Присадка в моторное масло
Присадка в двигатель чтобы не ел масло и не дымил

Начнем с того, что главной целью данной статьи никак не является продвижение того или иного бренда, который производит автохимию. Мы намерены поговорить исключительно о том, что такое присадки в масло (в двигатель), как они работают и каких результатов автовладельцу следует ожидать после их использования. Другими словами, под вопрос будет поставлена целесообразность использования присадок в том случае, если двигатель ест масло и/или дымит.
Сегодня на рынке или в автомагазинах не составит труда приобрести присадку в двигатель для уменьшения расхода масла различных отечественных и иностранных брендов: Хадо, Forum, Hi-Gеar, Liqui Moly, Suprotec, Fenom и т.д. Что касается многообещающих рекламных заявлений самих производителей и отзывов реальных независимых потребителей, которые опробовали присадки для уменьшения расхода масла в двигателе, единого мнения по данному вопросу не существует.
Присадка для двигателя: чтобы не дымил и не расходовал масло
Дело в том, что только в отдельных случаях присадка от дыма и перерасхода моторного масла помогает добиться заметных положительных результатов. Параллельно с этим достаточно распространена и такая ситуация, когда добавление присадок в масло не дает видимых результатов.
Также стоит отметить группу потребителей и экспертов, которые настоятельно не рекомендуют использовать любые присадки в мотор. По их мнению, подобные продукты не только усугубляют уже имеющиеся проблемы с двигателем, но и добавляют новые. Давайте разбираться.
Повышенный расход масла в двигателе и появление синего масляного дыма может возникать по разным причинам. Среди основных и наиболее распространенных следует отметить:
В подавляющем большинстве указанных случаев (кроме езды на смазке низкого качества) ликвидация перерасхода масла потребует профессионального ремонта двигателя или отдельного узла, что сопряжено с определенными финансовыми расходами, причем зачастую не самыми малыми. По этой причине многие автомобилисты предпринимают попытку устранить неисправность мотора не прибегая к его разборке и ремонту. Именно для этого немедленно приобретаются присадки в двигатель против дыма и так называемого «масложора».
Производители таких решений обещают практически моментальный эффект, который выражается в уменьшении расхода масла (на угар и по другим причинам) после использования присадки в двигатель. Мотор перестает дымить, начинает работать тише, поднимается компрессия, снижается расход топлива и появляется тяга. Другими словами, присадка в масло является своего рода альтернативой капитальному ремонту ДВС.
Эффект достигается благодаря специальным компонентам, которые входят в состав указанных присадок: синтетический молибдено-органический комплекс в сочетании с частицами микрокерамики (нанокерамики), повышение адгезионных свойств базового моторного масла для образования устойчивой защитной пленки на поверхностях нагруженных трущихся поверхностей, использование в составе присадок дисульфида молибдена, моющих пакетов и т.д.
Если не вдаваться в подробности, принцип действия таких присадок против дыма и расхода масла зачастую практически одинаков:
- Главной задачей является создание прочного и устойчивого к механическому воздействию покрытия на поверхностях трущихся пар двигателя для защиты и уменьшения износа деталей.
- Второй функцией присадок в двигатель является заполнение микротрещин, царапин и других дефектов, что позволяет восстановить номинальные размеры деталей в изношенном моторе.
- Дополнительно присадка в масло способна осуществить так называемую раскоксовку двигателя и поршневых колец, то есть очистить мотор от скопившихся отложений и грязи. Результатом становится снижение расхода масла, восстановление компрессии по цилиндрам, уменьшение дымности. Добавим, что производители называют свой состав уникальным и акцентируют внимание на том, что только их присадка не изменяет базовых свойств моторного масла и не несет вреда мотору.
В теории звучит очень заманчиво и привлекательно, особенно с учетом намного более доступной стоимости таких присадок по сравнению с любыми действиями по разборке, механической очистке, дефектовке и последующему ремонту мотора традиционными способами. Теперь давайте рассмотрим, что показывает практика.
Польза и вред для мотора от использования присадок в двигатель для уменьшения расхода масла
Начнем с положительных сторон. Неоднократно проверено и доказано, что присадки в двигатель способны на какое-то время защитить мотор от износа, то есть создать тот самый защитный слой.
- присадку вполне можно применить в том случае, если произошло критическое падение уровня масла без возможности долива или прекращения движения на автомобиле (например, на трассе был пробит поддон картера и необходимо добраться своим ходом до близлежащего автосервиса).
- также присадка в двигатель в ряде случаев способна продлить жизнь старому изношенному мотору, который уже практически невозможно нормально эксплуатировать без ремонта.Если проще, присадка позволяет оттянуть время до капремонта, параллельно позволяя владельцу не доливать около 0.5-1.0 литра масла каждые 100-200 км. пробега, прейти на более дешевое масло и тем самым экономить средства.
Теперь давайте сосредоточимся на минусах. Самым главным недостатком использования присадок для уменьшения расхода масла является непродолжительный (зачастую весьма кратковременный) положительный эффект, а также непредсказуемые последствия для ДВС после использования таких составов. Последние становятся очевидными после вскрытия мотора для проведения капитального ремонта двигателя.
- автомеханики отмечают, что после использования противоизносных присадок «внутренности» двигателя зачастую покрыты определенным слоем, который предельно сложно (а порой и вовсе невозможно) отмыть.
- встречаются отдельные утверждения, что после применения некоторых составов детали не поддаются восстановительным работам (шлифовка, расточка и т.д.) во время проведения ремонта двигателя. Это означает, что такие элементы (зачастую дорогостоящие) требуют обязательной замены.
- ремонт двигателя, в котором регулярно использовались защитные решения или присадки для уменьшения расхода масла, обычно обходится на 20-50% дороже по сравнению с двигателями, в которых указанные составы не использовались.
Стоит ли использовать противодымные присадки в двигатель
На основе приведенной выше информации становится очевидным, что присадка в двигатель для уменьшения расхода масла создает на внутренних деталях силового агрегата определенный слой, благодаря чему происходит уменьшение зазоров. Также присадки способны сделать моторное масло густым и снизить его горючесть, тем самым снижая расход масла на угар. Другими словами, главная задача достигнута, но пользы двигателю это не добавляет.
Автомобильный двигатель является таким механизмом, который имеет сложное устройство. Огромное внимание при разработке уделяется различным зазорам, температурным режимам и т.д. По этой причине каждый изготовитель ДВС рекомендует к использованию строго ограниченные группы моторных масел, которые можно применять в конкретном типе двигателя. Такие масла имеют определенные стандарты и допуски, которые определяют возможность или невозможность их применения в том или ином моторе.
Что касается присадок, то изменение состава моторного масла в случае их использования практически неизбежно. Более того, само моторное масло уже имеет базовый пакет присадок, вступающий в реакцию с теми компонентами, которые входят в любую стороннюю добавку к маслу. Вполне логичным выводом является следующее:
- присадка способна в большей или меньшей степени решить проблему масляного аппетита и дымности двигателя;
- положительный эффект является временным и не всегда полноценным, при этом последствия для двигателя непредсказуемы;
Подведем итоги
Как показывает практика, использование присадки для уменьшения расхода масла и чтобы двигатель не дымил, зачастую позволяет продлить жизнь изношенному или проблемному мотору (особенно на автомобилях иностранного производства) всего на несколько сотен километров пробега. О тысячах километров можно говорить только в том случае, если мотор не доведен до критического состояния, то есть проблема проявилась на ранней стадии.
Следует заранее быть готовым к тому, что после использования присадки во время капитального ремонта двигателя могут возникать сложности. Также не редкой является ситуация, когда весь двигатель целесообразнее сразу заменить без попыток восстановления уже имеющегося агрегата.
Получается, использование присадок может быть полностью оправдано только в том случае, если владелец изначально не планирует ремонтировать имеющийся двигатель. В таких случаях присадка позволяет еще какое-то время эксплуатировать автомобиль до постановки на ремонт. Также на время действия присадки отпадает необходимость заливки в ДВС качественного рекомендуемого масла и постоянного долива смазки.
Напоследок добавим, что никакие присадки не смогут эффективно повлиять на сильный расход масла в двигателе (около 1 литра на 100-150 км. пробега). В этом случае мотор необходимо сразу ремонтировать или полностью менять.
Похожие статьи
krutimotor.ru
Антифрикционная присадка в моторное масло
Присадки для моторных масел позиционируются на рынке как средство от многочисленных «болезней» двигателя. Производители стараются заверить автомобилистов в полезности своего продукта, но зачастую умолачивают о побочных эффектах. Особой популярностью пользуется антифрикционная присадка, но далеко не всегда она отвечает запросам силовой установки в элементарных требованиях. Тем не менее существует и немало сбалансированных составов, которые наряду с положительным эффектом обеспечивают минимальный уровень вреда. Представленный ниже обзор присадок поможет разобраться с нюансами их действия, сильными и слабыми сторонами.
Общие сведения об антифрикционках
Для начала стоит развеять миф о том, что добавки в масло и вовсе не нужны. Это радикальная точка зрения, которой придерживаются многие автомобилисты. Их успокаивает мысль о том, что в масле изначально содержится набор необходимых для работы двигателя компонентов. Данная позиция не выдерживает критики по той причине, что антифрикционная присадка в моторное или трансмиссионное масло действительно способна поддерживать определенные параметры двигателя. Что касается самостоятельного восстановления мотора через базовый набор ингредиентов масла, то оно возможно только в лабораторных условиях эксплуатации двигателя. Разумеется, подавляющее большинство автовладельцев об этом может только мечтать.
Чем же в действительности может помочь силовому агрегату присадка – при условии, что она качественная и в достаточной степени соответствует обещаниям производителя? В первую очередь это сохранение стабильной работы механики при высоких динамических и температурных нагрузках. Минимизацию трения между деталями в большей степени обеспечивают антифрикционные присадки в трансмиссионное масло, а типовые моторные составы также ориентируются на повышение ресурса движка и минимизацию расхода топлива. К этому стоит добавить беспрепятственный вывод компонентов присадки и отсутствие тяжелых взвесей на поверхностях двигателя.
Liqui Moly CeraTec
Состав разработан на базе молибдено-органической группы с добавками микрокерамики. Присадка, по заявлению изготовителя, должна устранять микронеровности и укреплять поверхностную структуру металла. Достигается это в том числе за счет снижения трения между деталями, обработанными масляной пленкой. В качестве дополнительных эффектов антифрикционная присадка Liqui Moly этой модификации должна гарантировать снижение шума и увеличение мощности. В плане применения она универсальна, то есть подходит к любым маслам.
Как показывают испытания, состав действительно выполняет большую часть своих функций. По крайней мере, это относится к минимизации износа и снижению трения. Аналогичный эффект демонстрируют высококачественные антифрикционные присадки в трансмиссионное масло, поэтому данный состав может рассматриваться как универсальный и в плане назначения. То есть его можно использовать и для трансмиссии.
Bardahl Full Metal
Главное действие этого средства ориентируется на увеличение адгезивных качеств масляной пленки. Присадка способствует процессу обволакивания механических деталей, повышая тем самым защиту двигателя независимо от температурных условий. В составе Full Metal присутствует и особый фермент Fullerene С60, который направляет свое действие на зоны контакта трущихся деталей – в частности, на участке сопряжения элементов поршневой группы. В итоге достигается не только снижение износа, но и легкий вывод отложений. Но важно учитывать, что антифрикционная присадка этой марки практически избавлена от специальных моющих компонентов. Зато есть полный набор активных веществ, улучшающих эксплуатационные качества масла. Оно эффективнее взаимодействует с металлической структурой, не вымываясь раньше нормативного времени.
3ton PlaMet
В процессе эксплуатации формирует стойкое и прочное покрытие на поверхностях элементов трущейся группы. В конечном итоге сокращается степень изнашиваемости металлических деталей, царапины и микротрещины заполняются, а деформированные части восстанавливаются. Что касается общего состояния двигателя, то антифрикционные присадки в моторное масло PlaMet способствуют увеличению мощности и понижению расхода топлива. Кроме того, наблюдается восстановление компрессии по цилиндрам. Как показывают исследования, в составе данной присадки активная часть элементов базируется на меди, поэтому можно говорить об уклоне в сторону повышения износостойкости масла.
Mos2 Additiv
Еще один состав от Liqui Moly, который базируется на дисульфиде молибдена. Его работа характеризуется способностью заполнять рабочие поверхности пленкой, которая оберегает наружные слои металла от износа и мелких повреждений даже в условиях повышенных механических нагрузок. Но помимо сохранения структуры деталей, состав стимулирует их рабочий ход – соответственно, можно рассчитывать и на увеличение мощности, и на сокращение топливного потребления. После своей работы антифрикционная присадка Mos2 Additiv не оставляет отложений, не выпадает в осадок и сохраняет каналы фильтров в изначальном свободном состоянии. В целом благодаря высокой концентрации дисульфида молибдена можно говорить о комплексной физической защите начинки двигателя независимо от условий эксплуатации.
Заключение
Обзор показал, что большинство присадок от крупных производителей действительно оказывают положительное влияние на моторную группу через улучшение эксплуатационных качеств масла. Но значит ли это, что долгосрочное использование данных средств не обнаружит последствия скрытого негативного воздействия на те же детали? По словам специалистов, антифрикционная присадка может стать причиной неблагоприятных химических процессов в двух случаях. Во-первых, из-за наличия неизвестных активных компонентов в составе, чего не наблюдается в вышеописанных продуктах. Во-вторых, нежелательные последствия могут иметь место как следствие неправильного использования присадки – например, в результате нарушения дозировок или частоты применения средства.
fb.ru
Как влияют присадки для двигателя на расход масла и топлива
После споров о том, какое масло в двигатель заливать вообще, самой жаркой темой на автофорумах можно назвать споры о присадках в масло. Во многом тут виноваты 90-е годы, когда подобные «чудо-продукты» заполонили не только авторынки, но и рекламные блоки вполне серьезных изданий. Изменилось ли что-то с тех времен? Есть ли смысл в рядах маленьких баночек в отделах автохимии?
Содержание статьи
Классификация присадок
Начнем с того, что любое моторное масло само по себе содержит сложный пакет присадок различных функциональных групп, и отдельно продающиеся присадки точно так же относятся к тем же классам (либо являются сочетанием нескольких).
Антифрикционные присадки
Задача антифрикционных присадок – это снижение трения, иными словами, они призваны снижать механические потери, повышая реальную мощность мотора и снижая расход топлива. К защите от износа они имеют только косвенное отношение: в нормальных условиях работы двигателя пары трения всегда разделены масляной пленкой, не контактируя напрямую. Даже в точках, где нагрузка распределена на минимальной площади (например, кулачок распредвала-толкатель) конструктора стремятся снизить трение – тот же кулачок не просто трется по толкателю, а проворачивает его.
Противозадирные
Защита от износа, особенно в экстремальных условиях – работа противозадирных присадок. Суть их работы в препятствии разрушению поверхностей металла в зоне контакта как результат локального перегрева. Классический пример задира – разрушение вкладышей и шеек коленвала при низком давлении масла, когда гидроклин продавливается под нагрузкой. Следовательно, в первую очередь противозадирные компоненты должны увеличивать прочность и «цепкость» масляной пленки, а уже в критическом случае начнет работать химия. Классика противозадирных присадок – это банальные сернистые соединения (применяемые, правда, в маслах трансмиссионных): в зоне локального перегрева, где начнет образовываться задир, происходит химическая реакция, и поверхность контактирующих деталей покрывается пленкой сульфида железа.
Стабилизаторы вязкости
Не менее важны стабилизаторы вязкости: они позволяют маслу сохранять расчетную вязкость даже в наиболее нагруженных узлах мотора, сохраняют работоспособность гидрокомпенсаторов при высоких температурах. К ним близки загустители – присадки, дополнительно увеличивающие вязкость масла (именно этот класс печально известен как «гербалайф для двигателя» — они дают ощутимое снижение шумности двигателя… но ненадолго). Зачастую загустители становятся основой всевозможных присадок для устранения течи масла.
Моющие
Моющие присадки позволяют маслу удерживать в своей массе не только продукты износа, но и результаты собственного разложения и окисления, позволяя масляному фильтру отделять крупные фракции из них. Однако они могут дать и отрицательный эффект – иногда изношенный двигатель с большим пробегом от течей масла удерживает как раз грязь, забивающая микротрещины уплотнений. Отсюда, кстати, и идет убеждение, что «после минералки нельзя лить синтетику – все сальники потекут». Если присадка обещает повысить компрессию двигателя – то, скорее всего, в ее составе будет именно мощный моющий пакет, призванный освободить закоксованные поршневые кольца.
Антиокислительные присадки
Антиокислительные – еще одна группа стабилизаторов, которые препятствуют разрушению базового масла под воздействием как кислорода при нагреве, так и нейтрализуют неизбежно образующиеся кислоты (проникновение соединений серы с выхлопными газами плюс вода из конденсата плюс нагрев равно сернистая кислота, h3SO3).
«Ремонтные»
На рынке «присадок по отдельности» есть и еще один класс, в составе моторных масел не применяемых (если не говорить о более чем посредственном «Хадо») – присадки «ремонтные», они же ревитализанты и так далее. Принцип их действия – полимеризация (либо иная химическая реакция) в зоне высоких механических нагрузок с образованием пленки на трущихся деталях, но ее эффективность весьма спорна, а зачастую и вовсе является явным обманом: в рекламных материалах того же «Хадо» за «сверхпрочную пленку» выдается фото… поврежденного вкладыша со стертым и перегретым покрытием. Сами же по себе химические реакции в зоне начинающегося задира – это не некое ноу-хау, а, как мы писали выше, нормальный механизм работы любого противозадирного пакета.
Так стоит ли заливать присадки?
Любое современное моторное масло – это сложный состав, уже включающий в себя обусловленный коммерческой целесообразностью пакет присадок. Поэтому «чудо-баночка» может дать ощутимый эффект в сочетании с дешевой минералкой, а смешивать ее с маслом, предназначенным для спортивных моторов, будет пустой тратой денег.
Видео: Присадки в моторные масла ( За и Против )
Главный риск же применения сторонних присадок в том, что ни состав моторного масла, ни присадки не раскрывается производителями в полной мере. При эксплуатации двигателя эта смесь будет работать в диапазоне температур от -30 до более 200 градусов (масляная пленка в зоне колец поршня, его внутренняя часть у донца), подвергаться воздействию выхлопных газов, проникающих сквозь кольца, и так далее. Никто не может гарантировать, что в подобных условиях конкретная смесь присадки с конкретным маслом не даст повышенного нагарообразования, не начнет ускоренно распадаться и тем более – не начнет образовывать твердые фрагменты. Поэтому результат экспериментов всегда несет долю непредсказуемости.
Секрет же того, что многие продающиеся на рынке продукты действительно работают и безопасны, очень прост: сами производители моторных масел используют несколько основных типов пакетов присадок, и в флаконе с надписью «Суперуничтожитель трения» с очень большой вероятностью окажется то же самое, что уже было добавлено в масло на заводе. Отдельный случай – это модификаторы трения на примере всем известного дисульфида молибдена – его мелкодисперсная взвесь в нейтральной «базе» при смешении с маслом будет удерживаться в нем уже моющими присадками, введенными в масло изначально.
Видео: ПРИСАДКА В МАСЛО ХАДО / XADO ЛИТЬ в МАСЛО или НЕТ? / ТЕСТ В АУДИ ТТ (Пробег 220 000км)
Мифы о присадках в масло
Миф 1: присадка способна повысить компрессию, снизить расход масла на угар, уменьшить шум.
Реальность: Да. Если причиной снижения компрессии стало начинающееся залегание колец в канавках поршня, то мощный моющий состав действительно увеличит компрессию. Эффективный загуститель снизит шум в парах трения, где зазоры уже увеличены из-за износа – но либо на краткое время, либо до замены масла.
Миф 2: присадки способны повысить мощность, снизить расход топлива.
Реальность: действительно, вводя дополнительные антифрикционные присадки, можно увеличить мощность на несколько процентов. Ощутить это на практике, а не на мощностном стенде – скорее эффект плацебо.
Миф 3: могут восстановить изношенный двигатель с большим пробегом .
Реальность: максимум – отсрочить ремонт, маскируя симптомы неисправности. Да, сейчас существуют составы профессиональной химии для восстановления посадочных мест узлов, работающих при высоких нагрузках, но они для получения нужного результата требуют очень точного соблюдения технологии. Добиться того же в малой концентрации, в смеси с моторным маслом – в такое верить не стоит.
Миф 4: могут снизить износ двигателя.
Реальность: грамотно спроектированный двигатель, эксплуатируемый в нормальных условиях и на соответствующем масле, и так имеет настолько мизерный износ, что ощутимо уменьшить его невозможно. Классический пример – многие старые двигатели Mercedes, даже при использовании минеральных масел легко переносившие полумиллионные пробеги без необходимости в ремонте. Если же говорить об экстремальной эксплуатации, то здесь они могут реально помочь – тот же дисульфид молибдена применялся еще в поршневой авиации, авто- и мотоспорте.
Видео: ✔Присадки в моторное масло, тесты и сравнения
Какие присадки в двигатель лучше — предложения рынка автохимии
Liqui Moly Ceratec
Liqui Moly – одна из немногих компаний, применяющих минеральные присадки (они же геомодификаторы трения) непосредственно при производстве масел. Собственно говоря, дисульфид молибдена дал и само название бренду. Что ж опыт фирмы уже дает определенные основания для доверия.
Ceratec – это композитный состав на основе нитрида бора и все того же дисульфида молибдена (не заявлен прямо, но обнаруживается в пробах масел), производителем заявлено увеличение антифрикционных и противозадирных свойств масла, сохраняющееся после его замены. На практике присадка действительно способна продемонстрировать снижение расхода топлива и повышение индикаторной мощности, но в реальности владелец машины почувствует лишь первое. В лабораторных пробах отработки с разных автомобилей видно низкое содержание алюминия – можно предполагать снижение износа поршней и вкладышей, а вот кардинального снижения содержания железа (продукты износа чугунных гильз и шеек коленвала) не отмечается, если сравнивать с пробами отработки тех же масел без присадки.
Suprotec
Увы, во многом производитель играет сам против себя – благодаря агрессивному маркетингу (в том числе и неприкрытой рекламы на форумах и отзывах) отделить правду от плевел нелегко. Что можно точно сказать об эффективности состава – это все то же снижение расхода топлива и рост мощности в пределах нескольких процентов, что не является чем-то необычным для антифрикционных пакетов. Снижения же содержания алюминия и железа в анализах отработок не замечено настолько, чтобы говорить о реальном улучшении защиты двигателя с большим пробегом.
MANNOL Molibden Additive
Аналог известных составов от Liqui Moly – взвесь мелкодисперсного порошка дисульфида молибдена в минеральном масле. Точно так же обеспечивает определенный прирост экономичности, увеличение мощности в пределах погрешности измерения. Может применяться в двигателях, имеющих повышенный риск повреждения (спорт, воздушное охлаждение в жарком климате).
Тотек МК-02
Производителем заявлен традиционный набор характеристик, однако не указывается полная несовместимость с двигателями, требующими применения LowSAPS-масел (дизеля с сажевыми фильтрами) – пробы отработки показывают значительный рост соединений фосфора, цинка и кальция, что для таких двигателей неприемлемо. Одновременно анализы дают основания предполагать, что именно на минеральной базе и основан пакет антифрикционных присадок. Содержание алюминия и железа в отработках – в пределах нормы. Наличие в составе эстеровой основы даст на практике снижение шумности двигателя – впрочем, того же можно добиться, сразу используя масло на этой основе.
avtocity365.ru
Присадки в моторное масло – AMSRUS

Что-нибудь такое туда капнуть живительное и эта машина наконец-то меня порадует, раскроется, как цветок, будет великолепна!
Но если на масло денег нет, тогда должна быть волшебная присадка. Волшебством, знахарством занимается вся наша страна. Программа «Гараж» должна все-таки дать ответ, что же туда заливать.
Сергей Михайлович, парадокс-то у нас какой? Технологии все лучше и лучше, а двигатели живут все меньше и меньше. В этой связи народ начинает подозревать: либо нас обманывают, либо мы что-то не доливаем.

Сергей Михайлович Мамыкин, кандидат технических наук в программе С.Асланяна “Гараж”
Сергей Мамыкин: Скорей всего ситуация несколько отличается от того, что мы думаем. Технологии производства конструкционных материалов совершенствуются, металлообработка совершенствуется, моторные масла все лучше и лучше, сплошные инновации. В то же время двигатели, которые еще недавно были “миллионниками”, сейчас превратились в “стотысячники”, а к 150 тысяч уже умирают.
Что же произошло? Дьявол, как всегда, кроется в деталях. За последнее время в угоду экологии, это, наверно, правильно, ведущие компании перешли на низковязкие масла. Еще недавно мы ездили на вязкостях W-50, а сейчас 0W-20 и 0W-16.
В России уже бензин Евро-5, в Европе Евро-6, то есть топливо все чище и чище, серы в нем практически нет, смазывающая способность топлива практически исчерпана.
Сергей Асланян: Василий Алибабаевич по сию пору свирепствует на окраинных заправках и мониторинг того, что нам заливают, регулярно может поспорить с ослиной мочой по наличию удивительных присадок. Серы там, действительно, маловато. Говорить о том, что в нашей стране грянул, согласно закону, Евро-5 — преждевременно, в Москве — да. Но это не главная причина, по которой мы не знаем, что залить в двигатель в качестве моторного масла.
С. Мамыкин: Конечно же, надо рассмотреть в комплексе. Двигатель — это сложная техническая система, в которой имеет место быть косой десяток поверхностей трения. Безусловно, ресурс двигателя напрямую зависит от того, сможем ли мы одним и тем же маслом обеспечить необходимую работоспособность всех этих поверхностей трения.
Так вот, изменилась вязкость. Вязкость — это толщина масляной пленки или масляного клина в паре трения. Наука говорит, что так как после металлообработки на поверхности имеется шероховатость, то в процессе работы – при запуске, остановке, в пиковых нагрузках – имеет место быть постоянный контакт по шероховатости. Естественно, чем тоньше масляная пленка, тем будет больше таких локальных взаимодействий.
В середине прошлого века в Союзе группа ученых открыла очень интересное явление, которое было зарегистрировано, как открытие, — водородный износ металлов. Оно говорит о том, что при локальных взаимодействиях, учитывая, что площадь контакта минимальна, происходят высокотемпературные вспышки, приводящие к полиморфизму железа, к полиморфному превращению.
Выделяется значительное количество водорода, который буквально всасывается в поверхность трения металла и разрушает кристаллическую решетку изнутри.

Водородный износ металлов
Вот ключик к одной из разгадок. Масляный клин стал тоньше, количество взаимодействий стало больше, условия более жесткие, температурный режим более жесткий. Водородный износ проявляет себя все больше и больше.
На наш взгляд это одна из объективных причин, почему те самые “миллионники”, когда их перевели на низковязкие масла, вдруг стали служить всего-навсего по 100-150 тысяч километров.
С. Асланян: При этом очень на многих автомобилях, которые к нам приходят даже из Америки своеобразные чугунины образца 1955 года, а на крышечке заливной горловины уже написано 0W-20. На Tahoe это написано и слесаря в ремзоне первое, что говорят: «Не обращай внимание», — этому двигателю 0W-20 — смерть, 5W-40 — вот его параметры.
Это происходит в том числе по злому умыслу производителя. Его задача — заставить вас жить в ремзоне и побыстрее пересесть на новую машину. И они надеются, что новая машина, как ни странно, окажется этого же бренда. Что не всегда происходит.
С. Мамыкин: Это совершенно очевидно. Если посмотреть открытую информацию, то мы увидим, что такие крупнейшие концерны, как Volvo, только порядка 30% дохода имеют от продажи техники, а 70% — это запасные части и сервис. Так что посыл производителя здесь совершенно понятен — привязать нас к сервису.
Это как дешевый фотоаппарат когда-то, но очень дорогие расходники. Так и конкуренция заставляет их делать качественные автомобили, но зарабатывать потом на запчастях и сервисе.
С. Асланян: А как мы должны этому противостоять? В двигатель, на котором написано 0W-20 завивать 5W-50?
С. Мамыкин: Нет, к сожалению, у нас это не получится. Зазоры в двигателе сделаны под вязкость 0W-20. Заливая 5W-50 мы будем тратить гораздо больше денег на топливо и будем подталкивать износ.
С. Асланян: Потому что масло в паре трения как раз и не окажется.
С. Мамыкин: Да, оно просто туда не будет попадать. 0W-20 отличается от 0W-50 тем, что фактический размер молекул масла в 0W-50 гораздо больше.
С. Асланян: Просто не пролезет. Поэтому, когда начиная играть в экологию, автопроизводители переходят на масла 0W-20 или 0W-16, они играют против нас и выигрывают.
С. Мамыкин: Отчасти, да. Они тем самым снижают затраты в двигателе. Это им позволяет тратить меньше бензина. Это в общем-то сейчас основной путь улучшения экологии. Сжигать как можно меньше топлива, тогда экологии будет лучше.
Нынешнюю ситуацию можно в принципе сравнить с медициной. У нас медицина поддерживающая. Так же и производители делают: «Да, мы знаем, что у вас двигатель болен. Мы вам даем масло, которое позволяет доживать двигателю до определенного пробега».
С. Асланян: В этой связи у нас появляется надежда, что есть какая-нибудь волшебная присадка, которая в это масло предписана производителем. Безальтернативная, которую мы не можем обойти и вынуждены заливать. Присадка нас спасет, поскольку имеет какие-то дополнительные преимущества. Это верный путь?
Почему развитие автономных присадок, как целого рынка, потихонечку идет, но при этом всплеска никакого? Кто-то где-то сделал, кто-то попробовал, потом позвонили мне, назвали магическое слово «Супротек», спросили, что с ним делать. После этого все разошлись с собственным мнением.
С. Мамыкин: У нас ситуация, когда и производителю не надо, чтобы его двигатель служил достаточно долго, и производителям топлива тоже не очень выгодно, потому что присадки, которые должны продлять срок службы, фактически приводят еще к повышенному энергосбережению, к экономии топлива. Поэтому и написаны различные спецификации, в том числе ACEA, API.
Все производители, как один, говорят: «У нас в масле все есть и боже упаси что-то туда доливать, тем самым вы испортите масло». Подход совершенно понятный с точки зрения производителя моторных масел и техники. В то же время, у нас есть очень большая надежда и уверенность, что это можно преодолеть.
Мы, жители Земли, в определенной степени механизмы, но биологические. У нас есть узлы трения, они, независимо от своего функционала, устроены практически все одинаково и служат нам всю жизнь. При этом потребляют возможный минимум энергии. Так нас за миллиарды лет эволюции создала природа.
Оказывается, природа дала возможность нам нечто подобное сделать в неживой природе. Человечество мечтает полететь в космос, но туда с собой шахту и уголь не возьмешь и ничего не выплавишь. То есть нужно, чтобы механизмы работали очень-очень долго. В неживой природе можно реализовать точно такой же режим, как в суставах человека.
Практически одновременно с открытием водородного износа те же ученые в Советском Союзе открыли еще одно интересное явление, которое тоже зарегистрировано, как открытие. Это как закон Ньютона: хотим мы или нет, яблоко все равно упадет и стукнет по голове. Открыли явление, которое сокращенно называется эффект безызносности — что-то такое крамольное от вечного двигателя.
С. Асланян: Но у человека тоже изнашивается все не сразу, поэтому можно допустить, что и в неживой природе решение где-то на поверхности. Человек пробегает огромный километраж в своей жизни и ноги у него не отваливаются. Значит, в природе тоже что-то подобное должно быть.
С. Мамыкин: Это явление связано с процессами водородного износа на поверхности трения. Водород сначала готовит узел трения под образование пленки, аналогичной хрящику в нашем суставе. А дальше – химия. Ничего волшебного в общем-то нет.
Окислительно-восстановительные реакции, которые проистекают на поверхностях трения. Если после того, как водород разрушил фрагмент кристаллической решетки, образовалась чисто железная поверхность, так называемая ювенильная, то в результате окислительно-восстановительной реакции можно получить защитную пленку из пластичного металла. Она закроет полностью стальную поверхность трения, защитит ее от коррозии и окисления и будет являться промежуточным телом, которое не даст изнашиваться поверхностям.
С. Асланян: Это промежуточное тело либо уже содержится в масле, предписанном эксплуатацией, либо это волшебная присадка, которую мы долили сами.
С. Мамыкин: Для этого нужно посмотреть состав масла. Мы знаем, что применяются в основном в качестве противозадирных, противоизносных присадок различные фосфаты цинка, то есть соли пластичного металла. Но нужно посмотреть ряд напряжения металлов, ряд электрической активности. Злосчастный водород, который выделяется в зоне трения в протонном виде, условно разделяет металлы на неблагородные и благородные, которые стоят правее его.
Исходя из этого, нам необходима пленка защитная не из цинка, который будет разрушен водородом, а из металлов, стоящих правее — медь, серебро, золото и платина. По понятным причинам серебро, золото и платина — это очень дорого. Значит, нам остается медь.
С. Асланян: Мягонькая, податлива медь.
С. Мамыкин: Да, мягкая, имеющаяся в достаточном количестве и по разумной стоимости. Самое интересное, если посмотреть справочник физических величин, то атомы железа в холодном состоянии и атомы меди очень близки по размерам. Видимо не спроста железо сваривают медным электродом.
С. Асланян: И на место в чугунной гильзе выкрошившегося водорода, должна попасть медь?
С. Мамыкин: На место выкрошившегося железа или чугуна водородом. Да, то место, которое оторвал водород, займет медь, как заклепочка закроет этот фрагмент.
С. Асланян: А почему медь при этом должна иметь какие-то прочностные характеристики и не быть сдернута наждаком поршневого кольца со своего места?
С. Мамыкин: Потому что это как бы выступающая зона была подвержена там, где кольцо чиркнуло. Водород как бы убрал этот пик шероховатости. Медь, как заклепка, не будет нарастать до беспредела, она закроет локальное повреждение и фактически не будет вступать в непосредственное взаимодействие с поверхностью поршневого кольца, пока не будет выглажена вся поверхность трения.
С. Асланян: Но выглажена она же будет тоже медью. Получится – была чугунная гильза, стала медная.
С. Мамыкин: Да, получится так, что у нас чугунная подложка, а поверхность вся закрыта медными заклепочками.
С. Асланян: При том, что медь всегда мягкая.
С. Мамыкин: Да, но она будет пористая, будет прекрасно держать масло. Поверхности специально хонингуют, чтобы удержать масленую пленку, чтобы не было задира. Здесь медная пленка будет великолепно отводить тепло, не давать перегреваться и будет отлично удерживать масляную пленку, причем очень тонкую.
Так как количество взаимодействий, естественно, огромное при работе двигателя. Постепенно, но это достаточно быстро, какие-то часы работы, вся поверхность трения покрывается такими заклепочками медными, которые образуют практически сплошную пленку. Основная задача этой пленки какая?
В результате площадь фактического контакта возрастает в сотни и даже, исследования говорят, чуть ли ни в тысячу раз. Соответственно, все удельные нагрузки, которые были на микроуровне по шероховатости, они просто уходят. То есть уходит микротемпературный трафик, который был постоянно и приводил к микроподжогу, микровыгоранию значительных объемов масла, окислению их. Теперь поверхность трения представляет собой совсем другую структуру.
Если посмотреть по аналогии с суставом, у нас есть суставная сумка, есть корпус двигателя, есть твердые кости, в технике есть твердая гильза, твердое кольцо. В живой природе дальше хрящик, а у нас образовавшаяся медная пленка. Синовиальная жидкость не дает разрушаться хрящику, поддерживает его в рабочем состоянии. Так же и моторное масло родило медную пленку и поддерживает ее в рабочем состоянии. Эта система способна функционировать практически неограниченно долго.
У многих из нас на дачах, в гаражах стоят и работают холодильники, которые купили еще наши родители. Работают они уже десятки лет. Цилиндро-поршневая группа абсолютно аналогична цилиндро-поршневой группе двигателя внутреннего сгорания. Она как качала, так и качает, совершенно не потеряв своих свойств, она не износилась.
Если разобрать такой рабочий компрессор, то вы увидите, что поверхности поршневых колец красные, визуально видна медная пленка, которая там образовалась. Образовалась она естественным путем, потому что масляно-фреоновая смесь, проходя через медный охладитель, вымывает ионы меди, которые попадают в зону трения и образуют медную пленку. Вот вам, пожалуйста, двигатель внутреннего сгорания, который 40-50 лет у некоторых работает и не изнашивается.
С. Асланян: Но там разный температурный режим и при этом нет бензина.
С. Мамыкин: При локальных взаимодействиях на микроуровне температурная вспышка намного выше, чем нагрев, который разный в двигателе внутреннего сгорания. Есть дополнительный нагрев от сгорания, который, кстати, стимулирует водородный износ. Двигатель внутреннего сгорания гораздо быстрее будет образовывать медную пленку, если мы ему подсунем ионы меди в зону трения.
По своим свойствам двигатель внутреннего сгорания более благоприятен для образования медных защитных пленок, чем компрессор холодильника, работающий при более низких температурных режимах.
С. Асланян: Если на стенке цилиндра появилась медь, то будет еще и электрохимическая коррозия. С чугуном, может быть, меньше, а с алюминиевой стенкой цилиндра больше.
С. Мамыкин: Это тоже все связано с трением, с протеканием токов. В этом случае медь намного более работоспособна с точки зрения электрических процессов, чем тот же чугун. Она будет менее подвержена различным электрическим явлениям.
Сам процесс образования пленки таков: она может в принципе разрушаться, туда попадают абразивные частицы, опять же электрохимическая коррозия. Но так как ее родило трение, то трение ее и восстановит. При работе на маслах, содержащих ионы меди, этот процесс невозможно остановить.
С. Асланян: Единственное, что может произойти — это вы перестали пользоваться подобным маслом и залили стандартное, купленное в магазине или у официального дилера. Здесь дополнительного присутствия меди уже нет и двигателю неоткуда его взять, чтобы залатать дырки.
С. Мамыкин: Да, там будет наблюдаться эффект последействия, который достаточно длительный. Все зависит от типа двигателя. Но через какое-то время пленка износится и так как ей неоткуда будет пополняться, то все вернется на круги своя.
С. Асланян: Открытие было сделано в середине прошлого века и у нас что-то не слышно о медесодержащих маслах.
С. Мамыкин: Все очень просто. Открытие пришлось не ко двору, машиностроители первые, кто оказались против этого по понятным причинам — не нужны запчасти, не нужен сервис. Производители масел, они же производители топлива, получающие основной доход от топлива, им фактически не нужны моторные масла, которые сберегают топливо. ВНИИ НП, к сожалению, был тоже ярым противником этого открытия. Поэтому спустя уже 70 лет только сейчас стало появляться.
С. Асланян: Уже есть какие-то производства, занимающиеся изготовлением подобного масла, либо присадок?
С. Мамыкин: На рынке я знаю несколько производителей подобных присадок. Есть и производители масел.
С. Асланян: Теперь вся страна напряглась, схватила авторучки, чтобы этот список услышать и понять, куда же идти. Поскольку мы не рекламная программа, соответственно, вам придется искать косвенные методы в получении подобной информации. Но то, что их несколько говорит о том, что все-таки мы не один на один с судьбой.
Но это же для очень пытливых: попытаться найти ответ, прочитать на баночке рецепт и сопоставить услышанное с увиденным. Нет общего рецепта. Получается, есть колдовское зелье, способное спасти двигатель. Осталось только понять, по каким параметрам его выбрать-то. Куда смотреть, что должно быть написано на этикетке, должна быть написана медь?
С. Мамыкин: Да, однозначно медь, потому что только медь спасет от водорода, она более электрически активна и медная пленка не разрушается выделяющимся в зоне трения водородом. После ее образования он практически и не выделяется, потому что нет температурного фактора, нет полиморфизма на поверхности и все это уже не страшно. Не исключаю, что может быть кто-то с серебром и золотом когда-нибудь будет выпускать.
Медь должна быть, но это не должно быть порошковой меди. Медь не должна быть в чистом виде, должны быть соли меди, а дальше полет фантазий.
С. Асланян: В двигателе, помимо водородного износа, есть еще ряд факторов, которые тоже приводят к износу. А ключ ко всему только в солях меди?
С. Мамыкин: Когда открыли явление водородного износа, если поглубже в него вникнуть, то становится понятным, что абразивный износ, механический и прочие, выступают в качестве катализатора именно водородного износа. Сам по себе абразив не способен нанести такое разрушающее воздействие стальной поверхности. Именно водород разрушает кристаллическую решетку железа и разрушает поверхность трения.
С. Асланян: Что значит абразив не может привести к разрушению? Песка сыпанули в двигатель и он заклинил.
С. Мамыкин: Да, но это уже не связано с износом, это аварийная ситуация.
С. Асланян: То есть в рамках нормально работающего двигателя, у которого нет внешнего фактора, есть лишь одна основная проблема — это водородный износ?
С. Мамыкин: Совершенно точно. Все железосодержащие поверхности, а они практически все, хотя бы одна из поверхностей железная, они разрушаются в двигателе внутреннего сгорания при неаварийных режимах фактически исключительно водородом.
С. Асланян: Если заливать эту медную присадку, через какое-то время вскрывать двигатель и любоваться из любопытства, то получается, что красного цвета будут поршневые кольца, сам поршень и стенки цилиндра.
С. Мамыкин: В двигателе внутреннего сгорания не совсем красный цвет, он больше похож на латунь, на бронзу. Это связано с тем, что все-таки пористая поверхность, там присутствует достаточно большое количество масла, масло не прозрачное и не чистое, оно в процесс работы должно темнеть и пачкаться. В отличии от холодильника, где фреон и почти стерильная чистота.
Но самое главное, что мы должны получить. Если посмотреть с точки зрения экологии, все экологические нормы справедливы для нового двигателя, а потом по мере работы он теряет кондиции и вся его экология падает.
Если мы будем 100 тысяч ездить, применяя такие присадки, либо перейдем на масла с такими свойствами, которые работают значительно лучше, потому что в них нет присадок, содержащих фосфор и серу, которые как раз портят экологию и мешают процессу образования медной пленки, то этот двигатель будет фактически в первозданном состоянии. Его экология ничуть не будет хуже экологии нового двигателя, она будет даже несколько лучше.
Это основная прелесть. Он не будет фактически стареть, не будет все больше потреблять топлива, он будет в неком замороженном состоянии.
С. Асланян: Если мы берем масло, которое уже залито в двигатель, туда влили присадку, содержащую медь, то происходит химический конфликт между тем пакетом присадок фторсодержащим фосфатным, который был – и медью?
С. Мамыкин: Нет, происходит некий конфликт на поверхности трения. Стандартный пакет присадок пытается свою пленку фосфатную организовать, который тоже мягко рыхло держит. Она будет мешаться процессам образования медным пленкам.
Соответственно, медная пленка будет несколько замедлено образовываться. Не будет образовываться так, как нам хотелось бы, закрывая полностью где-то поверхность. Качество процесса медного блокирования будет несколько хуже. Будет приводить к некоторым потерям энергии и возможно к локальным износам.
С. Асланян: Но поскольку медь хоть и младшая по званию, но тем не менее стоит в ряду благородных металлов, она все равно неизбежно победит.
С. Мамыкин: Да, безусловно, но победа 70 на 30. Не будет полной победы, мы не получим 100-процентного результата.
С. Асланян: Подобные присадки в двигатель, предположим, его спасают. Но еще есть коробка передач, редуктора и другие нагруженные узлы. Поскольку там тоже есть трение, которое приводит к износу, здесь медь способна нам помочь?
С. Мамыкин: Медь выступает в роли твердосмазочного покрытия. В природе нет таких масел, даже самых вязких, которые могли бы по противоизносным свойствам сравниться с медной пленкой. Когда не работает масло, масляный клин, начинает работать поверхность. Прежде чем износ доберется до стали, ему сначала нужно износить медную пленку, а это намного сложнее, чем при любом смазывании маслом.
С. Асланян: А масло, которое на самом деле не является маслом, в автоматической коробке передач в классическом гидраче, туда-то что лить?
С. Мамыкин: Нас приучили, что это гидравлическая жидкость. Если посмотреть состав, то в принципе это масло, просто сделанное на базе другой группы. Может быть IV группа — чистая синтетика, V — эфиры. Все равно в общем-то это масло, хоть его назвали жидкостью.
Эти присадки замечательно работают в таких системах. Там нужны и фрикционные свойства и антифрикционные. Вроде бы медь, коэффициент трения должен снизиться, но за счет увеличения фактической площади контакта, причем многократного, как раз фрикционное свойство в таких узлах трения очень сильно возрастает.
Это характерно для автоматических коробок, для сцеплений в масляной ванне. Антифрикционная защита приводит к улучшению работы фрикционного контакта.
С. Асланян: За последнее время появилось огромное количество новых конструкций, в том числе коробок и треклятое DSG, которое не хочет жить. Там в числе прочего была проблема с качеством изготовления и применяемым маслом. DSG набило оскомину всей стране и не только нашей. Если в DSG влить спасительную присадку? До этого не додумался производитель Volkswagen и фирма Lucas?
С. Мамыкин: Совершенно точно. У нас есть опыт изучения антифрикционных противоизносных свойств масел, которые применяются в этих коробках. Они, действительно, очень невысокие. И есть опыт применения присадок к ним, которые заметно улучшают работу коробок с двумя сцеплениями.
С. Асланян: Люди еще постоянно мучаются с выбором перехода на новое масло. Это неверный путь, это тупик?
С. Мамыкин: В мире масло-то много, кто производит, а пакеты присадок к ним выпускают 4 крупных фирмы. Наш Лукойл, Газпром нефть или Addinol покупают пакеты присадок у Lubrizol или Infinium. Учитывая, что европейские производители синтетиков используют российские базы, наши производители используют европейские базовые масла IV группы, фактически мы имеем на рынке одни и те же масла, изготовленные из одних и тех же базовых продуктов и с одними и теме же пакетами присадок.
С. Асланян: Разговор о маслах только начали, продолжим. Спасибо.
amsrus.ru
Присадки для двигателя – разбираемся в их многообразии
Не надо отличаться особой наблюдательностью, чтобы заметить, что в последнее время на рынке появилось огромное количество присадок для двигателя. И все бы ничего, но столь огромный ассортимент только усложняет выбор. Да и неправильно подобранная присадка в конечном итоге может не помочь, а навредить. Так что при выборе присадки в масло для двигателя вы должны четко представлять, какую проблему хотите решить с ее помощью.

Моющие присадки — помогают предотвратить образование отложений сажи и лака на деталях двигателя
Содержание статьи
Присадки для двигателя – разбираемся в их многообразии
Кроме присадок в масло на рынке широко представлены присадки, добавляемые в бензин. Их можно разделить на несколько групп.
- К первой группе относятся чистящие присадки, задача который состоит в том, чтобы очистить топливную систему автомобиля, поршневые кольца и отложения на впускных клапанах двигателя.
- Вторая группа присадок, добавляемых в топливо, призвана удалить из бензобака воду, которая может образоваться там в результате конденсации водяных паров или заправки некачественным топливом.
- Еще одна группа присадок служит для увеличения октанового числа топлива, в результате чего уменьшается детонация.

Присадки, добавляемые в бензин
Присадки в масло для двигателя тоже можно разделить на несколько групп.
- Группа первая – моющие присадки, задача которых заключается в удалении смолистых отложений в двигателе.
- Вторая группа присадок в масло применяется лишь в момент обкатки автомобиля. Данные присадки позволяют улучшить качество притирки в деталях двигателя.
- Третий тип присадок в масло двигателя используются для того, чтобы снизить силу трения между трущимися в силовом агрегате деталями, что должно положительным образом сказаться на его мощности.
- К четвертой же группе присадок в масло стоит отнести так называемые реставрационные присадки, которые способствуют наращиванию слоя металла на трущихся деталях двигателя, что позволяет снизить потребление моторного масла двигателем и увеличить пробег до капитального ремонта силового агрегата.
Если же отталкиваться не от назначения присадок, а от их химического состава и способа их производства, то все присадки можно разделить на три группы.
- К первой группе относятся те присадки для двигателя, что получены на основе минеральных порошков. Самые известные из них – Форсан, Супротек и Хадо. Присадки данного типа производят микрошлифовку трущихся поверхностей двигателя, что позволяет снизить трение и износ трущихся деталей. Однако еще до покупки присадки следует учесть ее совместимость с моторным маслом. В случае несовместимости можно получить отрицательный эффект – закупорку масляных каналов, что в итоге приведет к выходу из строя шатунных вкладышей.
- Достаточно большая часть присадок в масло для двигателя изготовлена на основе металлоплакирующих составов. Самые известные из них – РиМЕТ, Ресурс и Металлайз. Особенность данных присадок для двигателя состоит в том, что в их состав в ионном виде или в виде мелкодисперсных порошков входят мягкие металлы, способные формировать тончайший плакирующий слой в зоне трения. В результате благодаря присадкам данной группы улучшается работа подшипников коленчатого вала и деталей цилиндропоршневой группы. Главным же минусом присадок данного типа является то, что пусть в их составе и содержится очень большое количество материала, призванного нарастить слой в зоне износа, но даже его на длительное время не хватает.
- Третья группа препаратов формирует защитный слой на деталях двигателя благодаря процессу хемесорбирования. Принцип действия присадок данной группы заключается в том, что плакирующий слой обеспечивается за счет продуктов износа. Активные вещества, входящие в состав данных присадок, при высоких температуре и давлении способны переводить в ионное состояние металлические продукты износа, образуемые при работе двигателя. Самые известные присадки такого типа – ER, Феном, Энергия-3000.
Присадки в масло и их преимущества
Впрочем, многие автолюбители до сих пор довольно скептически относятся к присадкам в масло для двигателя. Их аргументация против присадок построена на том, что качественное моторное масло и без всяких присадок обладает моющими и снижающими трение свойствами. В чем-то они правы, но стоит ясно понимать, что ни одно моторное масло не способно сотворить чудо. А все из-за того, что большинство автолюбителей ориентируются лишь на интервал замены масла, но при этом абсолютно забывают о том, в каких условиях работает моторное масло.
Периодические пуски двигателя при низких температурах, короткие городские поездки, за время которых масло зачастую не успевает прогреться до рабочей температуры, повышенные обороты двигателя и огромное количество моточасов, которые набегают во время стоянки в многокилометровых заторах – все это приводит к тому, что говорить о максимальном эффекте от масла не приходится.
Естественно, что можно уменьшить интервал его замены, но пока об этом автолюбители, не говоря уже про автомобильных производителей, предпочитают не вспоминать. Никто не хочет удорожать стоимость обслуживания автомобиля.
И вот тут- то и приходит понимание, что автомобильные присадки, которые еще десять лет назад воспринимались лишь как помощь старому двигателю, незаменимы и при ежедневной эксплуатации абсолютно всех автомобилей. Именно присадки в масло для двигателя, по мнению многих специалистов, позволяют продлить срок его службы и обеспечить действительно полноценную защиту силового агрегата.
Присадки в масло и их недостатки

Присадка в масло для двигателя
Но и отрицательные моменты, а этого никто не отрицает, при использовании присадок в двигатель присутствуют. Присадки на основе минеральных порошков, как уже отмечалось выше, способны вызвать ускоренную закупорку масляных каналов. Также следует учитывать и тот факт, что частое использование присадок на основе металлоплакирующих составов со временем разрушит мелкие риски на стенках цилиндра, которые служат для того, чтобы масло при любых условиях оставалось на его стенках. И если в краткосрочной перспективе действительно произойдет снижение трения между трущимися в двигателе деталями, то дальше наступит пора обратного эффекта. Из-за своей недолговечности пленка металлоплакирующего слоя постепенно исчезнет, что приведет к более интенсивному износу.
Вызывает настороженность и то, что все автопроизводители и производители масел категорически против использования присадок. Крупные производители, тратящие на одни исследования миллионы долларов в год, прекрасно понимают, что зачастую дополнительные присадки могут принести вред. В противном случае ничто не мешало бы производителям смазочных материалов уже изначально добавлять в выпускаемые ими масла дополнительные пакеты присадок для двигателя.
Хотя в данном случае стоит отметить, что вовсе без присадок производители масел не обходятся. Они присутствуют даже в самом недорогом масле, но присутствуют в минимальных количествах. К тому же каждый производитель тщательно скрывает состав и количество тех присадок, что содержится в его продукции, что еще больше усложняет жизнь автолюбителям, которым чаще всего опытным путем приходится устанавливать, как присадка будет взаимодействовать с моторным маслом. Даже больше – производители масел настоятельно не рекомендуют не то что добавлять присадки, но даже смешивать между собой различные масла. Если же без этого не обойтись, то большинство производителей советуют по возможности в кротчайшие сроки произвести полную замену масла.
Видео: Как присадкой увеличили мощность двигателя
Еще одним неопровержимым доказательством того, что присадки для двигателя не всегда реально помогают, является стендовые испытания двигателей. Зачастую после таких испытаний специалисты приходили к выводу, что действие присадок некоторых производителей основано на эффекте плацебо. Автолюбитель, уверенный в том, что присадка поможет, действительно ощущает какие-то изменения в работе двигателя и поведении автомобиля, но на самом деле в реальности их попросту нет. Высокоточная измерительная аппаратура их не фиксирует.
Присадки в масло для двигателя – добро или зло?
Однозначно ответить на этот вопрос достаточно сложно. В данном случае скорее надо отталкиваться от частоты и продолжительности их использования. При долгосрочном применении присадки для двигателя скорее вредны. А вот при краткосрочном применении они действительно способны вызвать достаточно ощутимый положительный эффект. Не зря присадки в масло активно используются в гоночных автомобилях, где ресурс двигателя отходит на второй план, а в первую очередь необходим пусть и кратковременный, но заметный эффект от, например, снижения трения между деталями двигателя.
Эффективность присадок во многом будет зависеть еще и от качества используемого моторного масла. При использовании высококачественных моторных масел класса API SH и выше положительный эффект от действия дополнительно добавленных присадок почувствовать скорее всего не удастся вовсе. Скорее наоборот – присадки разрушат тот идеально выверенный баланс присадок, что изначально содержаться в масле, и дадут отрицательный эффект. А вот с маслами низкого качества ситуация будет скорее противоположная.
Присадки для двигателя в сочетании с такими маслами позволят надеяться на положительный эффект. Но в любом случае владельцам автомобилей с полностью исправным двигателем будет правильнее сделать акцент именно на применении высококачественного масла и его своевременной замене, а не на использовании присадок. А вот в случае, если двигатель практически выработал свой ресурс, присадки для двигателя действительно могут стать своеобразным волшебным эликсиром, который поможет на некоторое время продлить жизнь силовому агрегату.
Поделитесь с друзьями:
avtomotoprof.ru
Присадки в масло двигателя - назначение, виды и правила применения + Видео
1 Основные требования и виды
Все автолюбители знают, что моторные масла состоят из базового масла и присадки. Основных присадок около десяти, базовых - три группы. Две первые группы рассматривать не стоит, потому что это фактически сырая нефть, а вот третья - гидрокрекинг, получение ПАО - четвертая группа, и самая сложная и дорогостоящая - получение различных эфиров и спиртов.

Присадки для моторных масел
- Защитят ходовую и сэкономят вам деньги, увеличат дорожный просвет на 3 см.
Читать далее >>
Двигатель - очень сложная конструкция, хотя многие думаю, что это простейший механизм. В нем огромное количество пар трений, металлов, которые трутся друг о друга: бронза, чугун, хром, бабий, керамика, никосил. Все эти процессы повышают температуру мотора и расход масла. С этой целью в моторное масло добавляют присадки.
Способ узнать почему горит CHECK!
С помощью универсального автосканера можно самому сделать диагностику за 2 минуты и узнать почему горит CHECK. Подходит для всех машин..." Читать далее >>
В определенном количестве присадки добавляют в обычное и трансмиссионное масло двигателя, чтобы мотор сохранял свою работоспособность.

Добавление присадки в трансмиссионное автомасло
К моторному маслу выдвигаются определенные требования:
- вязкость;
- низкая температура застывания;
- хорошие антифрикционные свойства;
- моющие антипенные свойства;
- малая коррозия прочности пленки.
Как же производитель продукта достигает этого результата? Он берет базу и добавляет присадки в масло двигателя, в основном это пакет присадок:
- Загустители. Фактически эта присадка добавляет маслу определенной вязкости. Она влияет на высокотемпературную вязкость, на ее стабильность при высоких температурах.
- Детергенты - одна из основных присадок, которая влияет на ресурс масла. Она удерживает продукты сгорания в масле, не допуская твердых отложений. Также она нейтрализует сильные кислоты. Именно эта присадка изнашивается быстрее всего, после чего начинаются отложения, и поэтому масло надо менять по истечению 350 мотор-часов. Детергенты содержат оксиды.
- Дисперсанты. Эта присадка выполняет те же самые функции, только не содержит металлов. Она помогает мотору находиться в чистоте.
- Противоизносные присадки: они оседают на металлических поверхностях и предотвращают фактический контакт сухого трения. В основном они работают в узлах не там, где есть давление, то есть коленвал, а где направляющий клапан.
- Оксиданты. Они способствуют сохранению вязкости масла по мере его окисления. Масло окисляется при взаимодействии с кислородом, и при высоких температурах эта присадка старается удержать порог вязкости, ведь по мере окисления вязкость растет.
- Ингибиторы ржавения. Название говорит само за себя: присадка предотвращает коррозию всех деталей узлов внутри двигателя.
- Депрессоры температурного застывания. Присадка фактически предотвращает кристаллизацию парафинов, находящихся в базовом масле, в основном в зимнем его варианте.
- Противопенные добавки: они препятствуют вспениванию масла, потому что в моторе есть много подвижных элементов, и при взаимодействии с воздухом в процессе взбалтывания образовывается пена. Пена всегда негативно влияет на смазывающие свойства.
- Противозадирные присадки образовывают пленку на металле, не допуская трения при высоких нагрузках.
- Модификаторы трения. Они улучшают эффективность использования продукта, но уменьшают трение, что полезно влияет на ресурс, шумность, экономичность и т. д. Используются сжиженные спирты, кислоты, молибден, графит.
2 Делаем выводы
В готовом продукте находится не менее десяти присадок и разных элементов, которые улучшают свойства масла.
Современные масла содержат все возможные присадки, чтобы двигатель работал эффективно.

Современные масла с присадками
Если производитель, изготавливая продукт, добавляет много других присадок, то стоит задуматься. Присадки, которые якобы обеспечивают снижение трения и расход масла, никак не влияют на ресурс автомобиля. По факту в таком сложном механизме присадки, предназначенные для уменьшения трения, разрушают структуру металла. Большинство присадок может нанести вред вместо пользы.
Меняя структуру масла, можно уменьшать трение. Присадки, которые якобы убирают шероховатости металлов, уменьшая трение, негативно влияют на ресурс мотора.
Что касается снижения топлива за счет чудодейственной присадки, в это верить не стоит - это миф. В машине много пар трения помимо двигателя, есть коробка передач, раздатка, колеса, сход-развал и многое другое. Факторов, которые прямо или опосредованно влияют на расход топлива, очень много. Угадать, какая именно присадка нивелирует эффект других частей, невозможно.
Следовательно, стоит рационально подходить к выбору составляющих, обеспечивающих функциональность автомобиля, и не стоит верить в чрезмерную эффективность различных чудо-средств, которые активно пропагандирует реклама. Главное - обеспечить слаженную работу двигателя вашего авто.
tuningkod.ru
Присадки в моторные масла, мнение специалиста | АвтоCпорт154.ру
Не так давно, лет 30 – 40 назад, было только 4 типа моторных масел: «автол» и «жигулевское» для бензиновых двигателей, «кировское» и «камазовское» – для дизелей. Автомобили неплохо ездили на этих маслах, а их владельцы не заворачивались выбором горюче – смазочных материалов. В начале 90-х годов прошлого столетия на прилавках наших автомагазинов появилось множество всяких разных импортных и отечественных моторных масел. Да и автопарк изменился – стало много «иномарок». Для новых современных автомобилей нужны были и более качественные, совершенные горюче-смазочные материалы. Однако имеющиеся в то время моторные и трансмиссионные масла в большей массе еще не «дотягивали» до необходимых и постоянно возрастающих требований по качеству и эксплуатационным характеристикам. Вот тут – то оказались своевременными и справедливо востребованными различные присадки в масла, улучшающие их свойства и характеристики. В то время это было реально необходимо .Различные производители наполнили рынок огромным количеством самых разнообразных присадок в моторные, трансмиссионные масла и в топливо. Однако, с ростом спроса на присадки в масла росло и число подделок и просто «ингредиентов», которые только назывались «присадками».
Научно-технический прогресс развивается стремительно. За последние 10 – 20 лет качество и характеристики масел повысились до такого высокого уровня, что уже с большим запасом удовлетворяют повышенным требованиям производителей самых современных автомобилей. Солидные производители тратят огромные средства на научные исследования, совершенствование и разработку новых, более совершенных и качественных ГСМ. Конкуренция на рынке горюче-смазочных материалов во всем мире очень высока, и, поэтому, производителям несовершенной, или некачественной продукции просто не выжить.
Современное моторное или трансмиссионное масло представляет собой сложный коктейль, состоящий из базового масла (основы) и пакета антифрикционных присадок, плюс различные ингредиенты: антиокислители, разжижители, загустители, стабилизаторы, антивспениватели, диспергаторы и другие нужные компоненты. Этот «сложный коктейль» имеет оптимально сбалансированный состав необходимых компонентов. Добавка каких-либо дополнительных ингредиентов может нарушить этот баланс и привести к снижению эксплуатационных характеристик и ухудшению качества «фирменного продукта». Проще говоря, в современные горюче-смазочные материалы добавлять какие-либо присадки или добавки нет необходимости, не целесообразно и даже вредно. Современное, фирменное (не подделка) масло содержит абсолютно все необходимые компоненты, ингредиенты и присадки. Действительно, в последние годы на прилавках автомагазинов стало заметно меньше различных присадок в масла и в топливо, спрос на них упал. Солидные производители еще выпускают некоторые присадки, но, скорее по инерции, пока есть на них спрос.
Однако, не стихает и даже возрастает «творческая активность» производителей подделок и изобретателей новых чудодейственных присадок, ремонтно-восстановительных составов и прочей «полезной автохимии». И это естественно: спрос рождает предложение. А какой же русский не любит быстрой езды? Многие автолюбители хотят вернуть былую резвость изношенному агрегату, а другие – просто повысить мощность мотора любимого «железного коня» с одновременным снижением его «топливного аппетита». Самый простой способ достижения этих целей, казалось бы – залить в систему смазки двигателя чудесную присадку и сразу получить желаемый положительный результат. Иногда это помогает: например, если залить в изношенный двигатель тройную дозу присадки типа «антидым», чтобы доехать до автобарахолки. А применение усиленно рекламируемых ремонтно-восстановительных присадок напоминает «лечение аппендицита анальгином». Но в большинстве случаев эффект от применения присадок мнимый, или даже резко отрицательный. Приведу конкретный пример: крупный оборонный завод в нашем городе много лет выпускал присадку в моторные и трансмиссионные масла на основе медно- графитного порошка, из которого на том же предприятии изготавливали электроконтакты. Этот порошок забивал масляные фильтра и каналы системы смазки. Неимоверное число двигателей было угроблено, благодаря использованию этой присадки. До сих пор не унимаются мелкие и средние производители «чудодейственных присадок». Каких только препаратов они не придумали: «победители трения»,наномодификаторы, анамегаторы, ревитализанты и другие составы, действующие на молекулярном, атомарном, кристаллическом и, даже, изотерическом уровнях.
Серьезные исследователи и разработчики ГСМ уже давно определили, что реально снизить коэффициент трения в агрегатах автомобиля на 3 – 5 процентов позволяют присадки на основе дисульфида молибдена и сульфида рения (очень дорогая вещь). Сначала выпускались присадки с дисульфидом молибдена. Но сейчас уже многие ведущие производители имеют в своей линейке ГСМ масла с присадкой дисульфида молибдена (темно-серого или почти черного цвета). Все прочие «чудодейственные присадки» – хитроумные выдумки или рекламные уловки. В доказательство этого утверждения приведу следующие доводы. По долгу службы я хорошо знаю толк в автомобильных маслах и присадках к ним. Я имею самое прямое отношение к автоспорту, так как уже много лет занимаюсь диагностикой и ремонтом спортивно-гоночных и гражданских автомобилей в спортивно-техническом клубе «Атом» города Новосибирска, являюсь ведущим специалистом автогоночной команды клуба. Как известно, «Формула-1» и другие дисциплины автоспорта высокого уровня – это не только захватывающее зрелище, но еще и «двигатель прогресса» всей автомобильной отрасли в мире. Большинство новейших, прогрессивных, оригинальных разработок обкатываются и внедряются в первую очередь на гоночных автомобилях. Все самое лучшее, передовое – в автоспорте. Нередко судьбу победителей гонки и проигравших решают тысячные доли секунды, а место на пьедестале в этом виде спорта очень дорого и престижно. При чем надо и гонку выиграть и доехать до финиша, сохранив двигатель, который «крутится» до 10 -12 тыс. оборотов. Поэтому автогоночные команды очень серьезно относятся к выбору моторного масла для своих «болидов». И если в мире появляется что-то действительно новое, перспективное, стоящее, то оно незамедлительно внедряется и «обкатывается» в автогонках. Я могу твердо сказать: не создана еще такая сверхчудесная присадка, которую представляют, как волшебный эликсир для любого двигателя. Приведу еще один показательный пример. Пришел ко мне, как к известному в городе специалисту по диагностике автомобилей, распространитель. Солидный мужчина представился кандидатом физико – химических наук, сотрудником особо секретной лаборатории оборонного НИИ в нашем Академгородке. Соблюдая правила конспирации, он предложил мне приобрести по сходной цене новейшую секретную разработку лаборатории – особо эффективную присадку в моторное масло. При этом он уверял, что применение этой присадки уничтожает трение почти полностью, снижает расход топлива на 40 % и увеличивает компрессию в цилиндрах двигателя на 30 %. Я попросил уточнить насчет повышения компрессии. Кандидат физико-химических наук поклялся, что был проведен полный комплекс испытаний, который однозначно подтвердил факт повышения компрессии на 30 и более процентов. У меня на диагностике стояла машина, в двигателе которой я только что измерил компрессию: во всех цилиндрах ровно по 14 атм. Я привел распространителю простой расчет: если в этом двигателе повысить компрессию на 30 %, то будет 18,2 атм. Двигатель с такой компрессией разорвет детонация через несколько минут работы. Также, на основе простых законов физики и химии можно элементарно доказать полную несостоятельность утверждения об экономии топлива на 40 %. Комментарии нужны? Но я все-таки спросил у распространителя: «Как идет торговля замечательным препаратом»? Он ответил: « Нормально, мне на жизнь хватает»! Кому-то «повезло». Я внимательно рассмотрел невзрачный бутылек с чудодейственной присадкой: граммов 100 обычного моторного масла. Этим двигатель не испортишь, и то хорошо: действительно – повезло. Вспоминаю совсем недавний пример. Приехал ко мне на диагностику мой знакомый на Шкоде Октавии с пробегом 40 тыс. км. Недавно он залил в двигатель какую то присадку с надписью «Турбо» и обещанием повысить мощность, снизить расход топлива и т.д. Повышения мощности он не почувствовал, но расход масла увеличился до 700 мл на 1 тыс. км. Чем ему теперь помочь в этой ситуации – вопрос не из легких. Таких примеров могу привести еще очень много. Не сомневаюсь, что мне захотят возразить многие автомобилисты, не раз лично убеждавшиеся в явно положительном эффекте от применения очень «нужных» и «полезных» присадок в автомобильные моторные масла и в топливо. Я с благодарностью выслушаю Ваши возражения, а на конструктивную критику отвечу, обещаю.
Но, все равно, приведу один «положительный» пример: мой друг, известный новосибирский авто- и мотогонщик Николай Васильевич Егоров постоянно использует в своих гоночных и гражданских автомобилях присадку «ER». Он считает, что именно благодаря этой присадке его «железные кони» превзошли многих своих собратьев на гонках и в повседневной суете на автодорогах. Я верю Николаю.
Автор: Алексей Юрин
avtosport154.ru
Смотрите также
-
Присадка в масло моторное
-
Масло моторное 5w30 mitsubishi
-
Моторное масло чем отстирать
-
Масло отработанное моторное продам
-
Все о моторном масле
-
Mazda 6 моторное масло
-
Моторное масло 5w30 zic
-
Масло моторное zic 5w30
-
Нива шевроле моторное масло
-
Моторное масло шевроле нива
-
Моторное масло нива шевроле