Масла минеральные моторные
Минеральные масла: взгляд со стороны
Минеральные моторные масла используются для двигателей внутреннего сгорания. В достаточно сложных условиях эксплуатации используемые масла должны не терять своих свойств и выполнять возложенные на них функции на протяжении долгого времени. Минеральные масла образуют тонкую пленку между трущимися поверхностями, что уменьшает истирание поверхностей (износ). Также на него возложена такая миссия, как уплотнить зазоры в двигателе, изолировать от попадания газов, отводить тепло, не допускать образование продуктов работы деталей (нагар, коррозия, осадки и т. д.).
Минеральные моторные масла используются для двигателей внутреннего сгорания. В достаточно сложных условиях эксплуатации используемые масла должны не терять своих свойств и выполнять возложенные на них функции на протяжении долгого времени.
Минеральные масла образуют тонкую пленку между трущимися поверхностями, что уменьшает истирание поверхностей (износ). Также на него возложена такая миссия, как уплотнить зазоры в двигателе, изолировать от попадания газов, отводить тепло, не допускать образование продуктов работы деталей (нагар, коррозия, осадки и т. д.).
Все эти функции сложно выполнить при переменном давлении и температуре. Поэтому для безукоризненной работы поршневых двигателей в масло для мотора добавляют присадки (активные химические вещества), доля которых составляет от 15 до 25 % от общей массы. Минеральные масла по сравнению с синтетическими и полусинтетическими дешевле. Но их лучше всего использовать для средне напряженных двигателей с умеренными температурами работы. Лучшим вариантом для их использования является отечественный автомобиль. Минеральные моторные масла чаще меняются, так как их срок службы меньше. Это связано со скоропостижным разрушением присадочного материала.
Изготавливают масла с помощью процесса дистилляции, рафинирования исходного продукта, т. е. нефти. Состав масла минерального зависит от чистоты нефти, содержания в нем серы, а также количества и разновидности присадок, способа переработки и очистки продукта. Сера полезна в применяемых маслах, если ее содержание составляет 1,0 % от общей массы. Это позволяет несколько повысить смазочную способность и окислительные свойства. При содержании серы до 8 % ухудшаются эксплуатационные свойства в целом. Поэтому стоит брать масло после высокотехнологичной обработки качественной нефти.
Минеральные масла подразделяются на три вида:
- ароматические
- нафтеновые
- парафиновые
Ароматические составляют лишь незначительную часть производства.
Парафиновые самые дорогостоящие, так как проходят больше этапов обработки, чем нафтеновые.
Разница между такими маслами состоит в зависимости вязкости от показателей температуры и давления. Поэтому нельзя сказать, что парафиновые лучше. Это зависит только от требований автомобиля.
Множество производителей желают продать Вам качественное минеральное моторное масло.
Одна из передовых и популярных компаний в России – ОАО «Лукойл». Данный производитель проходит все этапы по изготовлению масла, начиная с добычи нефти, заканчивая реализацией готового продукта. История этого предприятия началась достаточно давно в западно-сибирских городах, которые занимались и занимаются добычей нефти и газа.
Первые буквы компании и начинаются с названия данных городов: Ланпегас, Урай, Когалым. Нефтеперерабатывающие заводы компании находятся в Перми, Волгограде, Ухтинском и т. д. Большие мощи и владения Лукойл позволяют поддерживать качество и заработанную репутацию.На сегодняшний день существует тысячи единиц продуктов нефти в компании Лукойл. В частности и масло минеральное лукойл, которое выступает в самых разных модификациях.
Например, Лукойл Стандарт классов вязкости 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-50 – универсальное масло для всесезонного использования, или Лукойл супер дизель 15W-40, 20W-50. Также есть трансмиссионное минеральное масло Лукойл ТМ-5-18, предназначенное для всех видов транспорта.Среди огромного выбора миненральны моторных масел любого производства можно легко подобрать своему автомобилю индивидуально. Множество специалистов помогут в этом.
drivershelp.ru
какое лучше, минеральное, синтетическое, полусинтетическое, гидрокрекинговое и другие виды
Представить себе двигатель без масла невозможно. Современная промышленность предлагает автолюбителям широкий спектр моторных масел, от которых у начинающих автовладельцев буквально разбегаются глаза. Есть масла минеральные, синтетические, полусинтетические. Чем они отличаются друг от друга? Какое из них подойдёт именно для вашего автомобиля? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в данной статье.
Вязкость и химический состав хороших моторных масел
Важнейшее свойство масла — вязкость. Это свойство тесно связано с температурой как на улице, так и в самом двигателе. Требования к вязкости современных масел сегодня определяются международным стандартом SAE. Типов масел в этом стандарте 14. 6 из них зимние, 8 — летние. Кроме того, масла классифицируются по способу производства и по химическому составу. Тут есть 2 большие категории: масла минеральные (иногда их называют нефтяными) и масла синтетические. Относительно недавно появилась ещё одна категория масел — масла гидрокрекинговые. Разберёмся со всем этим подробнее.
Достоинства и недостатки минеральных
Масло класса 20W-20
Минеральное масло — это результат перегонки мазута. После перегонки из него дополнительно удаляются масляные фракции. Делается это с помощью кислотной или селективной очистки. Сейчас практически везде рекомендуют пользоваться либо синтетическим, либо полусинтетическим маслом. Эти масла советуют заливать во все узлы и агрегаты машины — от трансмиссии до мотора. Но мало кто объясняет целесообразность этого подхода. Разумеется, у синтетики масса достоинств (о них речь пойдёт ниже). Но есть ситуации, когда лучше использовать именно минеральное масло.
- Если вашей машине уже 6–7 лет, она по достоинству оценит минеральное масло. Детали, которые должны изнашиваться, уже начали делать это. Так что защитить их с помощью дорогой синтетики вряд ли получится.
- Если машина прошла более 500 тыс. км, минеральное масло на некоторое время улучшит герметичность порядком износившихся резиновых уплотнителей, что тоже является большим плюсом.
Но есть и минусы, из-за которых специалисты предостерегают автолюбителей от слишком большого оптимизма относительно минерального масла, а именно:
- Минеральное масло далеко не так стабильно, как синтетическое, особенно если автомобиль работает на холоде. Так что если автолюбитель не хочет проблем, ему придётся менять минеральное масло гораздо чаще, чем синтетику.
- В минеральное масло добавляют специальные присадки, которые помогают очистить мотор от продуктов износа деталей, препятствуют коррозии и т. д. Но есть и минус: стабильность минерального масла с присадками невысока. Это особенно сильно проявляется, когда двигатель работает при повышенных температурах и нагрузках. Присадки в таких агрессивных условиях начинают разрушаться, так что в негодность приходит и само масло. Его эксплуатационные характеристики ухудшаются в несколько раз.
Плюсы и минусы синтетических для двигателя
Класс 10W-30
Производят синтетику тоже из нефтепродуктов, однако, здесь используются технологии органического синтеза, причём исходное сырьё для этого синтеза подвергается очень глубокой и тщательной очистке. Поскольку получить с помощью такого синтеза можно массу химических соединений, получаемые масла также могут отличаться по химсоставу. Есть масла на основе сложного эфира, гликоля, на основе полиальфаолефина и на полиограносилоксанах (т. е. на силиконах). А в некоторых маслах производители могут смешивать эти основы. У синтетических масел есть целый ряд достоинств. Вот некоторые из них:
- Синтетика работает в очень широком температурном диапазоне.
- У большинства синтетических масел есть способность работать при экстремально высоком давлении.
- Эти масла имеют способность к полимеризации, т. е. на смазываемых деталях образуется лакоподобная плёнка, обеспечивающая дополнительную защиту.
- У этих масел высокие моющие характеристики.
- Их вязкость остаётся стабильной в диапазоне температур от -70 до +150°С (а именно утрата маслом вязкости является основным фактором разрушения старых моторов).
- У синтетических масел низкий коэффициент испарения, так что расходуются они медленнее минеральных.
Есть у синтетики и минусы:
- Высокий коэффициент поверхностной активности, из-за него присадки могут проникать в поверхность деталей, постепенно меняя их структуру и ухудшая свойства.
- Синтетика плохо совмещается с минеральными маслами. Следует помнить, что при переходе с минералки на синтетику в моторе всегда остаётся около 15% старого масла, к которому и доливается синтетика. В результате водитель следующие 8–10 тыс. км. ездит не на чистой синтетике, а на смеси масел.
- Синтетическое масло стоит намного дороже минерального.
В настоящее время те, кого не смущает цена синтетики, предпочитают использовать именно её, поскольку подходит она практически для любых автомобилей. Здесь же следует упомянуть об одном распространённом заблуждении. Многие автолюбители считают, что синтетика слишком агрессивна для отечественных сальников и прочей резины. Но это не так. Если двигатель старый, прокладки на нём потрескались. Если в него постоянно лили дешёвое минеральное масло, то в трещинах на прокладках и сальниках неизбежно скапливается грязь, поскольку моющие свойства минералки оставляют желать лучшего. После того как в двигатель попадает синтетика, она очень быстро вымывает всю грязь из потрескавшейся резины, и прокладки начинают течь. Но дело здесь вовсе не в «высокой агрессивности» синтетического масла, а в изношенной резине, которую всё равно пришлось бы менять, с синтетикой или без неё.
Чем отличаются полусинтетические от других
Класс 10W-40
В основе так называемой полусинтетики — минеральное масло, но к нему добавляют компоненты, полученные в результате органического синтеза, т. е. правильнее было бы называть полусинтетику «минеральное масло, обогащённое синтетическими компонентами». Эти масла занимают промежуточную позицию между минеральными и синтетическими. Вот некоторые плюсы полусинтетических масел:
- У них низкая испаряемость и хорошая стабильность, следовательно, расходуются такие масла очень медленно.
- Индекс вязкости полусинтетических масел довольно высок.
- Очень хороший моющий эффект. Двигатель будет чистым даже в самом жарком климате.
Есть и минусы:
- Применять полусинтетику суровой зимой настоятельно не рекомендуется.
- Также не рекомендуется использовать это масло, если машина постоянно работает при экстремальных нагрузках и температурах.
Полусинтетическое масло не так популярно, как «чистая» минералка или синтетика. Она является идеальным вариантом для тех, кто решил перейти с минерального масла на синтетическое, но боится подтекания сальников, о котором упоминалось выше. Моющий эффект полусинтетики всё же слабее, чем у синтетики, так что она вполне может обеспечить плавный переход с одного масла на другое, послужив промежуточным звеном. Ещё полусинтетика может выручить тогда, когда масло нужно срочно заменить, а нужной марки с хорошим моющим эффектом под рукой не оказалось.
Гидрокрекинговые
Класс 5W-30
Сегодня специалисты до сих пор точно не знают, к какой категории отнести эти масла. Одни считают их синтетическими, другие минеральными. Подавляющее большинство производителей гидрокрекингового масла на своих этикетках указывает, что это синтетика. Но на этот счёт есть и иная точка зрения. Что собой представляет химический синтез? Это процесс, в ходе которого возникает что-то новое. Но с гидрокрекингом дело обстоит иначе. На начальном этапе нефть перерабатывают, как при выработке простого минерального масла. Потом это масло обрабатывается дополнительно, для того, чтобы индекс вязкости повысился, а примесей стало ещё меньше. Эта процедура дополнительной обработки протекает при высоком давлении, при большой температуре и в присутствии катализатора. То, что получается в итоге, и называют сегодня гидрокрекинговым маслом. Перечислим его плюсы:
- Оно демонстрирует очень высокие показатели понижения трения и при этом неагрессивно к эластомерным и резиновым материалам. Особенно по сравнению с синтетикой.
- У этого масла более качественная основа. И в отличие от синтетики, присадки в этой основе растворяются намного лучше.
Главные минусы:
- У этого масла высокая испаряемость.
- Оно более подвержено окислительным процессам.
- Индекс вязкости немного ниже, чем у синтетики.
- Гидрокрекинговое масло устаревает быстрее синтетического.
Итак, пресловутый «гидрокрекинг» это всего лишь ещё одна технология для улучшения качества базовых масел. В ходе этого процесса производители пытаются удалить максимальное количество примесей, а нужные технические характеристики формируют позже, набором присадок. Проблема в том, что удалить все примеси практически невозможно. Это масло подойдёт для любого современного двигателя, будь то дизель или инжектор. Но, выбирая его, лучше смотреть не на этикетку с модной технологией. Ориентироваться стоит на классификации и допуски, указанные в руководстве по эксплуатации машины, и на то, совпадает ли указанное на этикетке с тем, что указано в инструкции. Если совпадает — почему бы и нет?
Итак, моторных масел существует множество. И каждый волен выбирать то, что больше подойдёт для его машины. Если автомобиль уже достаточно старый, а цена на синтетику кусается — вполне можно обойтись и минералкой. Ну а если автовладелец в средствах не стеснён, то можно потратиться на синтетическое или широко разрекламированное гидрокрекинговое масло.
Копирайтер с пятилетним стажем. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!pol-z.ru
Минеральные масла (mineral) — Мегаобучалка
Оглавление
№ раздела | Содержание | № стр. |
Условия работы и функции моторных масел | ||
Состав моторных масел | ||
Свойства моторных масел | ||
Классификация моторных масел по составу | ||
Классификация моторных масел по вязкости | ||
Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам API | ||
Европейская классификация масел АСЕА | ||
Классификация ILSAC | ||
Классификация моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 | ||
Страны-производители моторных масел | ||
Выбор моторного масла | ||
Применение синтетических масел | ||
Замена моторного масла | ||
Особенности работы моторного масла в дизельных двигателях | ||
Отличия между дизельными маслами для легковых и грузовых автомобилей | ||
О применении маловязких масел | ||
О применении масел повышенной вязкости | ||
Защита от подделок |
1. Условия работы и функции моторных масел
Моторные масла предназначены для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, имеющих большое количество движущихся и трущихся между собой деталей.
Современные двигатели внутреннего сгорания постоянно совершенствуются, при этом требуя все более жестких норм качества для моторных масел. Это связано и с удельным ростом мощности с объема цилиндров двигателя, и с усложнением систем впрыска топлива, и с ухудшением его качества, и с увеличением удельных нагрузок на двигатель, и с тенденциями увеличения интервалов замены моторного масла. Уменьшился объем масляного картера, что означает и уменьшение объема заливаемого моторного масла.
С ростом скоростей на автострадах возрастают рабочие температуры масла. Например, при увеличении скорости движения с 80 до 140 км/ч температура в масляном картере увеличивается со 100-110°С до 13О°С. Все это повысило требования к термической устойчивости современных масел. Зимняя же эксплуатация автомобиля в условиях коротких поездок в городе, приводит к тому, что моторное масло часто работает при температурах не выше 50°С, что мешает работе химических присадок к маслу, сильно зависимых от температуры, и увеличивает низкотемпературные отложения.
Моторные масла должны выполнять следующие функции в двигателе:
1. Смазывать детали, создавая прочную тонкую масляную пленку на поверхностях, исключая сухое трение контактирующих деталей, особенно при критических нагрузках;
2. Охлаждать нагревающиеся детали, то есть быстро отводить тепло с локальных нагревов;
3. Уплотнять зазор между цилиндром и поршнем и не допускать прорыв газов из камеры внутреннего сгорания в картер автомобиля;
4. Смывать продукты высокотемпературных отложений с поверхностей деталей;
5. Поддерживать продукты окисления, износа и загрязнения во взвешенном состоянии в виде эмульсии, не давать им оседать на нагретые поверхности двигателя и выносить их из зоны трения;
6. Предохранять детали двигателя от коррозии;
7. Нейтрализовывать органические кислоты, которые образуются при сгорании топлива и окислении масла.
2. Состав моторных масел
Моторные масла состоят из базового масла, которое является основой продукта, и комплекса присадок.
Присадки – это химически активные вещества, которые улучшают свойства масла и формируют его структуру.
Качество моторных масел напрямую зависит от качества базового масла. С помощью присадок можно повысить эксплуатационные свойства моторных масел, изготовленных из не самых лучших сортов базовых масел. Но при эксплуатации, особенно при высоких нагрузках, присадки разрушаются в первую очередь, и конечное качество моторного масла, проработавшего в двигателе 50 % и более положенного срока, определяется качеством базового масла! Чем выше качество базового масла и меньшее количество присадок содержит масло, тем на более долгий срок сохраняет оно свои рабочие свойства. Этим и объясняются такие факты, когда два моторных масла одного типа и качества, но разных производителей работают в двигателях совершенно по-разному и имеют разные отзывы автовладельцев.
Конечно, потребитель, как и продавец, практически никак не может узнать истинное качество моторного масла, и вынужден довольствоваться информацией производителей масла, которую они пожелают представить, и которая, к сожалению, не всегда соответствует действительности.
3. Свойства моторных масел
Вязкостно-температурные свойства.Нужно различатьдва понятия: вязкость, как физическое свойство жидкости и индекс вязкости – коэффициент, определяющий зависимость изменения вязкости от температуры.
Вязкость – это свойство материала сопротивляться текучести. Это основная характеристика масла, по величине которой делается выбор масла для применения. С повышением температуры вязкость масла уменьшается, т.е. оно разжижается. См. рис.3.
Моторное масло должно обладать стабильной вязкостью во всем диапазоне рабочих температур окружающего воздуха, например, от -30оС до +35оС. Зависимость изменения вязкости масла от изменения температуры характеризует ИНДЕКС ВЯЗКОСТИ (сокращенноVI, viscosity index, «viscosity» - вязкость).
Чем больше численное значение индекса вязкости, тем меньше меняется вязкость масла при изменении температуры, то есть структура масла остается более стабильной от момента пуска двигателя до максимальных нагрузок. См. рис.4. Различают индекс вязкости базового масла и индекс вязкости моторного масла. В технических характеристиках, которые публикуют производители масел, указываются индексы вязкости готовых продуктов.
Противоизносные свойства – это образование на смазываемых поверхностях надежной пленки, предотвращающей непосредственное соприкосновение металлических поверхностей поршней, цилиндров и т.д. Непосредственное соприкосновение, так называемое «сухое трение» ведет к образованию задиров, микроцарапин, что приводит к увеличению зазоров, уменьшению компрессии, износу.
Моюще - диспергирующие. Моюще - диспергирующие свойства – это способность масла смывать продукты окисления и износа с деталей двигателя, измельчать (диспергировать) их и поддерживать нерастворимые вещества в работающем масле без выпадения в осадок. Чем выше моюще - диспергирующие свойства масла, тем больше нерастворимых веществ — продуктов старения может удерживаться в работающем масле во взвешенном состоянии, тем меньше лакообразных отложений и нагаров образуется на горячих деталях.
Антиокислительные свойства.Окисление – это процессобразованиякислот в масле под воздействием кислорода воздуха и воды. Процесс окисления носит характер цепной реакции, при которой начавшееся окисление ускоряют частицы металлов и других посторонних включений, которые накапливаются в масле в результате изнашивания деталей двигателя, недостаточной очистки воздуха и т.д. Стойкость к окислению повышают введением в состав масел антиокислительных присадок различного механизма действия. Антиокислительные свойства в значительной степени определяют стойкость масла к старению.
Антикоррозионные свойства. В процессе старения коррозионность моторных масел резко возрастает вследствие неизбежных окислительных процессов. Антикоррозионные свойства во многом зависят от концентрации и эффективности антикоррозионных, антиокислительных присадок.
В процессе эксплуатации к моторному маслу предъявляются прямо противоположные требования. С одной стороны, масло должно хорошо течь, проникая через систему тончайших каналов двигателя при любых температурах, в том числе и зимой, обеспечивая пуск двигателя без предварительного прогрева, беспрепятственное прокачивание масла насосом по смазочной системе. С другой стороны, масло должно «прилипать» к поверхности металла, образуя надежную масляную пленку и предотвращая «сухое» трение при максимальных нагрузках и летней температуре окружающей среды. То есть одна и та же порция масла должна сохранять рабочую вязкость и в холодном, и в горячем двигателе.
Требованиями к стабильности вязкости от момента пуска двигателя до рабочей температуры обосновано разделение масел по сезонности применения.
Всесезонные масла отвечают требованиям по вязкости одному из зимних и одному из летних масел одновременно, то есть обладают очень пологой зависимостью вязкости от температуры (см. рис. 4). Индекс вязкости сезонных масел составляет 90 - 105 единиц, всесезонных- 140 - 180 единиц.
Всесезонные масла получают путем введения в базовое масло специальных загущающих присадок, повышающих индекс вязкости масла и (или) использованием синтетических компонентов в качестве основы масла. В качестве присадок применяются специальные макрополимерные присадки - полиизобутилены, полиакрилстиролы и др. Механизм их действия основан на изменении формы макромолекул полимеров в зависимости от температуры. В холодном состоянии эти молекулы, будучи свернутыми в спиральки, не влияют на вязкость масла, при нагреве же они распрямляются, и масло густеет, или, точнее, не становится слишком жидким. Масла, в состав которых входят вязкостные присадки (до 10%), называют загущенными – это зимние и всесезонные сорта. В системах смазки современных двигателей применяются именно загущенные всесезонные масла.
4. Классификация моторных масел по составу.
Минеральные масла (mineral)
Минеральное базовое масло получают из нефти путем сложной многостадийной перегонки с последующей очисткой селективными растворителями либо гидроочисткой. Масла нужного качества получаются удалением из сырья нежелательных сернистых и ароматических углеводородов. Современные технологии позволяют получать минеральные масла высокого качества по относительно небольшой стоимости, с высокой приемистостью к присадкам, хорошими смазочными свойствами, их можно использовать в любых типах двигателей, за исключением требований, обусловленных рекомендациями завода-изготовителя. Но на базе минерального масла очень сложно разработать материал с высоким индексом вязкости, при воздействии высоких температур минеральные масла достаточно быстро разрушаются, образуя нагары и шламы.
Синтетические масла
Синтетические масла на основе полиальфаолефинов (ПАО) получают из этилена, который вырабатывается из природного газа или нефти - сырца путем органического синтеза. Можно сказать, что молекулы масла «строятся» из мономеров. В процессе синтеза есть возможность создавать масла с заранее заданными характеристиками. Эти масла не содержат соединений серы, фосфора, металлов. Индекс вязкости превышает 140. Благодаря отсутствию парафинов, они имеют низкую температуру застывания, обычно ниже -40оС.
Единственным недостатком синтетических масел является их высокая цена ввиду сложности технологического процесса их производства.
Синтетические масла на эфирной основе. Другим видом синтетических масел являются эфирные масла. В Европе их принято называть эстерами. Эстеры представляют собой сложные эфиры – продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Сырье для производства - растительные масла, обычно рапсовое, реже - кокосовое.
Эстеры обладают рядом преимуществ перед всеми другими известными маслами.
v Во-первых, молекулы эстеров полярны, то есть электрический заряд в них распределен так, что молекула сама «прилипает» к металлу трущихся деталей, что предотвращают «сухое» трение металла по металлу.
v Во-вторых, вязкость эстеров можно задавать еще на этапе производства основы, это позволяет обходиться без загущающих присадок, которые быстро разрушаются в моторном масле, или минимизировать их количество, что, в свою очередь, позволяет продлить срок службы масла в двигателе.
v В-третьих, масла на эфирной основе имеют экстремально низкие температуры застывания – в пределах от -50оС до -65оС.
v В-четвертых, такие масла обладают превосходными моющими свойствами, они способны лучше всех других типов масел растворять лаки и отложения, и, наконец, они имеют низкую испаряемость.
Применение масел на эфирной основе ограничивает их высокая стоимость. Производство эфирной основы в 5-10 раз дороже минеральной. Поэтому некоторые производители добавляют в состав моторного масла 1-5% эфиров для придания масляной пленке свойства «прилипания» к металлическим деталям. Продукты, произведенные полностью на эфирной основе, обычно составляют вершину товарного ряда компаний, производящих продукты Hi-end.
Типичный индекс вязкости различных базовых масел:
Ø Минеральная основа: 60-100
Ø Гидрокрекинговая (улучшенная минеральная) основа: 140-160
Ø Синтетическая основа на базе ПАО (полиальфаолефины): 140
Ø Синтетическая основа на базе эстеров: 180-200.
Гидрокрекинговые масла
Каталитический гидрокрекинг – это способ получения базовых масел из нефтяного сырья под воздействием водорода, высокой температуры (порядка 400оС) и давления (~68 атм.). В процессе производства происходит «крекинг» исходных молекул, то есть они «переконструируются», расщепляются на более мелкие и однородные, удаляются почти все парафины, сернистые и азотистые соединения. В отличие от минеральных масел, полученных традиционным методом, они, обычно, не имеют окраски, поэтому специалисты называют масла, полученные методом каталитического гидрокрекинга белыми маслами (рис.7).
По своим физико-химическим свойствам масла каталитического гидрокрекинга имеют безоговорочные преимущества по сравнению с минеральными маслами: высокие коэффициенты вязкости (viscosity index VI), низкие температуры предела текучести, обладают хорошей стойкостью к окислению. Они способны обеспечить такие же эксплуатационные характеристики, что и синтетические масла на основе полиальфаолефинов, но могут производиться в значительных объемах и по ценам, сопоставимым с ценами минеральных масел.
В этой связи многие производители смазочных веществ начали заменять синтетическую основу масел ПАО на гидрокрекинговую.
Из истории: Первой стала компания Castrol – в 1997 году она в своем флагманском продукте «Castrol Syntec» тихо заменила ПАО на другую основу, полученную методом гидроизомеризации, разработанным компанией Shell. При этом надпись «синтетическое» на упаковке моторного масла осталась без изменений. Это породило дискуссию в отрасли, производящей смазочные материалы, поскольку некоторые производители синтетических базовых масел и смазочных материалов считали, что только синтезированные базовые масла - это истинные синтетические масла. Один из крупнейших производителей масел на основе ПАО – компания Mobil Oil – обратилась в Американский национальный совет по вопросам рекламы (NADBB - The National Advertising Division of the Better Business) с жалобой на такую маркетинговую политику. Обсуждение длилось два года. В 1999 году Бюро по улучшению деловой практики Управления национальной рекламы США было принято важное решение, которое расширило определение синтетических смазочных материалов, включив продукты, полученные из гидрокрекинговых базовых масел группы III, в группу синтетических.
megaobuchalka.ru
Минеральное или синтетическое? – Основные средства
Еще сравнительно недавно в нашей стране были наиболее распространенными минеральные моторные масла. Еще бы, для выпускаемых в Советском Союзе моделей автомобильной и прочей техники с двигателем внутреннего сгорания они подходили наилучшим образом. И сейчас эксплуатирующие организации, где основу парка составляют грузовики и автобусы отечественного происхождения, отдают им предпочтение, поскольку по ценовой доступности минеральным маслам равных нет, особенно когда речь идет о приобретении их оптовых партий.
Так что же представляет собой минеральное моторное масло? Его основой служат масляные фракции нефти, естественно, тщательно очищенные от примесей. Впрочем, несмотря на необходимость применения ряда технологических операций, минеральные масла в сравнении с синтетическими все равно оказываются наименее затратными в производстве, а потому и при продаже в розницу цены на них минимальные.
На этикетку канистры с минеральным моторным маслом обычно наносят обозначение «mineral», хотя в некоторых случаях его может там не оказаться, как, впрочем, и никакого другого специального обозначения – иногда производитель не считает необходимым указывать тип используемых компонентов. То есть при отсутствии подобной надписи скорее всего масло относится к минеральным, хотя лучше в этом убедиться, прочитав полную аннотацию, обычно помещаемую на обратной стороне тары.
Минеральные компоненты составляют основу и полусинтетического моторного масла (в маркировке на канистре его обычно обозначают как semi-synthetic), только к этим компонентам добавлены компоненты синтетические, т. е. химически полученные «совмещением разнородных элементов». Зачем? А затем, что за счет них при сравнительно небольшом увеличении стоимости можно значительно улучшить характеристики моторного масла. По сравнению с чисто минеральным маслом полусинтетическое рассчитано на существенно больший срок применения, а расход его при схожих условиях эксплуатации ниже. Оно более эффективно при холодном пуске двигателя. Наконец, полусинтетическое масло значительно снижает потери энергии, расходуемой на преодоление трения между деталями двигателя, а это способствует экономии топлива. Но еще значительнее повышает топливную экономичность использование полностью синтетических моторных масел.
Прежде чем говорить о синтетических моторных маслах, внесем ясность в их взаимозаменяемость с минеральными маслами. Дело в том, что такая взаимозаменяемость возможна не всегда, особенно если речь идет о технике, оснащенной двигателями отечественного производства, так как все они, за редким исключением, разрабатывались еще в 1960–1970 гг., когда эксплуатирующие организации о применении синтетических моторных масел не могли и мечтать.
Просто взять и бездумно залить синтетическое масло вместо минерального нельзя, потому что в результате вместо положительного эффекта можно получить отрицательный. И ничего удивительного или противоречивого здесь нет: масляные фильтры, как правило, рассчитаны на определенный, заданный разработчиком уровень моюще-диспергирующих свойств. И масло более высокого класса, чем предписанное инструкцией по эксплуатации автомобиля, может оказаться просто-напросто с ними несовместимым. Кроме того, синтетические масла в сравнении с минеральными оказывают более сильное отрицательное воздействие на резинотехнические изделия, а поэтому у двигателя, не рассчитанного на применение синтетического масла, прокладки, манжеты и шланги скорее всего выйдут из строя раньше срока.
Словом, если есть желание начать использовать вместо минерального моторного масла синтетическое, надо убедиться, допускает ли его применение завод – изготовитель транспортного средства. Если не допускает – значит, не просто так. Однако если никаких препятствий к применению синтетических масел нет, не воспользоваться этим было бы неразумно, потому что со временем оно себя обязательно окупит.
Взяв в руки канистру, определить, относится ли ее содержимое к синтетическим маслам, очень просто: на лицевой стороне емкости в этом случае обычно пишут слово synthetic, реже – full synthetic.
За основу синтетических масел взяты химически синтезированные однородные органические соединения, именно они обеспечивают таким маслам значительные преимущества по сравнению с минеральными. Так в чем эти преимущества? Их много, но особо отмечу повышенную работоспособность при отрицательных температурах, стойкость к окислительным процессам, отменные пусковые характеристики в условиях, когда столбик термометра опускается значительно ниже нуля, малую испаряемость, отсутствие склонности к образованию отложений и, конечно, повышенную смазочную способность. Кроме того, подавляющее большинство синтетических моторных масел относится к категории энергосберегающих.
А чем энергосберегающие масла отличаются от обычных моторных масел? Благодаря своим характеристикам они повышают экономичность транспортных средств. В США моторное масло, претендующее на почетное звание энергосберегающего, согласно недавно принятому в этой стране методу испытаний в зависимости от вязкостного класса в сравнении с эталоном должно обеспечивать снижение расхода топлива от 0,5 до 1,4%. При испытаниях по европейской методике это снижение должно составлять не менее 2,5% по сравнению с маслом класса SAE 15W-40. Действующая в Европе классификация АСЕА и международная классификация ILSAC предусматривают даже отдельные категории для энергосберегающих масел. Но потребитель обычно определяет, относится ли выбранное им моторное масло к энергосберегающим, по наличию или отсутствию на канистре обозначения ЕС (Energy Conserving), которое компания-производитель обычно ставит после обозначения класса API. Иногда расшифровку указанной аббревиатуры вписывают в нижнюю часть наносимой на тару круглой логограммы, а в ряде случаев в маркировке вместо ЕС пишут FE, что означает Fuel Economy, т. е. «экономия топлива».
В заключение еще раз подчеркну, что хотя минеральные и синтетические масла значительно различаются по составу и по свойствам, у каждого из них своя сфера применения, и при вдумчивом подходе и те, и другие можно применять одинаково успешно и с выгодой для себя.
os1.ru
Смотрите также
- Рено моторное масло
- Моторное масло рено
- Масло моторное рено
- Моторное масло igat
- Igat масло моторное
- Функции моторного масла
- Kuttenkeuler масло моторное
- Закупка масел моторных
- Смешивание моторных масел
- Индекс масла моторного
- Масло моторное самара