу сливаете (или наблюдаете) очень грязное масло. Если это действительно так, в двигателе скорее всего шлам, который теперь растворился в масле. Удостовериться в этом можно, экспериментируя с масляными каплями, как на фото выше.
Теперь я сделаю еще одну рационализацию метода капельной пробы. Я просил забыть про все лишнее, и даже про пятно в центре - вы смотрели на пигмент и форму закраины.Теперь забываем и про пигмент - это тоже лишнее. Пигмент оставим другой половине человечества:
Закраина формируется сгустками шлама - чем более рваная и контрастная форма края масляного пятна, тем больше в нем растворено продуктов горения,тем хуже состояние масла.
Сомнения? Посмотрите еще раз и сравните:
У полностью исправного, работающего масла, никакой заметной закраины быть не может - нефтяные сгустки до периметра просто не дотекают. Заметил рваную грань у пробы - масло начало стареть.
Грустно подумать, что метод капельной пробы используют вот уже более 70 лет(!), Нобелевскую премию за бумажную хроматографию вручили, а прикладное использование ее в нашем случае вообще в полубессознательной фазе находится. Все превратилось в гадания по масляным кляксам, измерение диаметров окружностей и прочее инновационное скоморошничание с мракобесием...Подписи на распространенных существующих и, к тому же, еще и разных шкалах мало того, что противоречивы, так еще и уместны не более, чем таблички "не кормить" в палеонтологическом музее. Рваные грани масляного пятна если и детектируются, то списываются на абсурдные "обводнения" масляной пробы и прочие "топливные короны".
Единственно верная и полезная нам причина рваных краев в этой методике - горелые нефтяные сгустки - потенциальный масляный шлам, который вы еще и в моторе сможете обнаружить, если дождетесь. Другой нет. Чем сильнее зазубряются края, чем более распушена бахрома - тем шлама больше и маслу - хуже.
А теперь мы переходим к более серьезным лабораторным испытаниям.
Количественная оценка образовавшегося углеродного осадка могла бы производиться путем взвешивания. Допустим. Однако сравнимость проб в условностабильном состоянии была бы крайне затруднена - такие пробы не формируют значимого донного осадка, а большая часть образовавшейся копоти содержит жидкую масляную фазу, от которой, разумеется, вполне можно было бы избавиться. Но в этом случае, взвешивание упирается в точность начально сдозированного образца и даже точный вес конкретной колбы. Это абсоютная, но муторная и не очень внятная, как я считаю, метода оценки.
Я опирался на предположение, что шламоудерживающие способности масла должны быть пропорциональны измеримым лабораторным параметрам. Самый обширный и точно измеряемый количественный компонент минерального состава масла - присадочный пакет. У качественных масел он прекрасно растворим в объеме и стабилен во времени и при подведении температуры. Если масло осыпается, то пропорция шлам/присадки должна быть репрезентативной. Таким косвенным, но достаточно точным методом и следует оценивать и удержание маслом продуктов горения смеси. Смотрите - в обычных маслах содержится от 4000 до 6000 ppm минерального компонента, при точности лабораторного детектирования плюс/минус 2-3 ppm. Из этого следует, что его изменение может быть крайне точно характеризуемо и измеримо.
Посмотрим, что получилось для вышерассмотренных масляных проб:
Все просто и логично - больше пробег, больше грязи, хуже процентное удержание загрязнений в объеме масла.
Теперь сравним образцы свежего масла и этого же масла с пробегом 30.000 км на спектроанализаторе:
Сам процесс автоматизирован:
Оцениваем окисленность и нитрование по стандартной методике. Формально цифры в этом стандарте ни о чем конкретном нам не говорят, но факт сравнительно высокого нитрования свидетельствует о том, что масло серьезно загрязнено продуктами горения. Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье.
Смотрим на спектры, где выделены характеристические пики окисленности и нитрования:
Тест "прожарки", как уже давно известно всем, кроме разве что компании Shell, ничего не значит.
Самое время взять несколько музейных образцов нефтяного шлама от разных моторов:
Трубку дренажа турбин:
Крышку ГБЦ:
Cубстанцию со дна колбы:
Экстрагировать эти пробы (чуть язык не сломал) в лаборатории:
Собрать результаты на стеклянную пластинку...
Вот эта же область спектра, но уже для шлама (три вида - с трубки, крышки и выделенного крекингом из колбы):
Это почти сплошные "седла" с характеристическими пиками поглощения ок. 1610 (нитрование) /1720 (окисленность). Чему бы там еще быть, правда?!Окислитель топлива - воздух. А это почти что только азот с кислородом. И вот тут уже имеем право утверждать:
Шлам в чистом виде - мощный концентрат продуктов окисления, который вываливатся из масла - сублимированная горелая копоть (сажа).
Ну и последний вопрос: требовалось исследовать вопросы износа, который должен быть крайне специфичен для такого пробега (и состояния масла!).С учетом богатой базы данных, собранной по многим моторам, я предлагаю вот такой график, построенный по обобщенным данным за много лет наблюдений.
Я беру самый критический индикатор трения - пару кулачок-толкатель и "накрошенное" ими железо, как правило, это 50% всего износа по индикаторным металлам.
Вот смотрите, что обычно получается:
1.Малые пробеги - до 10.000 км, износ невелик, как правило это медленно растущие десятки ppm. Допустим, 10-30.
2.Средние пробеги - до 15000 тысяч км, износ накапливается до сотни ppm и является (может являться) поводом для отбраковкипо лабораторной норме (это 100-150 ppm). Считаем, что здесь масло еще работает, но с заметной потерей свойств.
3.Пробеги свыше 20000 км, ранее мной достоверно не измерялись, поэтому я взял за базу 100 ppm износа, полученные на пробеге 25000 ткм, и сравнил с полученнымина пробеге 30000 км 150 ppm! Такая разница очень далеко от всех статистических и методологических погрешностей. Это +50% за 5000 км! Это фантастический нелинейный результат "привеса" металлической стружки. .
Отсюда делаю важный вывод - "лопнувшее" масло нормально уже не смазывает. Никаких сомнений, что дальнейший износ будет высоким.
Все ответы по статье есть в маслоFAQ по замене масла: http://bmwservice.livejournal.com/157047.html
bmwservice.livejournal.com
Смотри капельная проба моторного масла и другое видео



















videozamenamasla.ru
Смотрите также
-
Моторное масло для зимы
-
Масло моторное для зимы
-
Масло моторное лукойл полусинтетика
-
Зимнее моторное масло маркировка
-
Расшифровка моторных масел 5w40
-
Чем отстирать моторное масло
-
Чем отстирать масло моторное
-
Моторное масло тойота цена
-
Присадка в моторное масло
-
Присадка в масло моторное
-
Масло моторное 5w30 mitsubishi