Утилизация моторного масла


Отработанное масло: характеристики, места приема

В процессе эксплуатации транспортного средства появляются элементы, которые нуждаются в утилизации. Одном из таких является отработанное моторное масло. Существует несколько способов утилизировать такой нефтепродукт, но многие автолюбители, особенно в отдаленных регионах используют его для других целей, не прибегая к сдачи в соответствующие учреждения.

Происхождение отработанного масла

Но, все-же, откуда появляется большое количество отработанного моторного масла. Рост количества транспортных средств требует постоянной замены смазочного элемента. Автомобильный двигатель нельзя представить без моторного масла, поскольку тогда он просто напросто быстро износиться и сломается.

При проведении планового технического обслуживания на автосервисе, все масло на автомобилях копиться в определенных бочках. Это отработка, которую необходимо сдавать в соответствующие компетентные организации, которые занимаются утилизацией или переработкой нефтепродуктов.

Утилизация отработанного моторного масла

Существует несколько способов утилизировать отработанное масло:

  • Переработка с целью получения энергии.
  • Переработка на топливо.
  • Сжигания для получения тепла.
  • Промышленные цели.
  • Самый древний способ утилизации отработанного масла.

Все эти способы одинаково хороши, поскольку масло не выливается в землю, а проходит повторную переработку на другие продукты общего потребления.

Куда сдать отработанное моторное масло

Куда девать отработанное масло? — Этим вопросом задавались не только автосервисы, но и автомобилисты, которые самостоятельно проводят смену смазочной жидкости в своём «железном коне». Стоит более детально пройти по каждому пункту, который был наведен выше.

Получение энергии

Нефтеперерабатывающие предприятия принимают отработанное масло для того чтобы получить энергию на производство новых нефтепродуктов. Поскольку на них установлены печи, которые могут работать на самом разнообразном топливе, в том числе и на отработке, то такая непригодна для использования смазочная жидкость идеально подходит в качестве топлива для получения новых продуктов.

Процесс достаточно простой. Жидкость заливается в специальные резервуары, откуда ее под давлением выталкивает в камеры сгорания, при этом происходит зажигательный момент и смесь сгорает. Конечно, данный способ имеет значительный недостаток, поскольку сгоревшее масло дает значительные выбросы вредных веществ в атмосферу и воздух.

Топливо

Те же самые перерабатывающие предприятия с моторных масел могут производить бензин. В отличие от первого способа, масло не сгорает, а проходит ряд процедур, после чего может превратиться в топливо.

Первым делом проводят лабораторные анализы моторных масел, чтобы определить качество смеси, а также, какое горючее можно получить с отработанного нефтепродукта. Но перед этим жидкость необходимо прогнать на очистных установках, которые уберут нагар и примеси сторонних предметов.

Далее, очищенный нефтепродукт отправляется в лаборатории для исследований. Если исследования показали, что жидкость пригодна для дальнейшего использования, ее отравляют для переработки в специальный цех.

Получение тепла

Во многих странах, нефтеперерабатывающие предприятия расположены возле городов. Это достаточно удобно, чтобы утилизировать масла, а еще эти заводы снабжают город теплом. Так, почти все дома и многоэтажки снабжаются не централизированной системой отопления, а именно вследствие сгорания первичных отработанных нефтепродуктов.

Сам процесс выглядит так — закольцованный круг воды: предприятие — потребитель — предприятие. Движение воды по трубам осуществляется при помощи насосов высокой мощности. Система водоснабжения подключена к одной или нескольких масляных печей.

Вследствие сгорания отработанного масла вода нагревается и идет по городу, как теплоснабжения и отопление. Себестоимость такого вида отопления достаточно низкая, поскольку кроме обслуживания системы почти ничего не нужно.

Промышленность

В промышленности прием вторсырья идет с все той же целью вторичной переработки. Так, например, в металлургической и литьевой индустрии — отработанное масло используется для переработки и отлива руды в раскаленный метал, который в будущем станет металлургическими конструкциями и металлопрофилями.

Поскольку, отработка стоит достаточно дешево, то и производство такого вида стоит относительно дешево. Единственным минусом становится то, что жидкость сгорает в большом количестве, а выбросы в атмосферу достаточно велики, особенно если учесть, что перед сгоранием очистка отработанного моторного масла не проводится.

Древнейшая профессия

Впервые отработка стала, примется в кузницах. Современное кузнечное дело невозможно представить без применения масла. При помощи него проводится охлаждение раскаленных конструкций. Поскольку, смазочная жидкость, в отличие от воды, не охлаждается быстро, то оно идеально подходит для ковки.

Так, любая раскаленная и обработанная деталь опускается в масло, по средствам чего проводится ее охлаждение. Большим плюсом использования становиться то, что такой способ охлаждения металла не дает микротрещин и прочих недостатков.

А вот минусом можно считать то, что при опускании металла, масло начинает испаряться и кузнец вдыхает пары тяжелых металлов, которые навсегда остаются в легких человека и уже не выходят оттуда. Поэтому, рекомендуется представителям этой самой древней профессии работать не более 15-20 лет.

Международная практика

Куда деть отработанное масло? Как показывает мировая практика, большинство предприятий расположенных в развитых странах, перерабатывают отработанное моторное масло на продукты повторного потребления.

Согласно международной конвенции автопроизводителей, которая рассматривала экологические нормы, за участием комитета ООН в сфере экологии, множества экспертов, дошли мнения, что смазочные жидкости нельзя сжигать. Было принято решение разработать механизм утилизации.

Так, отработанное масло, которое находится в стране производства масла или автомобилей, можно сдавать на эти заводы для повторной очистки и переработки на другие виды нефтепродуктов. Например, в Китае, вся отработка попадает на государственные заводы, где их перерабатывают на новые виды масел, мыла и прочие товары, которые пользуются спросом у населения.

Вывод

Утилизировать отработанное масло необходимо, поскольку это прямой вред экологии. Так, зачастую, смазочная жидкость отправляется на промышленные предприятия для повторного использования. Сначала масло проходит очистку в специальных установках, а затем в лабораториях определяют, куда его необходимо использовать. Этот нефтепродукт активно используют представители самой древней профессии — кузнецы.

avtodvigateli.com

Отработка автомобильного масла и способы ее утилизации

После замены смазки

Для улучшения работы и увеличения срока службы различных механизмов и их узлов используют техническое масло. В процессе эксплуатации устройств, под воздействием высокой температуры, давления, из-за контакта с кислородом, насыщения продуктами износа это вещество теряет свои технические характеристики, свойства его ухудшаются. В результате смазка переходит в состояние, которое называют «отработка».

Отработанное масло обычно имеет повышенную кислотность и высокую концентрацию механических примесей, в нем образуется осадок. Это делает отработку непригодной к дальнейшему использованию, так как повышает износ деталей, снижает надежность работы устройства, сокращает срок его службы.

Преждевременная замена отработанных смазок также нецелесообразна. И не только из соображений экономии. Отработанные масла, не достигшие критического состояния, содержат определенные смолистые вещества, повышающие смазочную способность. Они оказывают благоприятное воздействие на процесс приработки деталей, в особенности на начальной стадии эксплуатации. Именно поэтому заводы-изготовители рекомендуют первую замену отработанных нефтепродуктов делать после окончания цикла обкатки двигателя.

Вернуться к оглавлению

Срок службы смазочных материалов

В зависимости от условий эксплуатации, режимов работы срок службы технического масла может варьироваться. Пробег транспортного средства и срок службы технического устройства между заменами смазки указывается в руководстве по эксплуатации. Самостоятельно увеличивать данные сроки нежелательно, поскольку они устанавливаются производителем по результатам научных исследований, использования опытных и первых серийных образцов, проведения различных тестов.

При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, например, если вы ездите по бездорожью, необходимо периодически проверять состояние оксоли, корректировать сроки замены отработанного автомобильного или технического масла.

По завершении срока эксплуатации отработка сливается и перед потребителями встает вопрос, куда ее девать. Утилизация отработанных нефтепродуктов – одна из основных проблем для всевозможных организаций, эксплуатирующих различную технику. Соответственно, отработка масла скапливается у них в больших количествах.

Оптимальным вариантом будет сбор такой смазки и ее передача в специальные компании, которыми осуществляются переработка и утилизация отработки масла. Никаких подготовительных работ проводить не требуется. Единственное условие – наличие оборудованного места и емкости, где должна храниться отработка.

Вернуться к оглавлению

Виды отработанных смазок

Отработка трансформаторного масла характеризуется низкой вязкостью и высокой чистотой. Утилизация его – процесс несложный, оно легко поддается переработке, поэтому весьма популярно на отечественном рынке.

Масла индустриальные имеют малую и среднюю вязкость. Их до отправки в переработку надлежит хранить в специально предназначенных для этого резервуарах.

Отработанные автомобильные масла подразделяются на дизельное, бензиновое и универсальное. Владельцы транспортных средств могут сдавать такую смазку в пункты приема, имеющиеся на сегодняшний день практически во всех областных центрах нашей страны.

Отработка компрессорных масел делится на три вида: для холодильных компрессоров, ротационных и поршневых компрессоров, турбокомпрессорных машин.

Вернуться к оглавлению

Утилизация отработки

Старая смазка на складе

Отработанные автомобильные смазки загрязняют окружающую среду даже больше, чем потери и аварийные сбросы нефти при добыче, переработке и транспортировке. Поэтому их утилизация имеет огромное значение. Переработкой таких масел занимается множество компаний.

Применяются технические оксоли и в быту, и в промышленности. Ими смазывают различные механизмы, они используются как рабочие жидкости в гидросистемах, для охлаждения и изоляции электросилового оборудования. Больше всего востребованы нефтепродукты с различными присадками (загущающими, антикоррозийными, противоокислительными и т.п.) и добавлением растительных жиров.

При использовании нефтехимические продукты подвергаются воздействию окружающих факторов (температуры, воздуха), вступают во взаимодействие с металлом. Это постепенно изменяет свойства смазки: она загрязняется, окисляется, обугливается, разжижается и т.д. Качество продукта ухудшается, поэтому требуется его утилизация и замена свежим.

Вернуться к оглавлению

Виды утилизации

При утилизации технической или автомобильной смазки возникает организационная проблема – сбор отработки масла. Собранный материал имеет много посторонних включений, а выделение из него компонентов для производства нового продукта требует сложных, затратных технологий.

  1. Термический крекинг. В этом процессе отработка масла преобразуется в топливо, которое можно применять для отопления. При этом горючего получается много, а отходов относительно мало. Образующийся в процессе переработки кокс периодически удаляют из котла крекинга.Преимущества технологии:
    • простота процесса;
    • низкие требования к качеству сырья;
    • экобезопасность и малоотходность;
    • высокий выход товарного продукта;
    • полная автоматизация и компактность производства;
    • минимальные финансовые вложения.

      Оборудование для регенерации смазки

  2. Регенерация на ходу. Утилизация моторного масла может проводиться непосредственно при его эксплуатации. Для этого в смазочную систему вводится специальный трибохимический восстановитель. В результате образуются моюще-диспергирующие и антидепрессорные присадки. Так смазочный материал восстанавливает и стабилизирует присущие ему физико-химические свойства, получает модификаторы трения, обеспечивающие образование противокоррозионных, противоизносных и антифрикционных покрытий на трущихся и внутренних поверхностях деталей механизмов.
  3. Выращивание биомассы. Отработка любого масла может быть утилизирована при помощи биологических методов, посредством которых получают серию ценных биопрепаратов и физиологически активных соединений. Утилизация основана на методе выращивания микробной биомассы с использованием отработанных нефтепродуктов, являющихся источниками органического углерода. В результате биотрансформации образуется масса, имеющая широкий спектр использования:
    • для очистки окружающей среды от загрязнения нефтью, другими экотоксинами;
    • как дешевое вторичное химическое сырье для получения ценных физиологически активных соединений (протеинов, ферментов, аминокислот, липидов, витаминов, лекарственных препаратов).

Таким образом, утилизация отработки масла имеет множество решений. При этом не только уменьшается количество вредных выбросов. Повторное использование отработки позволяет извлечь дополнительную прибыль.

maslomotors.ru

Классификация моторных масел и их вторичная регенерация

Содержание статьи

Моторные масла используются в различных типах двигателей.Классификация моторных масел, уже отработанных, подразделяет их по назначению, вязкости и эксплуатационным свойствам, в соответствии с которыми и применяют смазочные материалы.

В их состав входит базовая основа – минеральная или синтетическая, и присадки, задачей которых является улучшение свойств продукта. В процессе эксплуатации смазочные материалы загрязняются посторонними примесями, тогда их дальнейшее использование может привести к поломке механизма.

Отработка, так называют продукт, который израсходовал свой полезный ресурс, относится к 3 классу опасности отходов, то есть способна причинить умеренный вред окружающей среде и человеку. Регенерация отработанных масляных отходов дает возможность использовать его повторно.

Область применения

Классификация по области применения определяет их сферу использования и распределение на соответствующие виды:

  • Моторные. Обеспечивают смазку поршневых и роторных двигателей внутреннего сгорания, работающих на бензиновом и дизельном топливе.
  • Гидравлические. Гарантируют стабильную функциональность гидравлических систем.
  • Индустриальные. Необходимы для смазки производственного оборудования.
  • Трансмиссионные. Оберегают от износа узлы трения различных механизмов.
  • Авиационные. Используются во всех видах самолетов военной и гражданской авиации.

Наибольший процент продаж приходится на моторный и трансмиссионный смазочный материал, необходимый для автомобилей, число которых ежегодно увеличивается. В связи с этим встает вопрос о рациональном использовании продукта, непригодного к дальнейшей эксплуатации, чтобы отработка из масляных отходов не загрязняла экологию.

Моторные масла применяются в двигателях внутреннего сгорания. Определить уровень чистоты и качества смазочного материала, а также возможность его использования в определенных двигателях, позволяет классификация по видам, способу применения и температурному режиму эксплуатации.

По составу

Классификация моторных масел по составу подразделяет смазочные материалы на три основные группы:

  1. Минеральные созданы на основе продукта, полученного в процессе перегонки нефти. Характеризуются низкой стоимостью, слабой устойчивостью к высоким температурам, повышению вязкости при морозе, окислению при реакции с воздухом.
  2. Полусинтетические имеют в составе минеральную основу и значительное количество присадок, которые нейтрализуют ее негативные свойства.
  3. Синтетические изготовлены из веществ, синтезируемых химическим способом. Они не теряют своих свойств при высоких и низких температурах, обладают оптимальными моющими и защитными свойствами, длительным эксплуатационным сроком. Единственный их недостаток – высокая стоимость.

По температурному режиму эксплуатации

Уровень вязкости моторного масла обеспечивает легкий пуск холодного двигателя и защиту при высоком температурном режиме. В зависимости от этого показателя классификация выглядит следующим образом:

  • Зимнее. Имеет хорошую текучесть и пониженную вязкость. Не подходит для применения при плюсовых параметрах температурного режима.
  • Летнее. Характеризуется повышенной вязкостью, необходимой для защиты двигателя от воздействия высокой температуры.
  • Всесезонное. Способно незначительно менять параметры вязкости в соответствии с температурными условиями.

Трансмиссионные масла

Особенностью трансмиссионного продукта является его повышенная вязкость, за счет которой в узлах трений рабочих деталей механизма создается прочная защитная пленка.

Классификация трансмиссионных масел распределяет продукцию в соответствии с показателями вязкости и уровню эксплуатационных свойств и осуществляется по ГОСТ, API и SAE.

Отдельно рассматриваются смазочные материалы, которые используются в автоматических видах трансмиссий. Эта продукция имеет яркое отличие. Классификация трансмиссионных масел осуществляется по системе стандартизации ATF, где предусмотрена окраска вещества в разные цвета, смешивание которых недопустимо.

Вред и польза масляных отходов

Классификация смазочных материалов определяет не только область их применения, но и сроки эксплуатации. Если агрегат работает в комфортном температурном режиме без больших нагрузок, то масло может прослужить без замены достаточно длительный срок. Но даже в этом случае оно стареет, загрязняется и окисляется.

Когда вырабатывают свой ресурс присадки, задача которых предотвращать выпадение в осадок вредных веществ, образовавшихся в смазочном веществе, начинает страдать двигатель, что свидетельствует о необходимости замены продукта.

Масляные отходы содержат десятки химических соединений. Такой «букет», включающий также тяжелые металлы, обладает высокой устойчивостью к распаду, отравляет почву, атмосферу и воду.

Регенерация масляных отходов позволяет удалить из него вредные вещества и применять в качестве топочного мазута, сырья для производства кокса и бензина. Регенерация сырья дает шанс использовать его повторно в качестве смазочного материала.

Регенерация отходов

Прием масляных отходов с целью его дальнейшей отправки на регенерацию может стать основой перспективного бизнеса, но для его организации необходимо создать соответствующие условия. Скупка отходов отработанного масла и его хранение подлежит лицензированию, так как этот продукт относится к разряду опасных отходов.

Для отработанных смазочных материалов существует классификация, в соответствии с которой они распределяются по сортам, маркам и области применения. Организации, которые осуществляют прием отработки масла, обязаны иметь герметичные емкости для его хранения и обеспечить все требования пожарной безопасности, так как продукт является взрывоопасным и легковоспламеняющимся. Переработка отработанного масла производится в соответствии с категорией продукта.

Две основные группы, на которые разделяет отработку классификация масел, представлены светлыми и темными маслами.

  • В первом случае продукт лишь незначительно потерял свои качества и регенерация производится в результате несложного процесса очистки – центрифугирование или фильтрацию, после чего можно вновь использовать его по прямому назначению.
  • Темные масла содержат продукты окисления, сгорания и химические элементы металлов. В этом случае переработка осуществляется на специальном производственном оборудовании.

Переработка представляет собой разнообразные технологические операции, которые основаны на физических, химических и физико — химических методах. Еще недавно процесс восстановления осуществлялся крупными предприятиями.

Современный рынок предлагает предпринимателям мини — комплексы, которые обеспечивают технологические циклы переработки продукта в индустриальные масла или дизельное топливо.

Рекомендуем к прочтению:

vtorothodi.ru

работа Тема: «Переработка моторных масел»

Курсовая работа

Тема:

«Переработка моторных масел»

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение…………………………………………….……………………………………….…3

Глава 1. Экологически безопасная утилизации моторных масел………...5

1.1. Требования, предъявляемые к современным

моторным маслам……………………………………………………………5

1.2. Характеристика моторных масел…………………………………………7

1.3. Краткая характеристика способов переработки

моторных масел……………………………………………….…………….….9

1.4. Технология переработки моторных масел……………………………12

Глава 2. Статистические аргументы о переработке моторного масла…16

2.1. Сведения нерационального использования ММО……..……….…..16

2.2. Аргументы производственной и экономической

целесообразности переработки и повторного использования отработанных масел………………………………………………………….…….17

2.3. Система управления оборотом нефтепродуктов…………………….19

Заключение…………………………………………………………………….………….…24

Список литературы………………………………………………………………………..27

Приложение………………………………………………………………………….………29

Введение

Сбор и утилизация нефтеотходов и, прежде всего, отработанных моторных масел, представляют собой одну из острейших экологических проблем, характерных для современных крупных городов. Особенно актуальным решение этой проблемы остаётся для такого мегаполиса как Москва, где насчитывается около 2500 автотранспортных хозяйств и более 2400 автосервисных предприятий, обслуживающих парк численностью более трёх миллионов автомашин. Согласно экспертным оценкам на этих предприятиях образуется свыше 50000 тонн отработанных моторных масел. Однако несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие соответствующих экономических и организационно-технических условий затрудняет сбор этих нефтеотходов. Это, а также отсутствие необходимых мощностей по переработке отработанных масел приводит к тому, что бо льшая часть нефтеотходов сливается на землю и в водостоки, а ме ньшая часть используется в качестве антиадгезивов на заводах ЖБИ или сжигается. Такая «утилизация» содержащих высокотоксичные ингредиенты отработанных нефтепродуктов определяет их оборот по схеме «производство – потребление – окружающая среда», обостряет и без того сложную экологическую ситуацию в городе и является экономически неэффективной.

В тоже время, современная концепция рециклинга, представленная схемой «производство – потребление – производство», предъявляет жесткие экологические и экономические требования к сбору и переработке отходов, обусловливая их обязательное возвращение в производственный цикл в виде вторичных ресурсов. Поэтому создание эффективной системы управления оборотом нефтепродуктов (НП), регулирующей взаимоотношения участников этого процесса и обеспечивающей эффективный сбор и безопасное хранение отработанных нефтепродуктов (ОНП), создание и внедрение современных малоотходных технологий их переработки во вторичные нефтепродукты является важнейшей задачей федеральных и местных органов власти, а также соответствующих специализированных организаций.

Специалистами таких организаций разработаны теоретические предпосылки создания системы управления оборотом нефтепродуктов, реализация которой на практике позволила бы перейти к регулированию на современном уровне отношений между участниками топливного регионального рынка.

Итак, целью данной работы является рассмотрение основных аспектов переработки моторных масел и выявление экологической ситуации, связанной с этим процессом.

В связи с этим возникают следующие задачи :

· дать характеристику основным способам переработки моторных масел;

· выявить наиболее безопасный для экологии технологический процесс переработки моторных масел;

· привести аргументы производственной и экономической целесообразности переработки и повторного использования отработанных масел;

· сделать выводы.

Глава 1. Экологически безопасная утилизации моторных масел

1.1. Требования, предъявляемые к современным моторным маслам

Общими тенденциями развития двигателестроения являются: увеличение соотношения мощности к объёму двигателя (далее литровая мощность) повышение экономичности и надежности, улучшение пусковых свойств, уменьшение массогабаритных показателей. Решение любой из этих проблем тесно связано с вопросами применения моторных масел. Для обеспечения надежной работы двигателей, применяемые в них масла должны обладать определенными эксплуатационными свойствами.

Надежность работы двигателя во многом определяется выбором масла с оптимальной вязкостью. В широком диапазоне условий эксплуатации, наиболее эффективны масла с пологой вязкостно-температурной характеристикой (т.е. масла, вязкость которых в наименьшей степени меняется при изменении температуры масла).

Для обеспечения минимального износа деталей двигателя лучше использовать масла большей вязкости. Однако чрезмерное повышение вязкости увеличивает потери на трение, что приводит к повышенному расходу топлива. Снижение исходной вязкости как правило улучшает прокачиваемость масел при низких температурах, которая характеризует способность масла своевременно поступать к местам смазки при пуске двигателя. Чем лучше прокачиваемость, тем ниже износ деталей двигателя при пуске и выше КПД за счет уменьшения расхода топлива. Поэтому конструкторы стремятся к выбору оптимальной величины вязкости масла в зависимости от типа двигателя и условий его эксплуатации.

Основными путям повышения «литровой мощности» в современных и перспективных двигателях являются: повышение степени сжатия в цилиндрах двигателя, оптимизация состава топливно-воздушной смеси (например, прямого впрыска топлива под высоким давлением) и введение наддува воздуха. Однако это приводит к росту тепловых и механических нагрузок на детали двигателя и условия работы масла существенно ужесточаются. Интенсивный контакт масла с прорывающимися в картер газами увеличивает скорость его окисления. Воздействие горячих газов и нагретых поверхностей на пленку масла на деталях цилиндро-поршневой группы приводит к образованию высокотемпературных углеродистых отложений (нагаров и лаков). Закоксовывание поршневых канавок может привести к уменьшению подвижности поршневых колец, с появлением повышенного износа и задира поверхности гильзы цилиндра, а в конечном итоге - к поломке поршневых колец с потерей компрессии двигателя.

В целях облегчения веса двигателя конструкторы прибегают к уменьшению емкости систем смазки, что приводит к возрастанию кратности циркуляции масла и интенсификации его окисления. Эффективное снижение скорости образования нагаров и лаков в системе смазки двигателя возможно только в том случае, когда масло обладает достаточно высокими моюще-диспергирующими и антиокислительными свойствами.

Для увеличения надежности и обеспечения высокого ресурса работы двигателя необходимо, чтобы моторные масла имели высокий уровень противоизносных и противозадирных свойств.

Для снижения коррозионного износа деталей цилиндро-поршневой группы и вкладышей коленчатого вала, вызываемого кислыми продуктами сгорания топлива, моторные масла должны обладать нейтрализующим действием.

Требования к маслу определяются не только типом двигателя, конструктивными особенностями агрегатов, но и условиями эксплуатации, а также качеством топлива. Так, при работе на непрогретом двигателе и (или) некачественном топливе, в результате неполного сгорании топлива происходит попадание продуктов неполного сгорания в картер с последующим окислением и загрязнением масла. В результате этого в условиях конденсации влаги в картере двигателя может значительно повышаться образование низкотемпературных отложений (шлама). Предотвратить шламообразование в картере двигателя можно за счет применения масел с высокими диспергирующими свойствами.

Надежность двигателей в значительной степени зависит от способности моторных масел сохранять свои эксплуатационные свойства при обводнении, что особенно характерно для масел, используемых в судовых дизелях.

Современные масла должны сохранять эксплуатационные свойства длительное время (от 500 до 2000 моточасов работы двигателя, примерно 12-45 тыс. км пробега). Срок смены масел должен быть увязан со сроками смены фильтрующих элементов и режимами технического обслуживания автомобилей. При этом должен обеспечиваться низкий расход масла на угар.

Условия работы масел в двигателях различных типов и конструкций могут сильно различаться, что затрудняет выбор масла для конкретного двигателя. Для облегчения выбора масел, исходя из условий эксплуатации и особенностей техники разработаны классификации масел.

1.2. Характеристика моторных масел

Моторное масло М-8В ГОСТ 10541-78 является маслом для автомашин с карбюраторными двигателями, находящихся в автотранспортных и сельскохозяйственных предприятиях. В первую очередь, это автомобили марки ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и их модификации.

Моторное масло для дизельных двигателей М-10Г2 ГОСТ 8581-78 необходимо для работы почти всех видов сельскохозяйственной техники: трактора ЮМЗ-6, ДТ-75, Т-150, К-700 и их модификаций, зерноуборочных комбайнов всех марок. Кроме этого, это масло применяется для большегрузных автомобилей отечественного производства: все модификации автомобилей КАМАЗ, МАЗ, Краз и других.

Характеризуя жизненный цикл таких товаров, как моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей, необходимо отметить их принципиальное отличие от всех других товаров производственно-технического назначения. Жизненный цикл этих горюче-смазочных материалов составляет десятки лет и зависит от тенденций развития автомобилестроения и энергетической отрасли.

mirznanii.com

Утилизация отходов синтетических и минеральных масел

«Кашу маслом не испортишь!» - гласит поговорка. А вот экологию испортить очень просто, тем более, если масло моторное, да еще и отработанное. Синтетические и минеральные отработанные масла очень токсичны и опасны для природы. Попадая в окружающую среду, они проникают в организм человека, нанося ему огромный вред. Что же это за масла? Какие они бывают и что с ними делать? Все это вы можете узнать на нашем сайте.

Масло – собирательное название целого ряда химических веществ или смесей, не растворимых в воде.  Моторные масла классифицируются по разным признакам. В первую очередь их делят на 3 большие группы: минеральные, синтетические и полусинтетические.

Минеральные масла

Минеральные (нефтяные) масла – жидкие смеси высококипящих углеводородов. В основном, представляют собой продукты переработки нефти. Все минеральные масла легче воды и практически нерастворимы. Попадая в воду, они остаются на поверхности, что нередко приводит к большим экологическим проблемам, а иногда и катастрофам.

Качественное минеральное масло – отличный горюче-смазочный материал. Применяется в двигателях внутреннего сгорания. Для придания минеральным маслам необходимых свойств в них добавляют различные присадки.  Именно благодаря этому  масло становится более качественным. Производители минеральных моторных масел никогда не выдают своих технологий и не рассказывают о составе присадок. Отходы минеральных масел сами по себе очень токсичны. Самые разные вредные вещества могут встречаться и в присадках, что возможно, усложнит процесс утилизации минерального масла.

Синтетические масла

Синтетические масла пришли на замену минеральным, так как уровень их эффективности гораздо выше.  Они применяются как в тяжелой, так и в легкой промышленности, но самое широкое применение нашли в автомобильной отрасли. Несмотря на достаточно высокую стоимость, синтетические масла все чаще предпочитают минеральным.

Синтетические масла – органические соединения, получаемые из углеводородного сырья. Они обладают следующими важными свойствами:

  • стабильность
  • вязкость не меняется при перепаде температур
  • медленный процесс разложения

Без соответствующей обработки и утилизации синтетические масла представляют опасность для окружающей среды и человека. Утилизация синтетических масел требует наличия специально подготовленного персонала и современной техники.

Виды масел по области применения

Масла  имеют очень широкую область применения. Их используют в легкой и тяжелой промышленности, автомобильной отрасли и даже в косметологии.  В зависимости от той сферы, где они применяются, масла делятся на несколько видов.

Моторные масла -  масла, которые применяют для смазки роторных и поршневых двигателей внутреннего сгорания. По температурным пределам все они разделяются на летние, зимние и весенние.  Они состоят из базовых масел и специальных присадок.

Моторное масло – очень важный элемент конструкции двигателя. Поэтому его состав должен соответствовать конструкции и требованиям двигателя, чтобы обеспечить его качественное функционирование. Вот почему производители добавляют туда массу химических средств, зачастую вредных и токсичных. Впоследствии образуется моторное отработанное масло, которое должно обязательно обезвреживаться и утилизироваться. Утилизация моторного отработанного масла – та сторона, на которую стоит обращать больше внимания, чтобы успеть предотвратить множество экологических проблем.

Моторные масла в зависимости от назначения делят на масла для дизельных и бензиновых двигателей, а также универсальные масла, подходящие для двигателей обоих типов.

Дизельное масло после использования не содержит в себе заметных примесей топлива. Примеси дизельного отработанного масла на 90% состоят из углеродистых веществ, то есть сажи, которая попадает туда из-за неполного сгорания топлива. Смешиваясь с работающим маслом, она загрязняет его, из-за чего образуется углеродисто - масляная суспензия, вредная для окружающей среды и человека. Поэтому необходимо постоянно производить утилизацию дизельных отработанных масел.

Гидравлические масла – жидкости, применяемые в качестве рабочих в гидравлических системах управления и гидравлических приводах. Качество гидравлического масла зависит от многих характеристик: инертности, вязкость, сплошности, сжимаемости, испаряемости, теплового расширения, способности растворять газы, и т. д.  

Индустриальные масла – дистиллятные нефтяные масла малой и средней вязкости. Их используют  в основном для смазки станков, текстильных машин, вентиляторов. В индустриальные масла также добавляют различные присадки, что позволяет использовать их для смазки гидравлических систем промышленного оборудования, для смазки подшипников, редукторов. Индустриальные отработанные масла требуют своевременной и безопасной утилизации с помощью специальных установок.

Трансмиссионные масла – жидкости, которые используют для смазки узлов трения агрегатов трансмиссий различных машин. Также они предназначены для ведущих мостов и коробок передач. Такое масло тоже состоит из базового масла и различных присадок. Утилизацией трансмиссионных отработанных масел занимаются специальные заводы  либо компании по утилизации отходов.

Автомобильные и авиационные масла

Автомобильные масла   - жидкости, предназначенные для смазки двигателей легковых и грузовых атомобилей различных марок. Автомобильное масло выполняет следующие функции:

  • защита двигателя от износа
  • снижение температуры
  • обеспечение чистоты двигателя
  • препятствие возникновения коррозии на деталях двигателя

Моторное масло для автомобиля очень важно. Вот почему его используют в таких больших количествах. Так как автомобильное отработанное масло очень вредно и опасно для окружающей среды, оно должно сразу же после использования пройти процедуру утилизации.

Авиационные масла – жидкости, применяемые в авиационных двигателях военных и гражданских самолетов, в турбокомпрессорных частях силовых установок некоторых вертолетов. Для разного вида авиационных двигателей (турбовинтовых и турбореактивных) используют различные масла. Состав авиационных отработанных масел различных типов практически одинаков. Авиационное отработанное масло состоит из углеводородов, золы, воды, фосфора, цинка, кальция и механических примесей. Так как в этом составе содержатся вредные вещества, обязательно необходимо проводить утилизацию авиационного отработанного масла. Этим  должны заниматься специальные заводы и компании.

Проблемы утилизации отработанных минеральных и синтетических масел

Ежегодно в мире потребляется около 50 млн. тонн моторных масел. Как это ни прискорбно, но только четверть из них используются повторно, подвергаются утилизации или хотя бы сжигается.  Остальное сливается в водоемы, почву, канализацию, распыляется в атмосфере. Это огромная экологическая проблема, касающаяся каждого из нас. Ведь попадая в окружающую среду отработанные масла (трансмиссионные, моторные, гидравлические, индустриальные и т.д.) представляют большую опасность для здоровья человека.

Только представьте, что 1 литр отработанного моторного масла, вылитого в почву делает непригодным 100-1000 тонн грунтовых вод. По оценкам экологов более 40% поверхности воды в мире покрыто пленкой отработанных автомобильных и авиационных масел. Помимо своих ядовитых свойств отработанные моторные масла опасны еще и тем, что такая жидкость представляет собой благоприятную среду для размножения бактерий.

Потребление смазочных масел в России составляет около 8 млн. тонн в год. Только 4% от этого количества перерабатывается и регенерируется экологически безопасным способом. Остальное в лучшем случае сжигается, в худшем – просто выливается в окружающую среду.

Утилизация отработанных минеральных и синтетических масел – большая проблема. Качественная и безопасная утилизация требует некоторых вложений. Требуются силы, время, финансы. Вместо того чтобы обратиться в специальные компании по утилизации отходов большинство производителей просто сливают отработанные гидравлические, индустриальные и моторные масла в водоемы, оставляют на свалках. Есть и другая более выгодная для производителя схема. Отработанное моторное масло можно использовать как топливо (конечно же, не без вреда для экологии). Поэтому существуют специальные конторы, скупающие отходы ГСМ. Естественно, предприятию финансово выгодней продать отработанные масла, чем платить за их утилизацию. Так же поступает большинство станций технического обслуживания с автомобильными отработанными маслами.

Скупщики используют отходы ГСМ в качестве топлива, что категорически запрещено. При сжигании в атмосферу попадает огромное количество вредных веществ, что приводит к нарушению экологии.

На самом деле, сжигать отработанные автомобильные масла можно, но только с использованием специальных безопасных систем.  Есть и другие, более современные и качественные способы утилизации синтетических и минеральных масел.

Способы утилизации отработанных синтетических и минеральных масел

<Моторные отработанные масла, автомобильные отработанные масла, дизельные отработанные масла, авиационные отработанные масла, трансмиссионные отработанные масла, индустриальные отработанные масла представляют собой очень распространенный и часто встречающийся, а вместе с тем и очень опасный вид отходов. Все отработанные масла должна подвергаться утилизации.  Помимо захоронения и простого сжигания есть и другие, более приемлемые для экологии способы. Вот некоторые из них:

  1. Восстановление – удаление из масла загрязняющих веществ с целью его повторного использования. Такой способ не позволяет вернуть маслу первоначальные свойства, а лишь продлевает срок возможности его использования.
  2. Отправка на завод нефтепереработки. Там отработанное моторное масло чаще всего используют для производства бензина и кокса.
  3. Переработка и сжигание с целью получения энергии. Этот способ предусматривает удаление из состава отхода вредных частиц и воды. Далее его используют в качестве топлива. Ведь 1 литр переработанного отхода масла производит 40 МДж энергии.
  4. Регенерация – самый предпочтительный для окружающей среды способ утилизации отработанного масла. Это такой вид обработки, при котором из отработанного масла удаляются все загрязнители. Результат регенерации используют для производства того же самого масла. Это позволяет продлить срок годности смазки до бесконечности. Такой способ помогает экономить сырье (для производства 1 л отличного моторного масла требуется 1,6 л отработанного), а также является экологически безопасным.

Регенерация моторных, гидравлических и индустриальных  отработанных масел может производиться разными методами. Среди них:

  • Физические – воздействие силовых полей, фильтрация через пористые перегородки, теплофизические и комбинированные технологии.
  • Физико-химические – экстракция, ионообменная очистка, коагуляция, сорбация.
  • Химические – обработка карбидами металлов, щелочами, кислотами, гидрогенизация.

Утилизация отработанных синтетических и минеральных масел – решение многих экологических проблем

Правильная и качественная утилизация  отработанных масел – процесс крайне важный и необходимый.  Этим должны заниматься исключительно профессиональные люди, которые заботятся о сохранении экологии. Такими являются специалисты компании «ЭкоЛогика». Среди множества других в список услуг нашей компании входит:

  • утилизация моторных отработанных масел
  • утилизация автомобильных отработанных масел
  • утилизация дизельных отработанных масел
  • утилизация авиационных отработанных масел
  • утилизация индустриальных отработанных масел
  • утилизация трансмиссионных отработанных масел

Все работы производятся только согласно экологическим нормам и требованиям. Ведь первоочередная цель компании «ЭкоЛогика» - заботиться о природе. Позаботьтесь о ней и вы, обратитесь в нашу компанию. 

ecobrain.ru

Восстановление отработанного масла – Основные средства

В периоды кризиса остро встают вопросы экономии сырья и материалов, вторичного использования ресурсов, восстановления выработавших ресурс механизмов и материалов.

Растет год от года добыча сырой нефти – главного сырья для производства моторных масел. Только флагман мировой нефтегазовой промышленности компания Exxon Mobil, владеющая 38 нефтеперерабатывающими заводами в 21 стране мира, ежесуточно перерабатывает 6,3 млн. баррелей сырой нефти.

Потребление моторных масел в мире составляет примерно 60 млн. т в условном топливе. И есть данные только о четвертой части этого количества, сообщающие, что после отработки ресурса масло использовано повторно либо переработано или сожжено.

По нашей стране статистика еще печальнее. За год на территории РФ собирается около 1,7 млн. т различных отработанных масел (ОМ). Переработке при этом подвергается до 0,25 млн. т, или 15%, что составляет 3,3% от общего объема потребления.

Для сравнения: в Германии, занимающей первое место в Европе по очистке ОМ, производится сбор и использование около 55% всего объема потребленных свежих масел. Немецкое законодательство в области защиты экологии обязывает производителей масла, чьи производства находятся на территории Германии, добавлять в производимые масла не менее 10% так называемого refining base oil – восстановленного масла. В некоторых европейских странах существует порядок, когда при сдаче отработанного масла сдающий получает свежее масло со скидкой.

О необходимости сбора и переработки ОМ свидетельствует тот факт, что из примерно 100 т нефти получают только 10 т моторного масла, а при переработке 100 т ОМ можно получить более 80 т уже готового к употреблению продукта.

Слили, заменили и что дальше?

В процессе эксплуатации моторных масел в них накапливаются продукты окисления. Это асфальтосмолистые соединения, нагар, лаковые отложения и др. Чтобы предотвратить выпадение осадка этих вредных соединений, в масло вносят моюще-диспергирующие присадки, которые удерживают продукты окисления в коллоидном (взвешенном) состоянии.

Значительное снижение эксплуатационных характеристик моторных масел наступает, когда присадки вырабатывают ресурс. В этот период продукты окисления начинают выпадать в осадок, тем самым вызывая усиленный износ двигателя. Такое состояние моторного масла свидетельствует о необходимости срочно его заменить.

Моторное ОМ относится к категории опасных отходов, является источником загрязнения окружающей среды. Его нельзя сливать в мусорные баки, канализацию или на землю. Из-за присущей вязкости такое масло прилипает ко всему, от песка до оперения птиц. Отработанные масла не растворимы, химически устойчивы и могут содержать токсические химические соединения и тяжелые металлы. В естественных условиях масло разлагается в течение длительного времени. Представьте, что всего 1 л моторного масла может превратить 1 000 000 л питьевой воды в техническую.

Для основного состава транспортных предприятий тема утилизации ОМ – одна из самых злободневных. Организация и содержание пунктов сбора ОМ, хранение, транспортировка, переработка – все это требует финансовых затрат. В реальности незначительную часть ОМ сжигают, а бо'льшую часть все-таки сливают либо на почву, либо в водоемы и канализацию.

А ведь бережно собранное ОМ, без внесения в него дополнительных загрязнений в виде почвенной и воздушной пыли, воды, топлива, моющих жидкостей и жидкостей не нефтяного происхождения, можно использовать после очистки и восстановления в среднефорсированных двигателях внутреннего сгорания при умеренных нагрузках, в гидравлических системах машин, в коробках передач и трансмиссиях тракторов и автомобилей при умеренных нагрузках, в ходовой части гусеничных тракторов, а также при консервации техники. Современные технологии позволяют получать такой объем смазочного масла из 1 л ОМ, для получения которого при прямом производстве тратится 42 л сырой нефти.

Процесс восстановления отработанного моторного масла в современном понимании включает удаление из него коллоидных веществ, кислот, битумных отложений, механических частиц и химического осадка, удаление газов, водного конденсата, придание восстановленному продукту цвета и запаха оригинала. Однако из существующих и реализованных в настоящее время промышленных процессов восстановления ОМ трудно выделить предпочтительные, все они не лишены как преимуществ, так и изъянов. В каждом конкретном случае при выборе предлагаемой технологии вторичной переработки ОМ необходимо исходить из анализа работы уже действующих прототипов и очень осторожно браться за внедрение новых предложений.

Как переработать?

В зависимости от примененного процесса регенерации получают две-три фракции базовых масел, из которых путем компаундирования и введения присадок получают товарные масла: регенерированные моторные можно использовать как трансмиссионные, гидравлические масла, СОЖ и пластичные смазки, а кроме того, их используют при производстве асфальта.

Обычно при восстановлении в первую очередь механическим путем удаляют свободную воду и твердые частицы. Затем идет теплофизическая фаза – выпаривание, вакуумная перегонка. За этой фазой происходит физико-химическая обработка. Дело в том, что при фильтрации ОМ наблюдается весьма незначительный эффект очистки за счет присутствия многофункциональных присадок, в составе которых есть моющий компонент. Окисные соединения, которые под действием присадок находятся в коллоидном мелкодисперсном состоянии, необходимо с помощью коагулянтов несколько увеличить в объеме, тогда масло становится фильтруемым. Исследования доказали, что оптимальное коагулирование осуществляется в случае применения моноэтаноламина.

На следующем этапе регенерируемое масло подвергают микрофильтрации, пропуская его через мембраны, различающиеся как производительностью, так и термической устойчивостью, поскольку традиционным способом увеличения удельной производительности мембран является снижение вязкости жидкости за счет повышения температуры. Наиболее распространенными являются полимерные мембраны типа МФФК. Они способны отфильтровать около 800 л/(м2.ч) при диаметре пор 0,07 мкм. Металлокерамические мембраны типа «ТРУМЕМ» являются самыми производительными – при диаметре ячейки 0,07 мкм они пропускают 1000 л/(м2.ч). Для самой тонкой очистки применяют мембраны керамические одноканальные со средним диаметром пор 0,03 мкм. Углеродные одноканальные мембраны осуществляют наиболее грубую очистку: у них диаметр пор 0,1 мкм, зато эти мембраны термически устойчивы до 300 °С.

Высшей целью регенерации является получение масел с характеристиками, превосходящими первоначальные свойства продукта, поступившего на восстановление. Это возможно, но для этого кроме вышеперечисленных этапов обработки ОМ требуется применять химические способы регенерации, связанные с использованием сложного оборудования и большими затратами. Реально же очищенные ОМ обладают достаточным запасом эксплуатационных свойств, обеспечивающих применение в менее нагруженных узлах и агрегатах машин.

Так что же конкретно?

Наука не стоит на месте. Разработана отечественная технология, получившая название «Мелиоформ», в основе которой процесс лиофобно-сорбиционной сепарации. Метод позволяет очищать и осветлять минеральные моторные масла без применения кислот и щелочей, полностью восстанавливая масляную основу при минимальных затратах.

Еще одна российская разработка – установка УОМ-100. С ее помощью восстанавливается кинематическая вязкость в очищенном масле до 9 мм2/с, а в поступившем ОМ этот показатель не ниже 8,5 мм2/с. Показатель свежего масла по ГОСТу равен 10 мм2/с при 100 °С. Содержание механических примесей после очистки составляет 0,01%, что уже соответствует ГОСТу. А такой важный показатель, как содержание нерастворимого осадка, равен после очистки 0,02% (содержание в ОМ – 0,7%). В результате процесса очистки полученное масло или смесь масел вполне можно использовать как гидравлическое масло, а моторные масла дизельных двигателей подходят для использования на долив в среднефорсированные двигатели. Установка комплектуется также экспресс-лабораторией, контролирующей кинематическую вязкость, загрязненность, диспергирующие-стабилизирующие свойства, содержание воды, плотность и щелочное число полученного продукта. Используя ее, можно проводить внедряемые повсеместно диагностические анализы моторных масел. При этом обслуживают установку всего два человека.

При небольших размерах – 1200х900х1000 мм очень эффективную установку УОМ-3М для очистки ОМ предлагают другие отечественные разработчики. УОМ-3М обеспечивает снижение механических примесей с 0,9% в загрязненном масле до 0,01% в очищенном. При этом в свежем масле по ГОСТу допускается 0,015% механических примесей. Производитель утверждает, что требуется только час для того, чтобы из 100 л загрязненного масла получить 95…98 л продукта. В очищенном масле загрязнений в десятки раз меньше, чем в масле, работающем без такой очистки при рядовой эксплуатации. Очистка освобождает масло от воды, осветляет.

Украинские разработчики предлагают современную серийно выпускаемую установку по регенерации любых типов минеральных масел, в том числе моторных. Причем в технологическом процессе не используются химические вещества, нет вредных отходов, подлежащих опять-таки утилизации. Производительность – от 100 до 250 л/ч по моторным маслам, размеры установки – 1900х1080х1750 мм. Затраты на регенерацию составляют 4 US $/т. Сорбента требуется около 4% от массы масла, а из тонны ОМ получают 950 кг прозрачного, чистого масла.

На пунктах техобслуживания автотракторной, дорожной и строительной техники успешно применяются стенды очистки жидкостей серии СОГ (913К1М, 913К1М, 913К1В3, 913КТ1В3). Принцип действия довольно прост – в роторе центрифуги-насоса со спиральной или тарельчатой вставкой осаждаются находящиеся в жидкости даже мельчайшие твердые и жидкие загрязнения, которые нерастворимы и обладают большей, чем очищаемая жидкость, плотностью. Установки компактные, их масса около 140 кг, но осуществляют очистку жидкостей от абразивных загрязнений до 5…10-го класса по ГОСТ 17216–2001 при исходной загрязненности 15…17-го класса. Содержание воды в масле на выходе не выше 0,05% при исходном содержании до 1%.

Глобально решает вопрос использования ОМ комплексная технология в рамках мини-завода по получению так называемого «биодизеля». Это и переработка ОМ, и в конечном итоге обеспечение предприятий агропромышленного комплекса качественным дизельным топливом из собственного сырья. С помощью разработанного нашими конструкторами и технологами оборудования растительные масла и органические жиры перерабатываются в биологическое дизельное топливо, а с помощью другого оборудования из ОМ получают дизтопливо низкого качества. Затем полученные продукты смешивают в пропорции соответственно 20% и 5% с 75% классического дизельного топлива. Такая технология, исходя из производительности мини-завода 2 тыс. куб.м/год, окупает вложения менее чем за год, параллельно решая проблемы 100%-ного использования отработанных материалов. Импортные заводы по производству биотоплива имеют, как правило, мощности 120…500 тыс. т в год, а средняя цена комплекса производительностью 200 тыс. т в год составляет около 25 млн. евро, тогда как наш мини-завод стоит не более $150 тыс. Разработчики утверждают: объем получаемого продукта за единицу времени, а это примерно 1 т/ч, значительно превосходит скорость, которую достигли производители биотоплива стран ЕС, технология которых основана на реакции взаимодействия исходных материалов – масло, щелочь, метанол при высокой температуре нагрева.

А что еще?

Помимо изложенного выше отработанные масла являются высококалорийным топливом, и это огромный теплоэнергетический ресурс. У ОМ калорийность выше, чем у угля и мазутных сортов топлива. Потенциал использования тепловой энергии ОМ сопоставим по величине со всеми потерями в тепловых сетях коммунальных систем теплоснабжения всей страны. Однако использовать потенциал полностью не удается. На заводах «отработку» обезличенно сливают в общую емкость, что недопустимо в условиях предприятий, эксплуатирующих автотехнику. Сбор ОМ из узлов и агрегатов машин должен производиться раздельно, по группам и маркам. В противном случае снижается эффективность горения. Еще хуже, если в такую масляную смесь попадет вода, отходы производства и даже взрывоопасные вещества.

Не выполняется контроль поступающего для централизованного отжига масла. Но самое плохое то, что ОМ сжигают, как правило, в физически и морально устаревших по техническим и экологическим показателям печах, не оборудованных спецавтоматикой горения. При сжигании ОМ используется подмешивание топливных отходов в состав мазута или дизтоплива, что приводит к нарушению норм предельно допустимой концентрации. Тепло сожженного масла не всегда используется рационально и уходит на сброс, что противоречит принципам энергосбережения.

Наиболее экономичным подходом, по всей видимости, является применение автономного оборудования отжига самим эксплуатирующим предприятием, рассчитывающим на собственный ресурс и свои потребности.

os1.ru

Переработка моторных масел

Дисциплина: Технические Тип работы: Курсовая Тема: Переработка моторных масел

Приложение 1

Технологическая схема установки М10

Курсовая работа

Тема:

«Переработка моторных масел»

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение…………………………………………….……………………………………….…3Глава 1.  Экологически безопасная утилизации моторных масел………...5 Требования, предъявляемые к современным          моторным маслам……………………………………………………………5

1.2. Характеристика моторных масел…………………………………………7

1.3. Краткая характеристика способов переработки

       моторных масел……………………………………………….…………….….9

1.4. Технология переработки моторных масел……………………………12

Глава 2.  Статистические аргументы о переработке моторного масла…16

2.1. Сведения нерационального использования ММО……..……….…..16

2.2. Аргументы производственной и экономической

целесообразности переработки и повторного использования                 отработанных масел………………………………………………………….…….17

2.3. Система управления оборотом нефтепродуктов…………………….19

Заключение…………………………………………………………………….………….…24

Список литературы………………………………………………………………………..27

Приложение………………………………………………………………………….………29

Введение

Сбор и утилизация нефтеотходов и, прежде всего, отработанных моторных масел, представляют собой одну из острейших экологических проблем, характерных для современных крупных городов. Особенно актуальным решение этой проблемы остаётся для такого мегаполиса как Москва, где насчитывается около 2500 автотранспортных хозяйств и более 2400 автосервисных предприятий, обслуживающих парк численностью более трёх миллионов автомашин. Согласно экспертным оценкам на этих предприятиях образуется свыше 50000 тонн отработанных моторных масел. Однако несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие соответствующих экономических и организационно-технических условий затрудняет сбор этих нефтеотходов. Это, а также отсутствие необходимых мощностей по переработке отработанных масел приводит к тому, что большая часть нефтеотходов сливается на землю и в водостоки, а меньшая часть используется в качестве антиадгезивов на заводах ЖБИ или сжигается. Такая «утилизация» содержащих высокотоксичные ингредиенты отработанных нефтепродуктов определяет их оборот по схеме «производство – потребление – окружающая среда», обостряет и без того сложную экологическую ситуацию в городе и является экономически неэффективной.

В тоже время, современная концепция рециклинга, представленная схемой «производство – потребление – производство», предъявляет жесткие экологические и экономические требования к сбору и переработке отходов, обусловливая их обязательное возвращение в производственный цикл в виде вторичных ресурсов. Поэтому создание эффективной системы управления оборотом нефтепродуктов (НП), регулирующей взаимоотношения участников этого процесса и обеспечивающей эффективный сбор и безопасное хранение отработанных нефтепродуктов (ОНП), создание и внедрение современных малоотходных технологий их переработки во вторичные нефтепродукты является важнейшей задачей федеральных и местных органов власти, а также соответствующих специализированных организаций.

Специалистами таких организаций разработаны теоретические предпосылки создания системы управления оборотом нефтепродуктов, реализация которой на практике позволила бы перейти к регулированию на современном уровне отношений между участниками топливного регионального рынка.

Итак, целью данной работы является рассмотрение основных аспектов переработки моторных масел и выявление экологической ситуации, связанной с этим процессом.

В связи с этим возникают следующие задачи:

 дать характеристику основным способам переработки моторных масел; выявить наиболее безопасный для экологии технологический процесс переработки моторных масел; привести аргументы производственной и экономической целесообразности переработки и повторного использования отработанных масел; сделать выводы.

Глава 1. Экологически безопасная утилизации моторных масел

 Требования, предъявляемые к современным моторным маслам

Общими тенденциями развития двигателестроения являются: увеличение соотношения мощности к объёму двигателя (далее литровая мощность) повышение экономичности и надежности, улучшение пусковых свойств, уменьшение массогабаритных показателей. Решение любой из этих проблем тесно связано с вопросами применения моторных масел. Для обеспечения надежной работы двигателей, применяемые в них масла должны обладать определенными эксплуатационными свойствами.

Надежность работы двигателя во многом определяется выбором масла с оптимальной вязкостью. В широком диапазоне условий эксплуатации, наиболее эффективны масла с пологой вязкостно-температурной характеристикой (т.е. масла, вязкость которых в наименьшей степени меняется при изменении температуры масла).

Для обеспечения минимального износа деталей двигателя лучше использовать масла большей вязкости. Однако чрезмерное повышение вязкости увеличивает потери на трение, что приводит к повышенному расходу топлива. Снижение исходной вязкости как правило улучшает прокачиваемость масел при низких температурах, которая характеризует способность масла своевременно поступать к местам смазки при пуске двигателя. Чем лучше прокачиваемость, тем ниже износ деталей двигателя при пуске и выше КПД за счет уменьшения расхода топлива. Поэтому конструкторы стремятся к выбору оптимальной величины вязкости масла в зависимости от типа двигателя и условий его эксплуатации.

Основными путям повышения «литровой мощности» в современных и перспективных двигателях являются: повышение степени сжатия в цилиндрах двигателя, оптимизация состава топливно-воздушной смеси (например, прямого впрыска топлива под высоким давлением) и введение наддува воздуха. Однако это приводит к росту тепловых и механических нагрузок на детали двигателя и условия работы масла существенно ужесточаются. Интенсивный контакт масла с прорывающимися в картер газами увеличивает скорость его окисления. Воздействие горячих газов и нагретых поверхностей на пленку масла на деталях цилиндро-поршневой группы приводит к образованию высокотемпературных углеродистых отложений (нагаров и лаков). Закоксовывание поршневых канавок может привести к уменьшению подвижности поршневых колец, с появлением повышенного износа и задира поверхности гильзы цилиндра, а в конечном итоге - к поломке поршневых колец с потерей компрессии двигателя.

В целях облегчения веса двигателя конструкторы прибегают к уменьшению емкости систем смазки, что приводит к возрастанию кратности циркуляции масла и интенсификации его окисления. Эффективное снижение скорости образования нагаров и лаков в системе смазки двигателя возможно только в том случае, когда масло обладает достаточно высокими моюще-диспергирующими и антиокислительными свойствами.

Для увеличения надежности и обеспечения высокого ресурса работы двигателя необходимо, чтобы моторные масла имели высокий уровень противоизносных и противозадирных свойств.

Для снижения коррозионного износа деталей цилиндро-поршневой группы и вкладышей коленчатого вала, вызываемого кислыми продуктами сгорания топлива, моторные масла должны обладать нейтрализующим действием.

Требования к маслу определяются не только типом двигателя, конструктивными особенностями агрегатов, но и условиями эксплуатации, а также качеством топлива. Так, при работе на непрогретом двигателе и (или) некачественном топливе, в результате неполного сгорании топлива происходит попадание продуктов неполного сгорания в картер с последующим окислением и загрязнением масла. В результате этого в условиях конденсации влаги в картере двигателя может значительно повышаться образование низкотемпературных отложений (шлама). Предотвратить шламообразование в картере двигателя можно за счет применения масел с высокими диспергирующими свойствами.

Надежность двигателей в значительной степени зависит от способности моторных масел сохранять свои эксплуатационные свойства при обводнении, что особенно характерно для масел, используемых в судовых дизелях.

Современные масла должны сохранять эксплуатационные свойства длительное время (от 500 до 2000 моточасов работы двигателя, примерно 12-45 тыс. км пробега). Срок смены масел должен быть увязан со сроками смены фильтрующих элементов и режимами технического обслуживания автомобилей. При этом должен обеспечиваться низкий расход масла на угар.

Условия работы масел в двигателях различных типов и конструкций могут сильно различаться, что затрудняет выбор масла для конкретного двигателя. Для облегчения выбора масел, исходя из условий эксплуатации и особенностей техники разработаны классификации масел.

 Характеристика моторных масел

Моторное масло М-8В ГОСТ 10541-78 является маслом для автомашин с карбюраторными двигателями, находящихся в автотранспортных и сельскохозяйственных предприятиях. В первую очередь, это автомобили марки ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и их модификации.

Моторное масло для дизельных двигателей М-10Г2 ГОСТ 8581-78 необходимо для работы почти всех видов сельскохозяйственной техники: трактора ЮМЗ-6, ДТ-75, Т-150, К-700 и их модификаций, зерноуборочных комбайнов всех марок. Кроме этого, это масло применяется для большегрузных автомобилей отечественного производства: все модификации автомобилей КАМАЗ, МАЗ, Краз и других.

Характеризуя жизненный цикл таких товаров, как моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей, необходимо отметить их принципиальное отличие от всех других товаров производственно-технического назначения. Жизненный цикл этих горюче-смазочных материалов составляет десятки лет и зависит от тенденций развития автомобилестроения и энергетической отрасли.

С момента выпуска первых серийных автомобилей на заводе Форда и по настоящее время (т.е. на протяжении почти 90 лет) отмечается непрерывное увеличение численности автомобилей во всех странах мира. Соответственно увеличивается потребность в моторных маслах. Развитие парка автомобилей предъявляет повышенные требования к качеству моторных масел. Современные двигатели, работающие на бензине, требуют от моторных масел все более высокой долговечности, улучшенных антиокислительных, моющих и вязкостных свойств.

Можно считать, что рынок моторного масла М-8В находится в четвертой стадии развития - стадии насыщения. Объем продаж этого нефтепродукта поддерживается за счет весьма медленного обновления парка автомобилей средней грузоподъемности - 3,5-5 тонн, в связи с общим кризисом народного хозяйства.

Еще одной тенденцией парка автомобилей является его дизелизация. Автомобильная промышленность как России, так и других стран увеличивает долю выпускаемых автомобилей с дизельными двигателями в общем объеме производства. Дизельные двигатели в последнее время устанавливаются и на некоторых легковых автомобилях.

По этим причинам рынок моторных масел для дизельных двигателей находится во второй стадии развития - стадии роста объемов продаж.

Что касается рынка индустриального масла И-20А, используемого в данном случае в качестве гидравлической жидкости и применяемой во всех типах автомобилей с гидравлическими амортизаторами, то он является стабильным.

Смазка Литол-24 является высококачественной смазкой на основе литиевого мыла. Эта смазка отличается широким температурным интервалом применения, используется как универсальная в автотранспорте и других отраслях промышленности. Рынок литиевых смазок является растущим, так как более дешевые смазки вытесняются высококачественными, что приводит к увеличению надежности узлов трения и всего механизма в целом.

Основными покупателями предлагаемых нефтепродуктов являются сельскохозяйственные и автотранспортные предприятия, а также частные лица. Спрос на моторные масла имеет ярко выраженный сезонный характер. Пики спроса приходятся на период с февраля по октябрь месяц. Это обусловлено временем проведения полевых работ и перевозки урожая, а также временем получения выручки предприятиями сельского хозяйства за произведенную продукцию.

Беря во внимание рост потребления энергоресурсов предприятиями промышленности и сельского хозяйства, можно утверждать, что рынок моторного масла является растущим.

 Краткая характеристика способов переработки моторных масел

В процессе эксплуатации масел в них накапливаются продукты окисления, загрязнения и другие примеси, которые резко снижают качество масел. Масла, содержащие загрязняющие примеси, не способны удовлетворять предъявляемым к ним требованиям и должны быть заменены свежими маслами. Отработанные масла собирают и подвергают регенерации с целью сохранения ценного сырья, что в значительной мере является экономически выгодным.

Регенерация группы отработанных масел (вторичная переработка) – применяется для смеси отработанных масел. Из такого сырья можно получать базовые масла разного состава и назначения. При этом предполагается применение комплекса процессов: сернокислотная очистка, гидроочистка, экстракция, вакуумная перегонка и другие физические и химические методы.

В зависимости от процесса регенерации группы отработанных масел получают 2-3 фракции базовых масел, из которых компаундированием и введением присадок могут быть приготовлены товарные масла (моторные, трансмиссионные, гидравлические, СОЖ, пластичные смазки).

Масла с высокой степенью загрязнения и окисленные масла обычно подвергают регенерации на специальных промышленных установках.  Регенерация включает физическую и химическую обработку, в результате которой из масел практически полностью удаляются суспендированные и растворенные инородные вещества, продукты старения, а также присадки, сохранившееся в масле.

Среди разнообразных промышленных процессов вторичной переработки выделяют группы по основному способу очистки: сернокислотная очистка, адсорбционная очистка, гидроочистка, экстракционная очистка, тонкопленочное испарение, ультрафильтрация и другие методы.

Средний выход регенерированного масла из отработанного, содержащего около 10% твердых загрязняющих примесей и воду, 2-4% разбавленного топлива, составляет 70-85% в зависимости от применяемого способа регенерации.

Сернокислотная очистка

По числу установок и объему перерабатываемого сырья на первом месте в мире находятся процессы с применением серной кислоты. В результате сернокислотной очистки образуется большое количество кислого гудрона – трудно утилизируемого и экологически опасного отхода. Кроме того, сернокислотная очистка не обеспечивает удаление из отработанных масел полициклических аренов и высокотоксичных соединений хлора. Нельзя также регенерировать серной кислотой современные масла, совместимые с окружающей средой (растительные и синтетические сложные эфиры), поскольку серная кислота разлагает их, что, в частности, увеличивает выход кислого гудрона.

В нашей стране сернокислотную очистку сейчас практически не применяют.

Адсорбционная очистка

Второе место по объему промышленного применения занимают процессы с использованием адсорбционной очистки (контактным или перколяционным способом) в качестве основной стадии. Наиболее широко такую технологию применяют на небольших предприятиях в США. В качестве сорбентов широко используют активированные глины. Масла, полученные данным методом, как правило, смешивают со свежими и вводят небольшое число присадок.

Недостатки данного процесса заключаются в отсутствии контроля вязкости и фракционного состава получаемого продукта, а также в значительных потерях масла с сорбентом. Возникают трудности и с утилизацией большого количества отработанного сорбента, в основном природного, представляющего опасность для окружающей среды. Синтетические же сорбенты, обладающие высокой термической стабильностью, дающей возможность их регенерации, достаточно дороги.

Гидроочистка

Адсорбционную очистку заменяют гидрогенизационными процессами. Однако и в этом случае сорбенты необходимы для защиты катализаторов гидроочистки от преждевременной дезактивацией металлами и смолистыми соединениями. Гидрогенизационные процессы все шире применяются при вторичной переработке отработанных масел. Это связано как с широкими возможностями получения высококачественных масел, увеличения их выхода, так и с большой экологической чистотой этого процесса по сравнению с сернокислотной и адсорбционной очистками.

Недостатки процесса гидроочистки – потребность в больших количествах водорода, а порог экономически целесообразной производительности (по зарубежным данным) составляет 30-50 тыс. т/год. Установка с использованием гидроочистки масел, как правило, блокируется с соответствующим нефтеперерабатывающим производством, имеющим излишек водорода и возможность его рециркуляции.

Процессы с применением натрия и его соединений

Для очистки отработанных масел от полициклических соединений (смолы), высокотоксичных соединений хлора, продуктов окисления и присадок применяются процессы с использованием металлического натрия. При этом образуются полимеры и соли натрия с высокой температурой кипения, что позволяет отогнать масло. Выход очищенного масла превышает 80%. Процесс не требует давления и катализаторов, не связан с выделением хлоро- и сероводородов. Несколько таких установок работают во Франции и Германии. Среди промышленных процессов с использованием суспензии металлического натрия в нефтяном масле наиболее широко известен процесс Recyclon (Швейцария). Процесс Lubrex с использованием гидроксида и бикарбоната натрия (Швейцария) позволяет перерабатывать любые отработанные масла с выходом целевого продукта до 95%.

1.4.  Технология переработки моторных масел

Недавно была разработана технология и специфика оборудования для  регенерации отработанных минеральных масел.... Забрать файл

Похожие материалы:

refland.ru


Смотрите также