Вязкость масла моторного


Вязкость моторного масла для лета, зимы. Таблица температур.

Моторное масло, как известно, выполняет очень важную функцию в двигателе — смазывает сопряженные детали, обеспечивает герметичность цилиндров и выводит все продукты сгорания топлива. Производят все моторные масла способом перегонки нефти и выделения из нее тяжелых фракций, а заданный набор эксплуатационных характеристик задается благодаря применению различного рода присадок.

Одним из важнейших свойств любого моторного масла является его вязкость. Вязкость масла — этого способность сохранять нужные свойства в заданном диапазоне температур, то есть оставаться между сопряженными деталями, сохраняя при этом текучесть. Диапазон температур зависит от типа двигателя и от тех климатических условий, в которых он эксплуатируется. Например для стран с теплым климатом нужно масло с большим показателем вязкости, соответственно оно будет более густым, чем те масла, которые используются в холодных краях.

Как определить вязкость масла?

Если вы когда-нибудь видели пластмассовые канистры с маслом, которые продаются и на заправках и даже во многих супермаркетах, то на них всех есть обозначения типа — 10W-40, 5W-30, 15W-40, а на канистрах для трансмиссионных масел, нигрола, масел для коробки передач имеются обозначения — 80W-90, 75W-80 и др. Что означают эти цифры и буквы?

W — это от слова winter — зима, то есть все виды моторных масел, на которых есть такое обозначение, подходят для использования в зимних условиях. Правда, нужно уточнить, что зимы бывают разные — в Крыму или в Сочи температуры редко падают до тех экстремальных значений, которые бывают в Новосибирске или Якутске.

Возьмем самый распространенный в наших климатических условиях вид — 10W-40. Цифра десять говорит о том, что вязкость масла при морозе минус 25 градусов (чтобы получить эту цифру, нужно от десяти вычесть 35), достигает максимального значения, когда еще возможен безопасный запуск мотора.

Есть также показатель прокачиваемости, определяющий самую низкую температуру воздуха, при которой насос будет еще в состоянии закачать масло в систему. Чтобы узнать эту температуру, нужно от первой цифры отнять сорок — для 10W-40 получаем значение в минус 30 градусов. Таким образом, этот вид масла приспособлен для тех стран, где не бывает холоднее 25-30 градусов мороза.

Если же говорить о второй цифре в маркировке — 40 — то она определяет кинематическую и динамическую вязкость при +100 и +150 градусах соответственно. Густота масла тем больше, чем больше данный показатель. Масло 10W-40, впрочем как и все, в обозначении которых присутствует буква W, является всесезонным и применяется при средних температурах от -30 до +40. Для тех двигателей, которые отработали половину своего ресурса, рекомендуют использовать масла, где показатель вязкости при высоких температурах составляет 50 — 10W-50 или 20W-50.

Таблица вязкости.

Если же говорить о трансмиссионных маслах, то тут своя особая шкала обозначений, которой мы касаться не будем, скажем только, что чем ниже первая цифра в маркировке, тем при более низких температурах масло может сохранять свои свойства. Например 75W-80 или 75W-90 можно использовать при температурах от -40 до +35, а 85W-90 — от -15 до +40.

Как подобрать масло по показателю вязкости?

Выбирая моторное масло для конкретной модели, нужно обращать внимание на целый ряд обозначений: тип двигателя, тип автомобиля, степень вязкости — дизель/бензин, инжектор/карбюратор, легковой/грузовой и так далее. Все это обычно указывается на этикетке. Кроме того, есть масла рекомендуемые производителем, не стоит пренебрегать этими указаниями, так как двигатель рассчитан на определенный уровень вязкости.

Поскольку в России очень большой сезонный перепад температур, то нужно выбирать именно те масла, которые подойдут для ваших климатических условий. Например при низких температурах, пусть даже не очень экстремальных, завести двигатель будет проще, если залито масло 5W-30, поскольку оно сохраняет свои эксплуатационные свойства при температурах до -40.

Если же средние годовые температуры находятся в диапазоне от -20 до +20, то не нужно что-то придумывать особое и пользоваться всесезонным маслом 10W-40, 15W-40, ну или 10W-50, 20W-50 для «подуставших» двигателей.

Тесты некоторых моторных масел и их показатели.

vodi.su

Вязкость моторного масла. Таблица SAE

duin.ru

Вязкость моторного масла – выбираем нужный состав + Видео » АвтоНоватор

Выбрать смазку для двигателя своего автомобиля несложно, если выяснить, что представляет собой вязкость моторного масла и некоторые иные его параметры. Разобраться в данном вопросе может любой водитель.

Вязкость масла – что это?

Данная жидкость выполняет несколько важных задач, обеспечивающих работоспособность двигателя: удаление продуктов износа, обеспечение оптимального показателя герметичности цилиндров, смазка сопряженных элементов. Учитывая, что температурный диапазон функционирования силовых агрегатов современных транспортных средств достаточно широк, производителям сложно изготовить «идеальный» состав для мотора.

Зато они могут выпускать такие масла, которые помогают добиваться оптимального КПД двигателя, обеспечивая при этом его незначительный эксплуатационный износ. Важнейшим показателем любого моторного масла является класс его вязкости, который обуславливает способность состава сохранять свою текучесть, оставаясь на поверхности узлов силового агрегата. То есть достаточно знать, какой вязкости лить моторное масло в ДВС, и уже не беспокоиться о нормальной его работе.

Динамическая и кинематическая вязкость моторного масла

Американский Союз автомобильных инженеров SAE создал понятную систему, которая устанавливает классы вязкости моторных масел. Она учитывает два вида вязкости – кинематическую и динамическую. Первая измеряется в капилляр-вискозиметрах или (что отмечается чаще) в сантистоксах.

Кинематическая вязкость описывает показатели его текучести при высоких и нормальных температурах (100 и 40 градусов по Цельсию, соответственно). А вот динамическая вязкость, которую также называют абсолютной, обозначает силу сопротивления, образующуюся при движении двух, отдаленных друг от друга на 1 сантиметр слоев жидкости со скоростью 1 см/с. Площадь каждого слоя устанавливается равной 1 см. Замеряют ее вискозиметрами ротационного типа.

Как определить вязкость моторного масла по стандарту SAE?

Данная система не устанавливает качественные параметры смазки. Другими словами, индекс вязкости моторного масла не способен дать автомобилисту четких сведений о том, какую конкретно жидкость ему лучше всего заливать в двигатель своего «железного коня». Зато цифро-буквенная либо цифровая маркировка состава по SAE описывает температуру воздуха, когда можно эксплуатировать масло, и сезонность его применения.

Расшифровка вязкости моторного масла по SAE не представляет труда. Всесезонные смазки маркируются следующим образом – SAE 0W–20, где:

  • число 20 является показателем высокотемпературной вязкости состава;
  • английская литера W «дает разрешение» на применение масла в зимний период;
  • цифра 0 определяет самое малое значение температуры, при которой допускается заводить двигатель до -40 °С.

Классификация моторных масел по вязкости для сезонных составов еще более проста. Летние имеют вид SAE 50, зимние – SAE 20W.

На практике класс SAE выбирается на основании того, какой средний зимний температурный режим характерен для пояса, где используется транспортное средство. Российские водители обычно выбирают продукцию с индексом 10W–40, так как она оптимальна для эксплуатации при температуре до -25 градусов. А максимально подробную информацию о соответствии отечественных групп вязкости и международных классов содержит таблица вязкости масел моторных. Найти в интернете ее совсем нетрудно.

Кроме описанной классификации масел по вязкости используется их разделение по индексам ACEA и API. Они характеризуют моторные смазки по качеству, но об этом мы поговорим в другом материале, посвященном вязкости смазок для двигателей авто.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

carnovato.ru

Вязкость масла - как расшифровать маркировку вязкости моторного масла?

Маркировка и любые надписи на бутылке с маслом означают одно из двух: либо его характеристику, либо его название. И на основе этого мы легко расшифруем маркировку, отличим её от маркетинговых названий и прочего лишнего, а ещё узнаем нужную нам вязкость моторного масла.

Вы знаете, какие бывают характеристики масла? Их не так много: на качество масла влияет его тип, использование тех или иных присадок, вязкость масла и небольшой ряд других. Из всего этого вязкость масла - одна из важнейших характеристик, и о её расшифровке мы будем говорить больше всего.

Что такое вязкость масла?

Вязкость, по определению, является сопротивлением масла к течению. Это - самое критическое физическое свойство моторного масла, так как это влияет на скорость износа деталей двигателя и расхода топлива, а ещё расхода самого масла.

Мы понимаем, что вода является жидкостью с низкой вязкостью, а мёд или сгущёнка - жидкостью с высокой вязкостью. Но мы также знаем, что чем выше температура сгущёнки и мёда, тем меньше становится их вязкость - они могут течь быстрее и легче. Но не все знают, что вязкость моторного масла измеряют не статично, а динамично - то есть в зависимости от температуры, давления и ещё ряда факторов.

Принято измерять 3 основных показателя вязкости моторного масла:

  • кинематическую вязкость - изменение вязкости при физическом (механическом) воздействии на масло: например, при образовании крутящейся воронки из масла;
  • динамическую вязкость - изменение вязкости при повышении давления на моторное масло;
  • индекс вязкости - изменение вязкости масла в зависимости от температуры.

Все эти три показателя оцениваются не только в контексте вязкости масла, но и для измерения изменений его смазочных свойств и химических свойств его присадок.

Как расшифровать маркировку масла?

Итак, на этикетке написано не так много, но эта информация наиболее важна для нас. Нам следует отбросить маркетинговые составляющие маркировки и надписей, хотя, производитель масла очень важен. То, что Вы увидите сразу после названия марки и модели масла - это чаще всего маркетинговая составляющая. "Shell Helix Ultra", "Mobil 1 3000 Super", "MOBIL Super 3000 X1 Formula FE", "Best Oil Super Cleaning Smart" - всё, что здесь подчёркнуто, используется лишь для привлечения внимания и не несёт смысловой нагрузки.

Некоторую пользу уже начинает нести обозначение объёма канистры с маслом и разметка на торце этой канистры с метками объёма для удобства измерения при доливке.

Как расшифровать маркировку вязкости масла?

И вот мы подошли к самому главному. В мире используется несколько типов маркировок моторного масла на основе его вязкости, но нам будет интересна только одна - по системе SAE, использующая из вышеперечисленных динамических измерений вязкости именно индекс вязкости. 99% масел в нашей стране имеют эту маркировку.

Речь идёт о таких надписях-обозначениях на этикетке с маслом: 5W-40, 10W-20 или 0W-60. Что означают эти надписи? Всё довольно просто!

  1. Буква "W" - это обозначение того, что моторное масло является зимним ("Winter"), то есть протестировано и пригодно для отрицательных температур.
  2. Число до "W" - это морозостойкость зимнего масла. Число это кратно пяти, и чем оно ниже, тем в более холодных условиях можно использовать масло.
  3. Число после дефиса - это, наоборот, жаростойкость масла. Обычно это число означает индекс вязкости при температуре 100° C (наиболее близкая к рабочей температуре масла в двигателе). Чем выше число, тем к более высоким температурам готово масло.

Число до дефиса влияет на холодный пуск двигателя, а число после - на работу прогретого мотора. Каким же температурам соответствуют эти обозначения?

Как расшифровать обозначение морозостойкости масла:

  • 0W - масло подойдёт для условий работы температуры окружающей среды не ниже –35° C;
  • 5W - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не ниже –25 ... –30° C;
  • 10W - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не ниже –20 ... –25° C;
  • 15W - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не ниже –15 ... –20° C;
  • 20W - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не ниже –10 ... –15° C.

Самое лучшее масло для жителей Сибири - 0W, а жителям Краснодара или Сочи подойдёт и масло с индексом 20W.

Как расшифровать обозначение жаростойкости масла:

  • 30 - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не выше +20 ... +25° C;
  • 40 - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не выше +35 ... +40° C;
  • 50 - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не выше +45 ... +50° C;
  • 60 - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды выше +50° C.

Если мы купили моторное масло с вязкостью 5W-40, то мы можем его использовать в диапазоне температур от –25 до +40° C. Большинство современных автомобилей требуют для работы своих двигателей масла марок 5W-30, 5W-40, 10W-30 или 10W-40.

Чем ниже первое значение, тем более вязким будет моторное масло.

Так выглядит визуально вязкость масла различных индексов
Какое значение имеет вязкость масла в моём двигателе?

Вязкость масла - это ключевой момент, определяющий, насколько легко масло перекачивается через рабочие компоненты двигателя, как легко оно пройдёт через масляный фильтр, и как быстро оно будет стекать обратно в двигатель. Чем ниже вязкость, тем легче всё это будет происходить.

Но здесь нам приходится находить компромиссы. Для запуска холодного двигателя масло должно быть как можно менее вязкое - т.е. более жидкое. Но, чем ниже вязкость, тем меньшую нагрузку масло может поддерживать в подшипниках коленчатого вала. И чем выше вязкость, тем лучше масло будет отрабатывать колоссальные нагрузки внутри двигателя. Чем выше вязкость моторного масла, тем больше сопротивления оно оказывает на движущиеся компоненты, и следовательно, тем больше ведёт к потере КПД двигателя и мощности. Компромисс заключается в минимизации потери мощности, но максимальной поддержке нагрузки.

Что определяет вязкость масла?

Вязкость масла определяется, в основном, размером его молекул и молекул присадок в масле. Чем больше структура молекулы, тем больше вязкость масла. Размер и структура молекул нефтепродуктов всегда различаются, поэтому размер именно средней молекулы в минеральном масле диктует его вязкость. В то время как в синтетических маслах процесс производства позволяет иметь одинаковый размер молекул.

С возрастом масла структура молекул дополняется молекулами компонентов двигателя, топлива и, кроме того, меняется сама структура масла, поэтому вязкость масла с возрастом снижается. Вот почему так важно своевременно производить замену моторного масла.

howcarworks.ru

Вязкость моторного масла. Таблица - Ведущий авто портал / Ведущий авто портал

Содержание статьи

Введение

Моторное масло выполняет одну из самых важных функций в двигателе: смазывает трущиеся детали, отвечает за герметичность цилиндров и выводит отработанные продукты горения бензина или солярки. К тому же, наравне с охлаждающей жидкостью, моторное масло помогает охлаждать двигатель.

Ключевое свойство масла – вязкость и обозначает возможность сохранять заданные параметры в определённом диапазоне температур. Правильно подобранное масло должно сохранять текучесть при любом диапазоне температур, характерных в климате, где котором эксплуатируется автомобиль. Из этого следует, что показатель вязкости не постоянный и зависит от погодных условий и степени прогрева двигателя. Основная задача – исключить трения «на сухую» движущихся деталей и при этом обеспечивать минимальное трение. Производитель двигателя определяет нужные параметры, исходя из многих параметров, обеспечивающих в итоге наиболее высокий КПД в нормальных условиях работы. За основу взята классификация, которая была разработана в США ассоциацией автомобильных инженеров. Стандарт описывает вязкость при разных температурах. В этой классификации указаны рабочие температуры, при которых эксплуатировать двигатель безопасно.

Моторное масло бывает трёх типов:

Минеральное. Производится путём перегонки нефти. Содержит большое количество присадок, быстро теряет свойства. С другой стороны, оно дёшево. Оптимально применять на старых автомобилях.

Синтетическое. Получается при синтезе химических соединений, при этом маслу придаются заранее обозначенные качества. Стоит гораздо дороже минерального, однако, обладает множеством неоспоримых преимуществ.

  • уменьшенное трение между деталями;
  • стабильная работа при низких температурах;
  • слабая чувствительность к перегреву;
  • не парафинизируется;
  • увеличенный срок службы.

Полусинтетическое – смесь «синтетики» и «минералки». Альтернатива дорогой «синтетике». Имеет лучшие характеристики, чем минеральное, но, конечно, хуже, чем настоящее синтетическое.

Стоит рассказать ещё и о гидрокрекинговом масле. По сути, это обычное минеральное, которое прошло дополнительную обработку. По своим свойствам близко к синтетическому, однако, быстро теряет свойства. К выбору такого масла нужно подходить крайне внимательно.

Масло следует применять, исходя из рекомендаций производителя. Некоторые конструкции двигателей не позволяют заливать определённые виды масла.

Стандарты вязкости

Как уже было отмечено выше – международный стандарт вязкости SAE принят за основу и применяется во всех странах мира. Этот стандарт делит виды масел на три категории: зимнее, летнее и всесезонное. Именно на цифры этой классификации обычно смотрят при выборе. На определённый сезон масло встречается крайне редко. Наклейки на «всесезонке» выглядят примерно так: 5w-30, 0w-40, 15-40 и так далее. Разберём обозначение этих цифр.

Первая цифра в описании обозначает зимний класс. После неё идёт буква «W», которая, собственно, и указывает на то, что эта цифра – зимняя (английское слово «winter» — зима). Приблизительно можно посчитать, при каких температурах оно будет нормально выполнять смазывающие функции и гарантированно запустится: необходимо вычесть 35. Так, 5W-40 подойдёт при температуре окружающей среды -30 С°, 0w-30 — минус 35 C°, а 15w-40 подойдёт при запуске в двадцатиградусный мороз. Для минерального этот показатель работает на 100 %, чуть больше допуски у полусинтетики и синтетики. Важное замечание: эта цифра показывает только ориентировочное значение вязкости при низкой температуре.

Бытует мнение, что вторая цифра – это температура окружающего воздуха, при которой допускается эксплуатация. Эта версия в корне неправильная. На самом деле это диапазон кинематической и динамической вязкости (при 100 С° и 150С° соответственно). Грубо говоря, кинематическая вязкость отображает время вытекания масла под действием силы тяжести, а динамическая – силу сопротивления при перемещении с определённой скоростью на 1 сантиметр. Всё это измеряется профессионалами в лабораторных условиях с полноценным набором нужных инструментов. Обычному автовладельцу это не нужно, можно лишь приблизительно ориентироваться на вторую цифру: чем «убитее» двигатель, тем больше должна быть эта цифра и наоборот. Кстати, масло низкой вязкости вдобавок помогает немного экономить топливо. Правда, уменьшение расхода будет крайне незначительно, в пределах 1-2 %.

Не стоит забывать и об отдельных видах масла. В этом случае маркировка будет состоять из одной «половинки». К примеру, маркировка исключительно зимней серии будет выглядеть так: SAE 5W, а летней — SAE 40. В условиях нашей страны целесообразно менять масло одно на другое, в зависимости от сезона, лишь в условиях Крайнего Севера, где температура нередко падает до -50 C°.

Спецификации

Помимо вязкости, на бочке или канистре находятся другие обозначения. Это так называемые значения API и ACEA. Классификация API – Соединённых Штатов Америки, а ACEA – Европейского Союза.

API подразделяется на 2 разных категории:

  • S показывает то, что предназначение — бензиновые двигатели легковушек, небольших грузовиков или микроавтобусов;
  • Категория С – для грузовых автомобилей, работающих на солярке. При этом для легковых автомобилей с «дизелем» отдельной категории нет, в этом случае применяется масло S/C.

За буквой S можно увидеть A, B, C, D и другие буквы на латинице, следующие по порядку. Чем позже написана спецификация – тем дальше буква будет смещена к краю алфавита. Само собой, это же означает и улучшенные свойства данных масел. Из этого следует, что новым двигателям подойдёт только масло с последними спецификациями. Хотя в спецификациях API заявлено об обратной совместимости, но владельцы старых автомобилей предпочитают лить старые масла.

За буквой С следуют буквы на латинице, и обозначают ровно тоже самое, что и в бензиновом двигателе. Единственное, что после обозначение буквами, может быть написана и цифра. В этом случае она будет означать количество тактов дизеля: 2 и 4 соответственно. Кроме того, последние типы масел применяются только с автомобилями, оборудованными системой очистки двигателя.

Немного по-другому выглядит обозначение спецификаций у европейских производителей. Масла делятся на три типа:

  • A/B – легковые автомобили, работающие на бензине или солярке;
  • С – дизельные и бензиновые двигатели с установленным катализатором;
  • E – грузовые автомобили.

Дальше следует цифровое значение, показывающее свойства. Опционально указывается год, в который категория была принята.

Помимо европейских и американских стандартов встречаются спецификации ILSAC и DHD. Это попытки провести стандарты API и ACEA к японским стандартам качества. Попытка не удалась, но такие масла изредка встречаются. Для японских и корейских мотоциклов использует JASO. Буква А — для двухтактных двигателей, M – четырёхтакных.

Конечно же, существуют и требования ГОСТ, однако, можно с уверенностью сказать, что они были вытеснены зарубежными аналогами. Российская маркировка устанавливается ГОСТ № 17479.1-85 и включает в себя следующие значения:

  • М – моторное масло;
  • числа, разделённые дробью, указывают на классы вязкости;
  • буквы от А до Е означают свойства и область применения;

Обычный вид спецификации масла имеет такой вид: М-6з/10В1Г. Подробная информация и расшифровка содержится в ГОСТ.

Трансмиссионные масла в МКПП предназначены для уменьшения трения между зубчатыми передачами. Они постоянно должны иметь масляную плёнку, поэтому вязкость их гораздо больше моторного. Точно так же, как и для моторного масла, имеются свои спецификации SAE и могут быть как зимними, так летними или всесезонными. Типичное обозначение трансмиссионного масла, например, 75w-85. По аналогии с моторными маслами, практически не осталось отдельных масел по сезону, все повсеместно применяется всесезонное.

Немного иначе обстоит дело с трансмиссионным маслом «автомата». Единой общепринятой классификации до сих пор нет. При этом каждый автопроизводитель выдвигает определённые требования к своей технике. Вообще, не факт, что вам когда-либо придётся менять «коробочное» масло, обычно оно меняется довольно редко или не меняется совсем.

Выбор

Лучше всего выбирать масло, указанное в сервисной книжке автомобиля. Там указаны и вязкость и рекомендуемые производители. Желательно следовать этим советам весь срок эксплуатации автомобиля. Могут быть указаны несколько типов вязкости. Это связано с особенностями конструкции двигателя, потом что все они имеют разные каналы смазки, при заливке другого масла возможно масляное голодание и, как следствие, повышенный износ трущихся деталей.

В случае, если вы всё же решили заливать другое, следует произвести его диагностику мотористом и следовать советам. Да, действительно, можно немного продлить срок службы «умирающего» двигателя, немного увеличив вязкость, но вы должны понимать, что мера эта временная.

Помните, что правильно подобранное моторное масло и его своевременная замена – залог стабильной работы двигателя в течение многих лет. Если всё делать правильно, вплоть до самой продажи или списания, вы не будете иметь с этим важнейшим узлом никаких проблем.

miravto24.ru

Вязкость моторного масла

Вязкость – важнейшее свойство моторных масел. Она очень сильно зависит от температуры масла. В рабочем диапазоне – от температуры холодного пуска двигателя зимой до максимального его нагрева летом при работе с полной нагрузкой – вязкость моторного масла изменяется в сотни раз, а нередко и более. В меньшей степени вязкость моторного масла зависит от давления: с его увеличением она растет.

Вязкость – это мера трения между слоями жидкости. Различают динамическую (абсолютную) вязкость и кинематическую вязкость, равную отношению динамической вязкости к плотности масла. Единицами измерения для динамической и кинематической вязкости в системе СИ служат соответственно Па.с (паскаль-секунда) и м2/с. До сих пор довольно часто в документации используют устаревшие единицы вязкости пуаз (П) и стокс (Ст). Их соотношение с единицами в системе СИ таково: 1 Па.с = 10 П или 1 мПа.с = 1 сП; 1 Ст = 10–4 м2/с = 1 см2/с или 1 сСт = 1 мм2/с.

Большое значение имеет вязкостно-температурная характеристика моторного масла, называемая индексом вязкости. Чем больше его величина, тем более полога зависимость вязкости от температуры. Величину индекса вязкости моторного масла рассчитывают по значениям кинематической вязкости при 40 и 100°С согласно ГОСТ 25371-82.

Индекс вязкости хорошо очищенных минеральных масел из благоприятного сырья равен 90 – 105. Поэтому без присадок, повышающих индекс вязкости (загущающих), минеральные моторные масла не могут быть всесезонными. Синтетические моторные масла имеют индекс вязкости от 120 до 150. В тех же пределах находится индекс вязкости базовых масел, получаемых гидрокрекингом. Всесезонные моторные масла имеют индекс вязкости от 120 до 200 и более. Синтетические всесезонные масла могут быть загущенными и незагущенными.

Сегодня наибольшее распространение во всем мире получила классификация моторных масел по вязкости, стандартизованная SАЕ (Американское общество автомобильных инженеров). В таблице представлена последняя редакция стандарта SАЕ J300. Он подразделяет моторные масла на 11 классов, шесть из которых относятся к зимним (SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять – к летним (SАЕ 20, 30, 40, 50, 60).

Всесезонные моторные масла, предназначенные для применения круглый год, обозначаются двумя классами: один зимний, второй – летний. Например SАЕ 0W-30, SAE 15W-40, SAE 20W-50 и т.п.

Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости масла и нижний предел кинематической вязкости при 100°С. Динамическая вязкость зимних масел в левой колонке таблицы характеризует проворачиваемость двигателя стартером, а приведенная в правой колонке – прокачиваемость масла насосом при соответствующей температуре. Для моторных масел летних классов установлены пределы кинематической вязкости при 100°С, а также минимальные значения динамической вязкости при 150°С и градиенте скорости сдвига 106 с-1. Дело в том, что вязкость загущенных всесезонных масел зависит не только от температуры и давления, но и от скорости перемещения слоев масла, находящегося в зазоре между смазываемыми деталями. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного моторного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига временно снижается вязкость загущенного моторного масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.

Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость моторного масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость моторного масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.

В России моторные масла классифицированы согласно ГОСТ 17479.1-85. Примерное соответствие классов вязкости по ГОСТ классам вязкости SАЕ мы приводим во второй таблице.

Всесезонные масла согласно ГОСТ 17479.1-85 обозначают двумя цифрами, например, М-5з/16, М-6з/14 и т.п. Вторая цифра указывает номинальную кинематическую вязкость моторного масла при 100°С.

В заключение следует отметить, что для масел одного и того же вязкостного класса разные автопроизводители устанавливают различные интервалы температуры окружающего воздуха, в пределах которых данное масло применимо в двигателях автомобилей их производства. При выборе вязкостного класса моторного масла нужно строго выполнять требования инструкции по эксплуатации автомобиля.

Классификация моторных масел SAE J300 JUN 2001 Класс Низкотемпературная вязкость Высокотемпературная вязкость Проворачивание1 Прокачиваемость2 Вязкость3 при 100°С, мм2/с Вязкость4 при 150°С и скорости сдвига 106 с-1, мПа.с Максимальная, мПа.с (при температуре) Min Max
Основным вопросом в этой проблеме является: какая кинематическая вязкость этой технической жидкости оптимальна для нормальной работы двигателя в конкретных условиях?
Отправь себе в социальную сеть, пригодится!
Почему вязкость моторного масла – это один из важнейших параметров, влияющих на работу двигателя и автомобиля? Дело в том, что от качества и характеристик масляной жидкости зависит очень многое. Для начала разберемся в его функциях поподробнее.

Содержание

  1. Для чего нужно моторное масло?
  2. Вязкость - важный параметр моторного масла
  3. Какое использовать масло?
  4. Таблица вязкости масла SAE
  5. Как лучше всего выбрать масло?
  6. К чему приводит неправильное моторное масло?

Для чего нужно моторное масло?

Основная функция очевидна – оно уменьшает трение между деталями, смазывая их и способствуя их герметичности. Другие функциональные свойства этой жидкости не так известны, но не менее важны. Дело в том, что масляная смазка усиливает действие охлаждающей жидкости, участвуя в предотвращении перегревания двигателя. Мотор может подвергнуться перегреву от механических и термических процессов, которые непрерывно в нем происходят в рабочем режиме. А моторное масло, благодаря своей циркуляции по всем деталям, способствует отводу тепла от двигателя и безопасному его распределению на поверхностях всех затрагиваемых им деталей. Еще одна немаловажная функция масляной смазки – она не только способствует облегчению трения при определенных движениях деталей, но и собирает так называемый «мусор» (металлическую пыль), образующийся в результате трения. На некоторых автомобилях такая пыль больше напоминает стружку, поэтому данная функция масла значительно продлевает качественную работу автомобиля. Благодаря циркуляции масляной жидкости и ее вязкой консистенции эти «захваченные» им объекты рано ли поздно попадают в фильтр. Уровень выполнения всех поставленных перед этим веществом задач напрямую зависит от основной его характеристики – кинематической вязкости. Рассмотрим поподробнее, что же это за техническая особенность и какой уровень текучести подходит к конкретным условиям.

Вязкость - важный параметр моторного масла

По своему химическому составу масляные жидкости делятся на синтетические и минеральные. А для любого масла, как синтетического, так и минерального, главным является его способность сохранять необходимую консистенцию и текучесть независимо от перепадов температур (от самых низких - зимой, до температуры, возникающей в результате максимальной нагрузки на двигатель летом). Это свойство и называется кинематической вязкостью. Существует классификация SAE J300, принятая во всем мире, в которой как раз и отражены различные категории (а точнее, 12 классов) моторных масел в зависимости от определенных показателей текучести. Согласно таблице классификации SAE, все масляные жидкости подразделяются на 6 – для зимнего сезона и 6 – для летнего. Каждое из них наделено буквенно-цифровым обозначением (так называемым индексом). По идее, каждое из них должно работать в любых условиях. Но особенное значение в показателях SAE имеют пределы нижних температур. У зимних масел (с буквенным обозначением W по SAE, от английского слова «зима» -winter) температурный диапазон прокачиваемости (то есть способности насоса двигателя подавать жидкость в систему смазки) опускается до самого низкого температурного порога. Это значит, что при их использовании пуск мотора в зимних морозных условиях будет безопасным. Отдельный ряд технических жидкостей представляет собой так называемые всесезонные масла (обозначаемые по классификации SAE двойными номерами). Первый номер в данном случае обозначает кинематическую вязкость моторного масла при максимально возможной, проверенной в испытаниях, низкой температуре, а второй – при высокой. Что касается, химического состава и способа производства масляных жидкостей, то синтетические имеют более высокий индекс текучести и сохраняют свои кинематические свойства практически в любых, даже в экстремальных, условиях (например, при перегреве двигателя). В основном сегодня используются внесезонные синтетические масла, то есть прошедшие испытания в широком температурном диапазоне и пригодные к эксплуатации в различных климатических условиях.

Так какое использовать масло?

Все эти теоретические выкладки оставляют открытым вопрос: какое лить масло и при какой температуре? Для того, чтобы определить нужную кинематическую вязкость масляной жидкости в заданных условиях, существует множество таблиц, созданных на основе классификации SAE, которые понятно и наглядно показывает зависимость значений вязкости от температурных условий эксплуатации автомобиля. Расшифровка значений таблиц не представляет никакой сложности. Если говорить простым языком, то при высокой температуре необходимо лить техническую жидкость с индексом более высокой вязкости (или густоты), а при низкой температуре, соответственно, наоборот, более «жидкую». Более конкретно расшифровка индексов вязкости по SAE выглядит следующим образом:

Таблица вязкости масла для определенных температур

КОД SAE -40 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35 +40 +45 +50
SAE 0W -40 -35 -30 -25 -20 -15
SAE 5W -35 -30 -25 -20 -15
SAE 10W -30 -25 -20 -15 -10 -5 0
SAE 15W -25 -20 -15 -10 -5 0 +5
SAE 20W -15 -10 -5 0 +5 +10 +15
SAE 30 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35
SAE 40 +10 +15 +20 +25 +30 +35 +40
SAE 0W-30 -40 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35
SAE 0W-40 -40 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35 +40
SAE 0W-50 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35 +40 +45 +50
SAE 5W-30 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35
SAE 5W-40 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35 +40
SAE 5W-50 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35 +40 +45 +50
SAE 10W-30 -30 -25 -20 -15 -10 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35
SAE 10W-40 -30 -25 -20 -15 -10 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35 +40
SAE 10W-50 -30 -25 -20 -15 -10 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35 +40 +45 +50
SAE 15W-30 -25 -20 -15 -10 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35
SAE 15W-40 -25 -20 -15 -10 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35 +40
Суть в том, что, чем выше индекс, тем масляная жидкость гуще, и приспособлено к применению в более жарком климате и наоборот.

Как лучше всего выбрать масло?

Чтобы правильно подобрать моторное масло, нужно читать информацию, содержащуюся на этикетке продукта. Как правило, имеющиеся там индексы помогут сориентироваться в требуемой для определенной модели автомобиля и типа двигателя консистенции масляной жидкости. Кроме того, производители часто сами рекомендуют определенный тип масла и отражают это в руководстве к эксплуатации. Наиболее распространенный в российской средней полосе вид масла кинематической и динамической вязкости 10W-40 по SAE (всесезонное). То есть его использование будет оптимальным при температурах от минус 30 до плюс 40. Чтобы получить значение максимально низкой температуры, при которой запуск мотора будет безопасным, нужно от первой цифры отминусовать 40. Так, в данном случае, получаем минус 30 градусов. Соответственно, для северных районов, где температура опускается ниже 30 градусов, такая густота масла будет неподходящей и может спровоцировать поломку машины. При низкой, но не очень экстремальной, температуре лучше лить 5W-30 по SAE, так как оно пригодно для использования при температуре до минус 40. При наиболее распространенном диапазоне температур от минус 20 до плюс 20 лучше не мудрить и использовать 10W-40. Для изношенного двигателя целесообразно в таких же климатических условиях использовать масло, например, с индексом 10W-50 по SAE.

К чему приводит неправильное моторное масло?

При регулярном использовании технических жидкостей с неподходящим к условиям эксплуатации уровнем текучести, владельцам автомобилей следует быть готовыми к следующему: Если в морозы использовать масло с недостаточно низким показателем вязкости, это будет приводить к тому, что лишком густое масло не сразу будет включаться в работу и трение некоторых деталей какое-то время будет производиться «в сухую». В результате – перегрев и быстрый износ деталей. В жаркое время года ситуация будет следующей: слишком жидкое масло не сможет задерживаться на поверхностях деталей, буквально «стекая» с них, в результате наступает та называемое масляное голодание. К чему оно приводит, знает каждый опытный водитель. Поэтому, во избежание проблем, при выборе масла все же стоит опираться на принятую систему классификации, смотреть соответствующую таблицу и правильно применять расшифровку ее значений, чтобы вязкость моторного масла соответствовала климатическим условиям, в которых эксплуатируется автомобиль.

Надеемся, что данная статья оказалась для вас полезной, ставьте лайки!

Понравилось? Расскажите друзьям!

Смотрите так же:
0W

6 200 (–35°С)

60 000 (–40°С)

3,8

   
5W

6 600 (–30°С)

60 000 (–35°С)

3,8

   
10W

7 000 (–25°С)

60 000 (–30°С)

4,1

   
15W

7 000 (–20°С)

60 000 (–25°С)

5,6

   
20W

9 500 (–15°С)

60 000 (–20°С)

5,6

   
25W

13 000 (–10°С)

60 000 (–15°С)

9,3

   
20  

5,6

9,3

2,6

30  

9,3

12,5

2,9

40  

12,5

16,3

2,95

40  

12,5

16,3

3,76

50  

16,3

<21,9

3,7

60  

21,9

26,1

3,7

Примечания. 1 – измеряется по методу ASTM D5293 на вискозиметре CCS. 2 – измеряется по методу ASTM D4684 на вискозиметре MRV. Напряжение сдвига не допускается при любом значении вязкости. 3 – измеряется по методу ASTM D445 на капиллярном вискозиметре. 4 – измеряется по методам ASTM D4683 или CEC L-36-A-90 на коническом имитаторе подшипника. 5 – значение для классов SAE 0W-40, 5W-40, 10W-40. 6 – значение для классов SAE 40, 15W-40, 20W-40, 25W-40.
Примерное соотвествие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 классам вязкости по SAE J300 Класс вязкости Класс вязкости По ГОСТ 17479.1-85 По SAE По ГОСТ 17479.1-85 По SAE

5W

24

60

10W

3з/8

5W-20

15W

4з/6

10W-20

20W

4з/8

10W-20

6

20

4з/10

10W-30

8

20

5з/10

15W-30

10

30

5з/12

15W-30

12

30

6з/10

20W-30

14

40

6з/14

20W-40

16

40

6з/16

20W-40

20

50

5з/16

15W-40

www.gruzovikpress.ru

О вязкости моторных масел на доступном языке

О вязкости масел

Давайте представим, что Вы еще не успели начитаться в интернете о моторных маслах, вязкости, температурах, моторах и прочей информации залитой туда, зачастую людьми, не имеющими к этой области никакого отношения. Уверяю, так будет гораздо проще и понятнее.О том, что совершать покупки смазывающих материалов, не зависимо от того, моторное масло это для Porsche или , пусть простят меня, для ЗАЗа – нужно только в таких специальных местах как «региональное представительство» или «сертифицированная точка продаж». Об этом мы уже говорили, подымая вопрос, о жутко распространенных случаях фальсификации масел, смазок и автохимии.

Просто настоятельно рекомендуем придерживаться вышеупомянутого правила!

Вязкость масла

Это один из важнейших параметров, по которым Вы будете выбирать себе моторное масло придя в автомагазин или официальное представительство конкретной марки.Чтобы не выдумывать лишнего, хотелось бы вставить определение понятия вязкости в эту публикацию из Википедии, но, как-то уж слишком кручено и не жизненно там было изложено. По-этому, пусть простят нас ученые мужи, мы вводим народное определение термина «вязкость»:Упрощенно говоря, вязкость масла – это его свойство сопротивлятся перемещению трущихся частей внутри двигателя (как то так).

Видео: Вязкость моторного масла

Мир вязкостей масел, эволюционно движется от густых к более жидким и легкотекучим. Повтрюсь, но решение это принято в угоду все более новым разработкам двигателей мировых автопроизводителей. Создают они свои высокотехнологичные творения ради экономичности и экологической безопасности. Их конструктивная особенность такова, что зазоры между трущимися частями становятся на столько ничтожно малы, что стало просто жизненно-необходимо в арсенале масел иметь по вязкости «воду» со смазывающими свойствами и хорошим теплоотводом. Так мы и движемся, от вязкости 20w-50 к 0w-16,к стати которая, есть в продаже уже сегодня.

То количество версий и гипотез,выдвигаемых продавцами и механиками в гаражах при продаже моторного масла очередному покупателю умиляет. У сведущего в теме человека не редко такие умозаключения вызывают просто улыбку.

Так что же срывается за термином «вязкость»?

1) Почему вязкости бывают разными?

Особенно густые масла, с той же пресловутой вязкостью 20w-50, чаще всего можно отнести к пережиткам прошлого и, по логике, больше не должны встречаться.

Однако, для их существования сегодня есть ряд веских причин:
  •  Автомобильный парк мира не так уж часто обновляется как бы того хотелось
  • присутствие рэтро автомобилей на рынке
  • производство двигателей для авто в странах не желающих развивать отрасль

Отдельной строкой следует выделить вязкость масла для спортивных автомобилей и двигателей с улучшенными характеристиками, к примеру, у стритрейсеров.Здесь чаще всего используют некие «эстеровые масла» распространенная вязкость у которых 5w50 и 10w60. То есть, это достаточно густое по своей сути масло. Густота эта, обусловлена стремлением придать маслу дополнительной стойкости в условиях высоких температур.Как результат вышеперечисленного — имеем всю палитру и разнообразие масел на рынке, и радующую нефтяника-толстосума загруженность завода по производству таких масел.

2) Что означают цифры обозначающие вязкость масла?

Первая цифра

это не что иное, как возможность применения масла при минусовых значениях термометра. Определить температуру потери текучести достаточно легко: мы от числа 35 отнимаем первую цифру показатели вязкости масла .

На примере 5w40:

35-5=30 – это и есть температура потери текучести, т.е. -30°С.Остается не понятным только тот факт, что разные производители масел декларирую в своих описаниях разную фактическую температуру замерзания. Особенно любят себя выделить из общества «серых мышей» предприятия с инновационными методами получения базового масла. К стати, эта версия «отнимания от 35», становится не совсем пригодной к жизни.

Я специально не указывал производителя моторного масла (дабы обойти нюансы с рекламой) но, цифры говорят сами:

Делаю вывод исключительно для себя, что вышеописанный метод устарел и требует отдельтных корректив. Хотя допущу, что и я далеко не кандидат наук и могу заблуждаться.

Вторая же цифра вязкости отвечает за :
  •  динамическую вязкость при +100 °С
  •  кинематическую вязкость при +150 °С градусах

Обратите внимание! Именно вторая цифра в вязкости отвечает за густоту смазочного материала, т.е. перейдя с 5w40 на 10w40 мало что поменяете, желая найти более густую замену. Что касается различных вязкостей масел для трансмиссий – это отдельный разговор в отдельной теме.

3) Подобрать масло по вязкости:

Мое личное мнение, что нет смысла давать рекомендации на этот счет. Очень много информации в интернете о том, как правильно выбрать вязкость и какие факторы могут влиять на принятие решения. Делать вывод конечно Вам, только даже не представляю при каких условиях можно брать на вооружение эти знания.Дело в том, что в мире масса разнообразных двигателей и они потребляют разное топливо. На большинстве таких заводов в эксперементальных цехах трудятся специалисты, подбирают вязкость и еще много разных требований к используемому маслу перед тем, как выпустить свое детище в свет. Этими многочисленными опытами они минимизируют возможность гарантийных возвратов и тем самым, сохраняя за собой доброе имя и способность к конкуренции.

Вывод:Для каждого двигателя есть предписанная вязкость (их может быть несколько). Не следует что либо менять по своему усмотрению.Если мотор «всеядный», и для заливки разрешают как 5w30 так и 10w40,принимая решение сделайте сноску на свою манеру езды, температуру окружающей среды и степень изношенности двигателя.

indexoil.ru


Смотрите также

  • Mobil масло моторное
  • Вязкость моторного масла
  • Моторное масло 0w20
  • Роснефть моторное масло
  • Моторное масло тойота
  • Моторное полусинтетическое масло
  • Моторное масло роснефть
  • Масло моторное полусинтетическое
  • Полусинтетическое моторное масло
  • Масло моторное тойота
  • Газпромнефть моторное масло
e30d609a