75W80 расшифровка трансмиссионного масла


Масло трансмиссионное 75w-80: характеристики

21 декабря 2015

Просмотров: 6948

Оглавление: [скрыть]

  • О трансмиссионном масле в общих чертах
  • Основные характеристики трансмиссионных масел
  • Классификация масел

Маркировка трансмиссионных масел аналогична маркировке моторных, например, если на упаковке указано обозначение 75w80, расшифровка его означает, что данный смазочный продукт можно использовать и в летний сезон, и в зимний.

Трансмиссионное масло 75w-80 подходит для использования и в летний сезон, и в зимний.

О трансмиссионном масле в общих чертах

Владельцы транспортных средств уделяют данному виду смазочных продуктов не так много внимания, как моторным смазкам. И напрасно, так как трансмиссионное масло играет большую роль в эксплуатации автомобилей и прочно занимает 2-е место после моторного.

Схема изучения этикетки автомасла.

Данная техническая жидкость применяется в МКПП (механических коробках переключения передач) и ведущих мостах. С помощью трансмиссионного масла создается особо прочная смазка, которая способна поддержать в рабочем состоянии все контакты деталей. А на них оказывается значительная нагрузка при движении автомобиля.

Хоть масло и носит такое название, не все узлы автомобильной трансмиссии смазываются именно им. Многие выпускаемые в последние годы автомобили, особенно, переднеприводные легковые, по рекомендации производителей нуждаются в заливке в механическую коробку моторной смазки, а не трансмиссионной. В коробке-автомат нельзя использовать ни то, ни другое. В автомат заливается специальная техническая жидкость, носящая в автомобильной практике название ATF, что означает Automatic Transmission Fluid.

Для остальных транспортных средств — легковых, имеющих классическую схему, грузовых авто, машин с полным приводом и ряда автомобилей с передним — используется именно такая техническая жидкость, как трансмиссионное масло.

Для безупречной работы всех автомобильных узлов масло должно иметь определенные характеристики, присущие конкретному виду. Их существует несколько:

  • масла для МКПП;
  • для АКПП;
  • для автомобилей с передним приводом;
  • для заднеприводных машин.

Обозначения вязкости моторного масла.

Два последних вида применяют и для гидроусилителя руля.

Масла для механических коробок соответствуют тем критериям, которые необходимы для эксплуатации данных видов машин. Они имеют такой состав, который обеспечивает смазку всех деталей МКПП, понижение механической нагрузки в то время, когда автомобиль в движении. Еще одна его функция — избавлять детали от теплого воздуха и коррозии. Такое трансмиссионное масло обладает эффектом удаления мелких частиц при повреждении конструкции автомобиля. Этим оно помогает дольше служить коробке.

Жидкость для автоматических коробок также смазывает основные детали. Кроме этого, она передает механическую энергию. К такому виду масел предъявляются более серьезные требования, чем к тем, что служат для механики. Основа этих масел, как и моторных — минеральная, полусинтетика или синтетика.

Вернуться к оглавлению

Основные характеристики трансмиссионных масел

Один из основных агрегатов автомобиля — коробка переключения передач. Чтобы она хорошо работала, трансмиссионное масло, заливаемое в нее, должно правильно выполнять ряд своих функций:

Схематическая классификация моторного масла по стандарту SAE.

  • избавлять зубья от трения;
  • защищать детали от изнашивания путем образования на них пленки;
  • убирать тепло, исходящее при трении от деталей, находящихся в работе;
  • защищать все узлы коробки от коррозии;
  • понижать уровень шума и нагрузки;
  • избавлять от зазоров путем уплотнения.

Кроме этого, к данной технической жидкости предъявляется еще много требований. Например, масло должно обладать окислительными, пенными и другими свойствами.

Одно из основных свойств масла — его вязкость. Чем выше этот показатель (индекс), тем меньше изменяется плотность жидкости. Это характерно для всех видов коробок передач.

Автомобиль потребляет не так много трансмиссионного масла. Менять его рекомендуется через каждые 70-150 тысяч километров пробега.

Температура данной жидкости меняется в соответствии с погодой. Но на зубьях деталей она часто слишком высокая в связи с перегревом в местах контактов. Это является причиной того, что детали быстро приходят в негодность.

К основным относятся и такие характеристики смазки, как ее способность предохранять от трения детали, что предотвращает их скорейший износ. Этот показатель более высок, если вязкость достаточна большая. Но при увеличении вязкости мощность самой жидкости понижается.

Устройство масляного фильтра.

Если трансмиссионная смазка излишне вязкая, то при отрицательных температурах она густеет. Поэтому приходится прогревать автомобиль, перед тем как запустить в рабочий режим. Средняя вязкость требует меньшего времени прогрева. Но у такого продукта значительно хуже работает защитная функция. Сбалансировать свойства масла помогают различные присадки.

Еще одна особенность трансмиссионной смазки — способность к образованию пены. Это влияет на эксплуатационный срок самого смазывающего материала. Необходимо подбирать трансмиссионку с низким пенообразованием, потому что при перемешивании в масле начинает образовываться пена. Она мешает смазке выполнить основную задачу — покрыть все детали защитной пленкой. В итоге детали подвергаются коррозии, потому что кислород соприкасается с металлом, из которого состоят узлы и детали коробки. Поэтому необходимо обращать внимание на такой важный параметр, как склонность к пенообразованию.

Вернуться к оглавлению

Классификация масел

Инженеры из США разработали классификацию трансмиссионной смазки по вязкости. Она получила название Society of Automotive Engeneers, или более привычное обозначение на упаковках — SAE. Эта система распространилась по всему миру и сейчас активно используется.

В основном документе SAE точно и полно описано, какими должны быть параметры смазочных материалов при температурном максимуме и минимуме эксплуатации автомобиля.

Классификацией SAE предписан диапазон использования смазки для автомобилей с МКПП и ведущих мостов.

Насчитывает она 9 параметров данной характеристики. Зимними из них являются 4:

Обозначается это так — SAE 75w, что обозначает класс вязкости при минусовых температурах.

Среди летних — остальные 5:

Эти значения обозначают класс вязкости при плюсовых температурах.

Если смазка является всесезонной, то в обозначении такого продукта появляются две составляющие. Например, SAE 70w-85. Многие владельцы автомобилей предпочитают именно всесезонные масла. Они более экономичны и выгодны. За один сезон редко кто использует продукт полностью, поэтому приходится его выбрасывать (в случае летнего или зимнего варианта).

Например, маркировка масла трансмиссионного 75w85 обозначает, что оно всесезонное и предназначено для эксплуатации на территориях с холодным климатом. Можно использовать при температурах от минус 40 до плюс 34. А масло с маркировкой SAE 80w-90 рекомендуется для умеренного климата с температурным интервалом от минус 12 до плюс 40.

Для автомобилей с автоматической коробкой передач пока нет единой международной классификации масел. Ведущие автопроизводители используют свои обозначения и предъявляют свои требования к смазке. Например, такая известная компания, как General Motors, пользуется спецификацией DEXRON, при этом добавляя цифры I — IV. Расшифровка цифр следующая: чем она выше, тем более расширено использование продукта.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка...

Похожие статьи

vseavtomasla.ru

Трансмиссионное масло 75W85: расшифровка вязкости

2318 Просмотров

Трансмиссионные масла используются для смазывания трущихся деталей: цепных и зубчатых передач, редукторов, в том числе коробок переключения передач. Получают эти материалы путем переработки нефти. Большинство трансмиссионных масел содержит комплекс присадок для улучшения отдельных свойств:

  • противозадирные;
  • противоизносные;
  • противопенные.

Классификация смазочных жидкостей

Наибольшее распространение имеют следующие классификационные системы:

Согласно API, материалы для смазки делятся на классы по областям применения. Существует 7 классов трансмиссионных масел GL1-GL6 и MT1.

Система SAE больше характеризует температурный диапазон применения. Как и для моторных масел, выделяется две группы – летняя и зимняя.

Чтобы избежать сезонной смены, большинство потребителей используют зимние типы, поскольку они удовлетворительно работают при высоких температурах и могут быть отнесены к всесезонным.

Маркировка по SAE

Маркировка зимних или всесезонных типов смазочных материалов состоит из двух чисел и буквы W (Winter) между ними. Таким образом, она полностью аналогична маркировке моторных смазок. Первое число характеризует нижний температурный диапазон, когда вязкость смазки еще не превышает допустимых значений. Например, тип трансмиссионного масла 75W85 может нормально эксплуатироваться при температуре, не опускающейся ниже -40°С.

Перечень значений температуры для разных классов выглядит таким образом:

  • 70W – используется при температуре -55°С;
  • 75W – эксплуатация при -40°С;
  • 80W – эксплуатация при -26°С;
  • 85W эксплуатация при -12°С.

Вполне естественно, что смазывающий материал, который сохраняет нормальные рабочие характеристики при более низкой температуре, в нормальных условиях будет иметь несколько меньшую вязкость.

Различия в системах классификации

Разница заключается в классификационных признаках. Для SAE это, как уже говорилось, вязкость в определенном диапазоне температуры. При нормальных условиях масло с одной вязкостью может быть без ущерба заменено на другое, отличающееся по вязкости.

Классификация API больше ориентирована на условия работы и в большей мере зависит от технологии производства и состава присадок. Разные классы по API не взаимозаменяемы друг с другом и могут привести к поломке узлов трансмиссии.

Например, GL-4, применяемое в большинстве современных автомобилей легкового типа с механическими коробками передач, нельзя применять в высоконагруженных коробках. И наоборот, GL-5, которое там используется, нельзя заливать в механическую коробку, поскольку увеличенное количество присадок приведет к преждевременному разрушению медных синхронизаторов.

В то же время масло одного класса API можно поменять на такое же, но иного класса SAE. Если говорить точнее, SAE регламентирует вязкость и текучесть, а API – качество.

Периодичность замены

Срок замены смазки в трансмиссии в основном определяется пройденным километражем и регламентируется производителем автомобиля. Сроки замены значительно превышают таковые у моторных масел, поскольку отсутствует влияние высоких температур и отработанных газов.

Производители авто указывают различные сроки замены – от 40 до 100 тысяч километров. Отчасти это связано с рекомендованным типом смазочного материала. Чистая минералка имеет меньший срок службы по сравнению с синтетикой. Поскольку масла 75W85 в большинстве своем являются полусинтетическими, то имеют средние сроки замены – в пределах 60–70 тысяч километров.

Заключение

Итак, мы рассмотрели типы классификаций и характеристики трансмиссионной смазывающей жидкости 75W85. Теперь вы имеете представление об особенностях использования этой смазки.

portalmashin.ru

Классификация трансмиссионных масел: SAE, API

Классификация трансмиссионных масел довольно непроста для понимания рядового водителя. Однако обычным автомобилистам вовсе не нужно разбираться в множестве стандартов. Необходимо понимать лишь наиболее популярные классификации трансмиссионных масел.

Автомасла для трансмиссии, как и смазки для мотора, подразделяются на классы по вязкости и показателям эксплуатации. Они применяются в КПП, узлах руля, ведущих мостах.

Как смазки классифицируются по вязкостному индексу

Классификация трансмиссионного масла по вязкости была разработана в Соединенных Штатах Америки. Сейчас она распространилась по всему миру. Соответственно с ней, все автомасла делятся на девять классов: четыре для зимы и пять для лета. Трансмиссионные масла для зимы маркируются символом «w». Универсальные нефтепродукты имеют маркировку наподобие «75w90». Маркировка смазок для зимы расшифровывается так:

  • 70w – можно использовать при температуре до минус пятидесяти пяти градусов;
  • 75w – до минус сорока градусов;
  • 80w – до минус двадцати шести градусов;
  • 85w – до минус двенадцати градусов.

Трансмиссионные масла для лета имеют маркировку наподобие «SAE 90». Такое автомасло заливается в КПП недорогих авто с движками малой мощности. SAE 140 предназначается для внедорожников с высокомощными моторами. Назначение SAE 250 – обеспечивать смазывание трансмиссионных деталей спортивных авто.

Как смазки классифицируются по характеристикам

По показателям эксплуатации масла для трансмиссии подразделяются на шесть классов (соответственно с классификацией API и ГОСТ). Автомасла API GL-1 предназначаются для трансмиссий, функционирующих в малонагруженных условиях, а также цилиндровых, червячных, конических КПП. API GL-2, в отличие от предыдущего вида смазок, содержат противофрикционные элементы. Назначение API GL-3 – смазывать ступенчатые КПП, узлы руля, основные передачи. API GL-4 обычно применяются в КПП, работающих в нормальных эксплуатационных условиях. Смазки, относящиеся к четвертому классу GL, отличаются наличием множества присадочных элементов, особенно антизадирных.

GL 5 считается 2-м по популярности классом масел. Такие смазки применяются в редукторах, КПП, которые функционируют в сложных условиях. Нефтепродукты данного вида особенно часто используются в МКПП, мотоциклетных карданах. Содержат много антизадирных добавок, состоящих из серы и фосфора.

Масла GL-6 используются в агрегатах, функционирующих в условиях больших скоростей и сильных нагрузок. Такой вид автомасел применяется достаточно редко.

Общепринятой классификации автомасел для АКПП нет. Каждый изготовитель создает собственную спецификацию. К примеру, «Дженерал Моторс» подразделяет смазки на четыре вида. Они маркируются словом «Dextron» и цифрой от одного до четырех. Компания «Форд» маркирует собственные продукты как «Меркон», а фирма «Хонда» – ATF.

Изготовитель трансмиссий ZF маркирует собственные автомасла как ZF TE-ML с числом от одного до четырнадцати. Цифра указывает не на класс вязкости, а на назначение расходника.

  • 1 – несинхронизированные механические коробки переключения передач.
  • 2 – МКПП и АКПП грузовых машин, автобусов.
  • 3 – гидротрансформаторные агрегаты мобильных механизмов.
  • 4 – судовые КПП.
  • 5 – ведущие мосты внедорожников.
  • 6 – КПП и гидроприводные узлы тракторов.
  • 7 – гидрообъемные, механические приводы, электроприводы.
  • 8 – узлы руля без гидроусилителя.
  • 9 – узлы руля с гидроусилителем.
  • 10, 11, 14 – автоматические коробки переключения передач легковушек.
  • 12 – ведущие мосты легковушек, грузовиков, автобусов.
  • 13 – особые трансмиссии, установленные в военной технике.

Кроме того, расходники для трансмиссии делятся на минералку, синтетику, полусинтетику.

Подбор автомасла

Выбирая автомасло для трансмиссии собственной машины, нужно следовать правилу высшей категории. Если изготовитель советует применять смазки определенного класса, можете использовать нефтепродукты, относящиеся к более высокой категории. Однако в обратную сторону данное правило не действует. Если изготовитель не дает четких рекомендаций, нужно руководствоваться следующим. В агрегаты без гипоидных передач можно лить смазки GL-3. Если в трансмиссии есть гипоидные передачи, нужно применять GL-5. В МКПП легковушек необходимо лить автомасла GL-4. В ведущие мосты требуется заливать GL-5.

Большая часть автомобилистов останавливает свой выбор трансмиссионных масел по SAE классификации. Иначе говоря, вязкость смазки считается основополагающим критерием при выборе нефтепродукта. Обусловлено это достаточно суровыми климатическими условиями. Когда начнутся сильные холода, масло, имеющее неподходящий вязкостный индекс, попросту замерзнет. Разумеется, что о качественном смазывании запчастей не может быть и речи при подобном раскладе. Если же в знойное время вы зальете в трансмиссию слишком жидкое масло, оно разжижится еще сильнее, станет просто стекать по трансмиссионным деталям, не обеспечивая нормального смазывания.

Классификацией API при выборе нефтепродукта руководствуются обычно опытные автомобилисты, которые разбираются в характеристиках масляных жидкостей. Они понимают, что заливка, к примеру, смазки для ведущего моста в МКПП может привести к весьма печальным последствиям.

Загрузка...

motoroill.ru

Трансмиссионные масла: классификация и выбор

autostock27.ru

масло в коробку передач (КПП и МКПП), температура, срок годности, маркировка

1533 Просмотров

Автомобиль – чрезвычайно сложный механизм, содержащий в составе множество деталей и компонентов разного размера, назначения. В ходе его работы осуществляется взаимодействие составных частей между собой, и создаются условия трения. Продолжительное течение процесса провоцирует колоссальный вред, наносимый всем деталям, и во избежание повреждений деталей применяются многочисленные смазочные материалы – трансмиссионное масло. В основном оно служит для смазки отдельных элементов МКПП и рулевого устройства. Рассмотрим основные функции этого средства, виды (срок годности, службы, особенности хранения), характеристики трансмиссионных масел.

Функции и качества

Трансмиссионное масло представлено особым составом, применяемым для обеспечения защиты деталей МКПП от трения и внешних влияний, а также от повреждений зубчатых передач. Изготавливаются трансмиссионные масла из основ, которые в ходе производственного процесса обогащаются добавками против коррозии, задиров и износа.

Основа, на которой действует жидкость МКПП, – особая защитная пленка, покрывающая основные детали и ограждающая их от негативного влияния многочисленных факторов извне, обладающая хорошим показателем «срок годности» и службы. К составу этой жидкости предъявляются определенные требования, например, отсутствие вероятности разрушительного действия. Плотность не должна осуществлять препятствий для работы механизма ни зимой, ни летом, то есть, по идее, она не должна иметь зависимости от перепадов такого показателя, как температура. Именно это свойство МКПП призвано определить степень вязкости масла. Она называется индексом вязкости.

Базовые требования, предъявляемые к масляным составам, могут определиться только после проведения досконального анализа материала, условий службы раздаточной механической трансмиссии.

В качестве основных требований можно выделить несколько моментов:

  1. Возможность сокращения потерь энергии в процессе трения и службы.
  2. Высокая вероятность отвода тепла с постоянным соприкосновением.
  3. Обеспечение качественной защиты материала.
  4. Создание условий низкого уровня вибрации, шума в механической раздаточной коробке, которые исходят от зубчатых колес.
  5. Возможность сокращения нагрузки, повышение уровня безотходности с высоким показателем срока годности.

Для того чтобы трансмиссионное масло могло прекрасно справляться со своим функционалом, нужно, чтобы оно имело определенные рабочие качества:

  • Небольшой уровень образования пены, высокие качества против износа, задирания, окислительных процессов и других неблагоприятных явлений в механической раздаточной коробке.
  • Достаточно высокий порог значений вязкости и параметров (температура) в ходе взаимодействия с водной средой.
  • Достаточный уровень взаимодействия с элементами из резины и трансмиссионным процессом.
  • Стабильность на протяжении всего срока хранения.

Таким образом, трансмиссионные масла обладают широким перечнем качеств и характеристик, которые способствуют улучшению работы механизмов авто.

Классификация, виды

На то, какой степенью вязкости обладает элемент для раздаточной мех. коробки МКПП, оказывают влияние присадки и добавки, которые имеют место в основе. Минеральное масло желтое – одна из наиболее известных жидкостей, которая обеспечивает создание прочной пленки даже в случае с высоким уровнем давления. Кроме того, минеральное масло обладает доступной ценой. Но трансмиссионное масло отличается большой сложностью производства, что не может не отражаться на его стоимостном показателе, в результате чего оно является наиболее дорогостоящим продуктом. Если нет желания тратить большое количество денег и жертвовать качеством, рекомендуется обратить внимание на «золотую середину» – полусинтетические продукты.

Трансмиссионное масло имеет несколько особенностей классификации, зависящих от уровня вязкости. В целом выделяется несколько условных рядов в рамках классификационного параметра SAE. Так, для зимнего ряда это варианты 70W, 80W, 75W, 85W. Для летнего ряда изделий характерны такие виды, как 80, 85, 90, 140, 250. Деление по разновидностям имеет некоторую зависимость от строения агрегатов раздаточной трансмиссии разных изготовителей. Например, этот фактор имеет зависимость от степени рабочей температуры, а также можно выделить некоторые составы, обеспечивающие надежную степень защиты. Так, масло в коробку обладает рядом параметров, но это не все варианты его классификации.

Если рассматривать последние изменения и дополнения, которые были внесены в редакцию по классификации уровня вязкости, то можно отметить: есть буква W, предполагающая применение продукта летом или зимой. Также может встречаться комбинация данных значений. Масло для коробки передач в последнее время должно иметь соответствие маркировке, что заставляет изготовителей делать более точное определение уровня свойств той или иной жидкости. Рассматривая особенности маркировки, которые имеет масло в коробке передач, более детально, это можно заметить.

Расшифровка, или что означают буквы и цифры:

  • SAE 80 – применяется для летнего использования.
  • SAE80W-80 – предполагает всесезонный вариант применения.

Масло в КПП может иметь несколько видов, классификаций и маркировок, все они означают определенные параметры. Исходя из особенностей эксплуатации авто пользователь должен сделать правильный выбор рабочей жидкости.

В связи с тем, что масло в коробке передач МКПП подвергается действию определенных факторов, оно должно иметь оптимальные параметры по соотношению вязкости, прочности, надежности и ценового показателя.

Маркировка трансмиссионных масел – это классификационные показатели в рамках выполнения тех или иных функций.

Рассматриваемая жидкость не имеет единых условий и особенностей классификации по таким параметрам, как температура работы, срок годности, условия и срок хранения и так далее. Поэтому всемирно используемый вариант – схема API, которая охватывает масла для ручной МКПП. На ее основании все жидкости для раздаточной мех. коробки подразделяются на 5 групп по качествам и классам.

Сроки сохранности, условия

В качестве определяющего фактора, оказывающего влияние на особенности применения тех или иных жидкостей, выступает срок их хранения, период годности и соблюдение базовых условий эксплуатации. Срок годности раздаточной мех. коробки тем меньше, чем больше наблюдается перепадов параметров – температура и режимы влажности в процессе хранения.

Постоянный показатель, который имеет температура хранения, должен составлять не более 20 градусов, главное условие – хорошая вентиляция помещения.

Правила хранения предполагают устранение влияния солнечных лучей, и нужно их соблюдать. Емкость для хранения должна быть качественной, например, канистра из пластика или бочка из нержавеющего материала. Плотное закрытие крышки и оптимальная температура – основные условия хранения. Срок годности в целом составляет несколько лет. Срок годности смазки для раздаточной мех. коробки определяется особенностями использования.

Мы рассмотрели, что такое масло для механической (мех.) коробки, температура работы и температура хранения, расшифровка некоторых параметров. Осталось уделить внимание лишь особенностям выбора. Желтое масло имеет несколько особенностей хранения. Для соблюдения срока его годности нужно обеспечить контроль их соблюдения.

Выбор жидкости

Чтобы ресурс двигателя использовался оптимально, и он служил долго, необходимо грамотно выбрать масло. Некоторые виды жидкостей заливаются каждые 15 000 км, а некоторые – чаще. При использовании надо обеспечить контроль выполнения условий по силе нагрузки, скорости скольжения. На основании этих данных, а также такого параметра, как ресурс системы, делается выбор смазки.

Резюме

Таким образом, контроль соблюдения базовых правил сохранности – основная задача каждого из водителей. Это продлит ресурс трансмиссии и прочих элементов. Для обеспечения качественного использования смазочной жидкости важно соблюдение необходимых условий ее содержания.

portalmashin.ru


Смотрите также

  • Трансмиссионное масло на акцент
  • Логан масло трансмиссионное
  • Трансмиссионное масло dexron
  • Сколько трансмиссионного масла
  • Масло трансмиссионное феби
  • Масло srs трансмиссионное
  • Трансмиссионное гидравлическое масло
  • Калина трансмиссионное масло
  • Тад масло трансмиссионное
  • Марки трансмиссионных масел
  • Трансмиссионное масло уаз

Трансмиссионными называют масла, специально предназначенные для механических коробок передач и ведущих мостов. Их общая особенность - способность создавать прочную смазывающую пленку, выдерживающую большие нагрузки в контакте деталей.

Название не означает, что любой агрегат, относящийся к автомобильной трансмиссии, смазывается именно трансмиссионным маслом. У большинства переднеприводных легковых машин в коробку передач, совмещенную с главной передачей, изготовители предписывают заливать моторное масло. Шестерни в таких агрегатах только цилиндрические, поэтому опасность задиров невелика. Для автоматических коробок не годится ни трансмиссионное, ни моторное. Эти устройства специфичны, для их работы требуется маловязкая жидкость, которую в международной практике принято называть ATF (Automatic Transmission Fluid). Что же касается обычных легковых и грузовых автомобилей с классической компоновкой, а также полноприводных и некоторых переднеприводных, то в их агрегатах используются исключительно трансмиссионные масла.

В нашей стране характеристики и обозначения этих смазочных материалов прежде диктовались соответствующими советскими стандартами (ГОСТами), но теперь, в условиях широкого проникновения импортных продуктов, преобладающей стала международная классификация. А потому есть смысл рассмотреть хотя бы вкратце основные ее положения.

Вязкость

Сегодня повсюду в мире пользуются классификацией вязкости SAE J306, разработанной в США. Ее нормативы и система индексации представлены в соответствующей таблице.

Требования к вязкости трансмиссионных масел

Свойства масел

Класс вязкости

75W

80W

85W

90

140

250

Вязкость кинематическая при 100 С, кв.мм/сminmax

4,1-

7,0-

11,0-

13,524

24,041

41,0-

Макс. температура ( С) при вязкости 150 000 сПз

-40

-26

-12

-

-

-

Температура потери подвижности, ( С), не выше *

-45

-35

-20

-

-

-

* Показатель по американской военной спецификации MIL-L-2105D, ставший ныне общепринятым

Классы вязкости, у которых числовой показатель сопровождается буквой "W" (winter - зима) , относятся к сезонным маслам, применяемым в холодное время года. Без него - к сезонным для теплого летнего времени.

В эксплуатационной практике сезонные трансмиссионные масла неудобны, да и экономически невыгодны. Срок службы масел в коробках и мостах достаточно дорог, а сезонная замена вынуждается избавляться от продукта, который далеко не выработал свой ресурс. Поэтому и преимущественное распространение получили так называемые загущенные (в обиходе - всесезонные) масла.

Такой продукт сочетает в себе свойства двух сортов масла - летнего и зимнего, маркировки которых присутствуют в его индексе. Сам же индекс складывается из этих двух обозначений, написанных через дефис (75W-90, 85W0140 и т.п.).

Эксплуатационные свойства

Разработанная американским институтом API классификация содержит комплексную оценку трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам. Сегодня она принята повсеместно. Пять категорий, предусмотренных системой, показывают применяемость и качественный уровень продуктов, помечаемых соответствующим индексом. Классификация ныне действующего отечественного ГОСТа практически заключается только в буквах, стоящих в начале индекса.

Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел

Категория по API

Тип

Применение

Соответствие ГОСТ

GL-1

Минеральное масло без присадок

ТМ1

GL-2

Содержит жирные продуты

Червячные передачи, индустриальное оборудование

ТМ2

GL-3

Содержит противозадирные присадки

Ручные КПП, спирально-конические передачи (КПП и задние мосты грузовых автомобилей)

ТМ3

GL-4

Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки

Ручные КПП, спирально-конические передачи

ТМ4

GL-5

Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки

Гипоидные и другие типы передач (КПП и ведущие мосты легковых автомобилей)

ТМ5

Выбор масла

Чем в каждом конкретном случае обусловлен выбор того или иного сорта трансмиссионного масла? Прежде всего, разумеется, указаниями заводской инструкции по эксплуатации автомобиля. Использование жидкости более низкой категории по градации API недопустимо, поскольку ведет к выходу агрегата из строя, а более высокой - нецелесообразно в первую очередь по экономическим соображениям (товар следующей группы имеет существенно повышенную цену).

Если же специальных указаний нет, то принцип выбора заключается в следующем. Работу тех агрегатов грузовых автомобилей, в которых не гипоидных зацеплений, достаточно надежно обспечивают масла с уровнем эксплуатационных свойств GL 3, хотя бывают и исключения. Так, популярному легкому грузовику "ГАЗель" требуется масло класса GL 5 не только в задний мост, но и в коробку передач.

Что касается редукторов с гипоидным зацеплением шестерен, то для них во всех случях пригодно только масло класса GL 5. Это в равной мере относится и к грузовым, и к легковым автомобилям. Смазка более низкой группы не может предохранить зубья гипоидной пары от задиров.

Потребность легковых автомобилей в общем случае такова: масло класса GL 5 - для ведущих мостов, класса GL 4 - для механических коробок передач. При этом следует иметь в виду, что отечественная промышленность масел GL 4 не выпускает, а импортные продукты этого уровня стоят дороже, чем наши GL 5.

Но выбор по уровню эксплуатационных свойств - это еще не все. Надо определяться также и с вязкостью приобретаемого смазочного материала. Здесь применимы следующие рассуждения. Масла, вязкость которых при 100 С не ниже 24 кв.мм/с, т.е. класса "140" по SAE (а уж тем более "250"), предпочтительны лишь для жаркого южного климата. В зоне умеренных температур лучше ориентироваться на класс "90". А коль скоро, как упоминалось выше, рациональнее использовать "всесезонное" масло, то речь может идти о сортах с индексами 75W-90, 80W-90 и 85W-90. Последнее не очень подходит для сколько-нибудь суровой зимы. Масло класса 80W-90 по SAE достаточно универсально, a 75W-90 позволяет не испытывать трудностей даже в пору самых крепких морозов.

e30d609a