Экспертиза масла моторного


Экспертиза моторного масла

Некачественное моторное масло – это гарантия того, что в автомобиле появится неисправность, которая будет касаться двигателя. Причем, вред, нанесенный плохим моторным маслом, может быть вполне крупным.

Оно выполняет ряд функций, связанных с защитой двигателя. Кроме того, способно выполнять профилактический комплекс, необходимый для того, чтобы обеспечить двигателю нормальную работу, сохранить его элементы в лучшем виде. При плохих свойствах продукта, масло мигом станет не союзником автомобиля, а его врагом, который плохо повлияет не только на общее состояние автомобиля, но и его составляющие. При этом снизит как срок, так и качество эксплуатации.

Определить, какое масло служит защитой двигателя, сможет анализ, который называется лабораторный. Проверка качества проходит в несколько этапов в зависимости от того, какое масло тестируется:

  • минеральное;
  • синтетическое;
  • полусинтетическое.

Анализ масла предполагает несколько исследований. Самые объективные и полные – это сравнительные. Правда, они применяются редко из-за своей высокой цены. Более простой вариант – это физико-химический.

Для того чтобы получить вопрос на ответ: защищает ли масло от износа двигателя, нужно изучить вязкость масла при разных температурах, характер износа шарика, который находится на машине трения, а также сам коэффициент трения. Кроме того, изучают плотность и содержание в жидкости сульфатной золы.

Словом, исследование показывает, как масло защищает двигатель от износа, какова его склонность к отложениям при низких и высоких температурах, каков уровень антиокислительной стойкости. Кроме того, выясняется, какова совместимость его с каталитическими нейтрализаторами, склонно ли оно к образованию сажи и как влияет на экономию топлива. Если продукт не укладывается в какой-то из вышеперечисленных показателей, то он считается несоответствующим заявленному качеству.

Вязкость обычно исследуется дважды: до термоокисления и после него. При этом, тщательно контролируется стабильность термоокисления. Термоокисление – это важный параметр, так как нагретые на поверхности смолы могут образовывать нагар и углеродистые отложения, это приводит к коррозии деталей, находящихся в двигателе. В ходе этого исследования масло окисляется с помощью высокой температуры. Так, под кислородные действием масло начинаем менять свои свойства. Чем меньше показатель изменения свойств, тем лучше это для двигателя.

Такой анализ позволяет не только определить область поражения, он, кроме того, выявлять причину неисправности транспортного средства

Экспертиза моторного масла может помочь в ряде случаев:

  • Вышел из строя автомобильный двигатель, при этом автоматический сервис отказался проводить гарантийный ремонт и брать на себя все денежные растрат;
  • Вы хотите доказать, что данный магазин автомобильных товаров продает некачественные моторные масла;
  • обнаружили мошенничество на станции, где проводится техническое обслуживание. Например, может залиться не то масло, которое Вы приобрели и привезли с собой, чтобы мастера залили, а другое масло, отличающееся своей низкой ценой и невысоки качеством, иными словами, залить могут совершенно несоответствующий высокому качеству аналог;
  • Производится гарантийный возврат транспортного средства его непосредственному производителю;
  • Если, закупая его, Вы обнаружили, что продавец поставляет плохую продукцию. При этом, Вы хотите вернуть её, а вместе с тем и предъявить претензию в связи с тем, что данный магазин поставляет некачественное масло.

В этих и других случая необходим лабораторный анализ, который поможет доказать Вашу правоту документально.

Для того чтобы провезти исследование, используются специально оборудованные лаборатории. Перед началом исследования, нужно учесть информацию об условиях хранения масла, методах его транспортировки, условиях расходования и эксплуатации. Эти данные помогут правильной интерпретации результатов.

Итак, чтобы изучить масло, нужны стендовые испытания, которые предполагают оценку отработанного и нового масла данного типа. Это нужно для того, чтобы отследить изменение физико-химических параметров.

Обычно при старении масла увеличивается расход топлива, и изменяется мощность трения. Выработка также влияет на снижение вязкости, от этого также растет трение, увеличивается топливный расход, а вместе с тем и изнашиваются детали. Эти и многие другие показатели учитываются во время исследования.

Лучше всего будет, если эксперт самостоятельно возьмет образцы масла, анализ которого необходимо произвести. Для проведения сравнительного эксперимента, который предполагает сверку товара различных производителей, необходима упаковка товара, причем, в не распечатанном виде. Лучше всего на руках иметь документы, которые будут свидетельствовать о том, в каком магазине был приобретен данный товар.

Если клиент хочет, то можно провести анализ, который сможет выявить есть ли здесь сторонние примеси, а также соответствует оно или нет всем качественным показателями по ГОСТу.

На самом деле такой анализ – это довольно сложная, а, вместе с тем, очень ответственная процедура, в ходе которой необходимо выявить вину второй стороны (на владельца транспортного средства), в том, что было продано некачественное масло. Причем, важно, чтобы этот лабораторный анализ не вызвал ни у кого сомнений, и был на сто процентом достоверным.

Лабораторный анализ приобретенного товара покажет:

  • соответствие показателей, которые имеются в паспортных данных материала, исследуемого в данный момент;
  • его термостабильность;
  • качество свойств, отвечающих за износ двигателя.

Услуга, которая предполагает лабораторный анализ, является правдивой и беспристрастной. За короткое время проводится экспертиза любого химического вида. Несмотря на высокое исполнение услуг, цены на них остаются низкими для того, чтобы каждый потребитель смог удостовериться в соответствующем качестве приобретенной продукции.

Вам будет интересно

maslogsm.ru

Экспертиза масла | Статьи эксперта

Экспертиза масла

Можно ли использовать машинное масло, марка которого не указана в руководстве по эксплуатации? Вопрос риторический и прежде чем ответить на него, давайте разбираться сначала. Как Вы думаете, можно ли путем лабораторных исследований определить марку масла?

Ответственно заявляем – нет!

Начнем с того, что машинное масло это продукт высоких технологий. При его изготовлении используется большое количество различных присадок и добавок, а химический состав масла каждый производитель  держит в строжайшем секрете.

Сегодня многие лаборатории проводят испытания с использованием хроматографии. Этот способ позволяет выявить наличие в масле конкретных химических элементов, но не дает возможности определить конкретную его марку.  

Конечно, при наличии банка всех производимых образцов масла, последовательно сравнивая показатели исследуемого масла с показателями масел из банка данных, можно с достаточной степенью точности предположить, что исследуемое масло - есть масло такого-то обозначения. Но это крайне затратное мероприятие. Поэтому проводятся испытания только сравнительные. И стандартные методики испытаний разработаны тоже под сравнительные испытания.

Тогда логично узнать, как определить качество масла, тем более в ситуации, когда оно кажется весьма подозрительным.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что задача масла обеспечивать смазку трущихся поверхностей повышая тем самым ресурс работы трущихся пар, уменьшая потери на трение. Это происходит за счёт того, что масляная плёнка разделяет две трущиеся поверхности. Кроме того масло отводит тепло и продукты износа из зоны трения.

Для эффективного разделения трущихся поверхностей масло должно хорошо смачивать трущиеся поверхности и масляная плёнка должна обладать достаточной прочностью. При этом надо помнить, что смазывающая способность масла не связана с вязкостью масла, а является характеристикой конкретной марки масла.

Что мы имеем в итоге, когда нам нужно узнать качество машинного масла?

  • Перечень показателей, которые должно иметь новое масло.
  • Само масло, свойства которого нам показались подозрительными.

Номенклатура показателей присущих любому маслу ограничена. Это вязкость при различных температурах, плотность, температура вспышки и ряд  других  показателей. Методы испытаний на подтверждение этих показателей расписаны в ГОСТах. Испытания проводят в сертифицированных испытательных лабораторий, которые дают заключение о соответствии (несоответствии) проверенного образца масла перечню показателей, указанных в его сертификате (паспорте). Для разъяснения о качестве исследуемого масла, обычно привлекается квалифицированный эксперт.

Но! О работоспособности масла, его смазывающих свойствах стандартные методы испытаний сообщить ничего не могут. Эти параметры появляются на стадии рождения масла. Учитывая весьма трудоёмкий процесс «рождения» новых видов масел можно сказать, что это не происходит «просто так». Масла производят именно под конкретные задачи.

Соответственно работоспособность новых масел, определяется степенью удовлетворения требований в конкретной задаче, после чего определяется  перечень техники, где это масло можно выгодно применять. Чтобы попасть в перечень допустимых масел в РЭ,  фирма производитель нового масла предлагает конструкторам новой техники испытать ее масло. Только на основании успешных испытаний в  РЭ указывается возможность  эксплуатации машинного масла.

Из вышеизложенного следует:

  • Если Вам неизвестна марка масла, то испытания не дадут Вам ответа на этот вопрос
  • Если у Вас имеется масло известной марки, но эта марка масла не прописана в РЭ на технику, где Вы собираетесь его использовать, стандартные испытания масла не дадут Вам ответ на вопрос о возможности использования данного масла.

Так можно ли заливать масло, марка которого не указана в руководстве по эксплуатации?

Решать Вам, но ни одна экспертиза в спорном случае не признает правильность Ваших действий. 

www.expert-machines.ru

Экспертиза моторного масла | Экспертизы масла | Жидкости

Экспертиза моторного масла

На ТО не поменяли моторное масло.

В промежутке между вторым и третьим техническим обслуживанием, гарантийный микроавтобус Форд Транзит вышел из строя. Сервис воспользовался услугами сторонней специализированной лаборатории. По заключению ее специалистов, причины неисправности кроются в самостоятельном доливе отработанного масла в двигатель. Масло было сработано до щелочного числа 2,2 мг/г.

Данное заключение никак не устраивало владельца микроавтобуса, и он полностью отрицал свое вмешательство.

На разрешение экспертизы были поставлены вопросы:

  1. Какая величина щелочного числа масла может быть при различных вариантах долива (замены) масла?
  2. Какой из вариантов долива масла более подходит к сложившейся ситуации?
  3. В каких ситуациях может срабатываться масло до щелочного числа 2,2 мг/г?

Для проведения исследования эксперту были предоставлены следующие материалы:

  • Копия заключения Испытательной лаборатории по результатам анализа моторного масла, поступившего от ООО «.....»
  • Копия письма директора ООО «.....» руководителю Испытательной лаборатории
  • Копия ответа руководителя Испытательной лаборатории
  • Копия письма Ford Motor Company ZAO от 00.00.2000. ООО «....» с техническими характеристиками двигателя – 115 л.с.
  • Копия определения по делу
  • Копия заключения инженера-эксперта Иванова И. И.
  • Ford Transit. Руководство пользователя. Ford Motor Company 2006.
  • Копия заявки к договору наряд-заказа
  • Копия сервисной книжки.

ЛИТЕРАТУРА:

  • «Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей» А.С. Орлин, М.Г. Круглова, М.: Машиностроение, 1980г.
  • Контроль состояния моторного масла в процессе эксплуатации. Статья. Интернет.
  • «Пациент скорее жив…» Интернет статья редакции газеты «Семь Верст».

ИССЛЕДОВАНИЕ:

Прямую зависимость величины щелочного числа от конкретной наработки двигателя в литературе отыскать не удалось, в связи с чем, для ответа на вопрос, был использован математический метод исследования.

Для решения поставленной задачи используется уравнение, описывающее изменение концентрации примеси (присадки к маслу) для случая уменьшения концентрации во времени:

(уравнение 84 стр. 244 «Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей» А.С. Орлин, М.Г. Круглова, М.: Машиностроение, 1980г).

Отсутствие в материалах дела акта о недостатке масла в системе смазки аварийного двигателя дает основание предположить, что уровень масла в двигателе находился, по крайней мере, на метке «min» масломерной линейки. Для более полного охвата возможных вариантов рассматривается и случай, когда предполагаемый уровень масла по масломерной линейке находится между рисками «min» и «max».

Задача решалась для следующих вариантов эксплуатации двигателя и объемов работ, проведенных при проведении ТО (пробег 24500км):

  • При проведении ТО масло заменялось. В процессе дальнейшей эксплуатации масло не доливалось.
  • При проведении ТО масло заменялось. В процессе эксплуатации масло расходовалось на угар в количестве 0,5л на 1000км. (Ответ Ford Motor Company ZAO от 00.00.2000). Долив, производился отработавшим маслом.
  • При проведении ТО масло не заменялось и не доливалось.
  • При проведении ТО масло не заменялось, но доливалось свежее масло (уровень масла перед доливом между рисками «min» и «max»; копия заявки к договору наряд-заказа от 00.00.2000)
  • При проведении ТО масло не заменялось, но доливалось свежее масло (уровень масла перед доливом на риске «min»).

При определении скорости срабатывания присадки использовался критерий отработанного масла – 50% («Контроль состояния моторного масла в процессе эксплуатации. Статья. Интернет » …браковочный предел 50%).

В виду того, что в разных источниках приводятся различные цифры концентрации присадок в масле (в решении задачи обозначено как «Критерий отработанного масла»), когда требуется замена масла, дополнительно задача решалась для ряда других значений указанного критерия.

 

Выводы:

Результаты решения задачи о количестве присадки (величине щелочного числа) в масле:

  • Варианты эксплуатации двигателя и объемов работ, проведенных при прохождении ТО.
  • Содержание присадки в отработанном масле.
  • Расчетная величина щелочного числа при различных вариантах долива масла.

 

  1. Наиболее близко фактическому щелочному числу, определенному в заключении Испытательной лаборатории по результатам анализа моторного масла, поступившего от ООО «…………..» 00.00.2000, соответствует вариант: прохождение ТО с доливом масла без его замены (варианты 4 и 5, критерий отработанного масла – 50%).
  2. Для исследуемого двигателя и конкретного масла, расчетные значения свидетельствуют, что количество присадки в масле, соответствующее щелочному числу 2,2 мг/г и менее может быть только в случае, если масло не было заменено при проведении ТО.

Решение:

Суд принял доводы нашего эксперта и встал на сторону владельца микроавтобуса.

Правила проведение технической экспертизы

www.expert-machines.ru

Экспертиза машинного масла и ее особенности

Исследования качественного состава и потребительских свойств нефтепродуктов занимают значительное место в деятельности независимых экспертов. К примеру, экспертиза машинного масла бывает востребованной в судебных гражданских делах, связанных с исками против СТО или магазинов, торгующих автомобильными запчастями и комплектующими. Специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов» готовы провести качественную и объективную экспертизу нефтепродуктов для всех заинтересованных лиц.

Экспертиза моторного масла проводится в лабораторных условиях и представляет собой сложное комплексное исследование. Необходимо изучить и выявить целый ряд таких базовых физико-химических показателей, как кинематическая вязкость масла, температура вспышки, индекс вязкости, плотность, щелочное число, процент содержания сульфатной золы и т.д. Все указанные параметры имеют четкие показатели и должны соответствовать данным, заявленным в документации производителя.

Исследование качества и потребительских свойств моторного масла может быть проведено и в рамках судебной экспертизы, назначенной правоохранительными органами.

Например, такая экспертиза может быть назначена судом, если рассматривается иск потребителя, уверенного, что причиной поломки двигателя его автомобиля стало контрафактное моторное масло, залитое работниками СТО. Обстоятельное заключение экспертов, доказывающее некондиционные качества представленных образцов масла, может стать официальным и решающим доказательством правомерности претензий истца.

ВАЖНО: Оспаривание экспертизы на формальных основаниях

Директор НП «Федерация Судебных Экспертов» Костюченко В.В. и заместитель директора по экономическим вопросам Гараба А.Н. раскрывают новый для нашей судебной практики вопрос об оспаривании заключений судебных экспертов на формальных основаниях — два подобных исследования уже были оспорены судами РФ. Такой механизм оспаривания определяет нарушения правил ведения кассовых операций в учреждениях, проводящих экспертизу, и касается главным образом внесудебных экспертиз по договору.

Читать далее →

Экспертиза моторных масел может быть проведена и во внесудебном порядке по заказу частного или юридического лица. Исследование в таких случаях проводится для решения одной из следующих задач:

  • определение качества моторного масла перед закупкой крупной оптовой партии;
  • выявление причины неисправностей в новом автомобиле и оформление гарантийного возврата;
  • проверка соответствия используемого моторного масла параметрам, заявленным производителем;
  • сравнительный анализ эксплуатационных и потребительских свойств моторных масел различных производителей;
  • выявление доказательств фальсификации моторного масла, используемого на СТО или реализуемого магазином автозапчастей.

Изучение качества и эксплуатационных характеристик машинных масел может быть составной частью такого исследования, как экспертиза нефтепродуктов. Такая комплексная экспертиза может быть проведена, например, при изучении товарной линейки продукции, выпускаемой нефтеперерабатывающим заводом.

Комплекс задач, поставленных перед экспертом для изучения различных нефтепродуктов и ГСМ, может быть различным. В основном, экспертное исследование проводится для идентификации марки и вида исследуемого нефтепродукта, сравнивания их с марками других производителей, проверки соответствия их качества и свойств с теми, что заявлены в сопутствующей документации.

Экспертиза нефти и производных из нее продуктов может быть использована и в судебно-криминалистических целях. К примеру, при расследовании уголовных дел может появиться необходимость установления происхождения нефтяных пятен на одежде подозреваемого или жертвы, выявления способов, с помощью которых они могли попасть на одежду, и т.д. Круг вопросов, поставленных следственными органами перед экспертами, может быть весьма широким и целиком зависит от обстоятельств расследуемого преступления.

Основными объектами исследования при проведении экспертизы нефтепродуктов являются следующие материалы:

  • нефть;
  • бензины различных марок;
  • керосин;
  • дизтопливо;
  • растворители;
  • битумы;
  • минеральные масла;
  • парафины и производные от них вещества.

Экспертиза различных нефтепродуктов бывает весьма востребованной и в таможенном производстве. Здесь услуги экспертов необходимы для выявления товарных и физико-химических свойств представленных образцов нефти и их сопоставления с параметрами, заявленными в таможенных документах. Помощь квалифицированных экспертов позволяет точно установить товарную марку нефти, ее рыночную стоимость и пресечь возможные нарушения таможенных правил.

Экспертиза качественных и товарных характеристик нефтяных продуктов является сложным комплексным исследованием, где от исполнителей требуются глубокие знания и навыки работы на сложном лабораторном оборудовании. И если вам понадобилась, например, экспертиза машинного масла, обращайтесь в НП «Федерация Судебных Экспертов», и наши специалисты выполнят для вас все необходимые исследования на высоком качественном уровне.

Другие статьи по теме «Экспертиза бензина, дизельного топлива и нефтепродуктов»

Экспертиза машинного масла

Рейтинг: 3 (60%) - Оценок: 2

ПРИМЕЧАНИЕ: Цена aнализ асбеста на загрязнение указана с учетом налогов. Консультации экспертов по проведению анализа асбеста на загрязнение — бесплатно. Вы можете вызвать эксперта-химика на место изъятия образцов.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!

sud-expertiza.ru

Моторное масло SW-30 — экспертиза четырех образцов — журнал За рулем

Пытку российским двигателем и российским топливом прошли четыре образца импортных масел вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка. Исследуем, на какие приоритеты ориентируются производители моторных масел. А главное — как уживаются импортные моторные масла с отечественным бензином и как этот симбиоз сказывается на состоянии двигателя?

SONY DSC

Материалы по теме

Принято считать, что без маловязкого масла современный мотор станет кушать много бензина, а из выхлопной трубы будет дурно пахнуть. Но говорят, что для России всё должно быть другим, в том числе и масло.

Мы взяли три полностью синтетических импортных моторных масла с вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка, — ExxonMobil, Shell и Castrol. К этой троице присовокупили не столь распространенное, но не менее известное масло Motul.

Как испытывали? На каждом из масел специально подготовленный стендовый двигатель крутился в заданных режимах сто двадцать часов, при этом сравнивались его характеристики на различных стадиях испытаний. Мотор — отечественный восьмиклапанник ВАЗ‑21114 с впрыском, с измененной программой управления и системой масляного охлаждения поршней.

Почему двигатель не иномарочный? Условия испытаний не позволяют. Методика требует до начала испытаний и после них вскрывать мотор, обмерять, дефектовать, фотографировать и взвешивать детали. А современные ненашенские моторы разборке-сборке не подлежат — коленчатый вал там снять нельзя. Точнее, снять можно, а вот ставить обратно уже запрещено.

7Y1A8936

Через фиксированное время мы отбирали — три раза — пробы масла для оценки темпа его старения. Отслеживали изменение физико-химических показателей масла, а также содержание в нем продуктов износа. А вскрытие мотора уточняло представление об отложениях и износе.

Чтобы отсеять сомнения насчет возможных подделок, свежие пробы масел мы отдали в лабораторию для определения базовых физико-химических показателей и сравнили их с указанными производителями. Если совпадают — стало быть, масла настоящие, не поддельные. Удивило другое: начальные параметры всех четырех масел практически одинаковые. Уж не из одной ли они бочки? Из разных! Это выяснилось после измерений динамической вязкости во всем диапазоне температур. Но сначала вспомним, какие вообще бывают вязкости.

table-01

Материалы по теме

КИНЕМАТИЧЕСКАЯ, ДИНАМИЧЕСКАЯ И HTHS

Имеется прямая связь между вязкостью масла, потерями на трение и скоростью износа узла трения. В классической гидродинамике различают две характеристики вязкости — динамическую и кинематическую. Для мотора важна именно динамическая вязкость масла, поскольку она учитывает изменение плотности в зависимости от температуры. А кинематическая вязкость важна для масленщиков; она может быть точно определена капиллярным вискозиметром. Ранее параметры вязкости, предписанные классом SAE, ограничивали лишь возможный диапазон изменения кинематической вязкости масла при температуре 100 °C. Диапазон этот для масел SAE 30 составляет 9,3–12,6 сСт; для масел SAE 40 он шире12,6–16,3 сСт.

Сейчас классификация по SAE дополнена ограничениями по динамической вязкости при 150 °C. Это так называемая высокотемпературная вязкость HTHS (High-Temperature, High- Shear).

Прежде считалось, что для подбора масла достаточно классификации по SAE, а потом выяснилось, что ее мало. Масла из одной группы при рабочих температурах могут различаться по вязкости на десятки процентов, а это существенно для работы мотора. Потому и ввели дополнительное ограничение.

table-02

Динамика изменения кинематической вязкости в процессе испытаний отражает темп старения масла. Это один из основных браковочных параметров масла.

Динамика изменения кинематической вязкости в процессе испытаний отражает темп старения масла. Это один из основных браковочных параметров масла.

Производители современных масел ориентируются на противоположные приоритеты. Так, фирма Shell заявляет о малой вязкости масла Helix Ultra, которая предопределяет низкие потери на трение. А компания Motul специально разработала масло 8100 X‑сlean FE, у которого заявлено высокое значение HTHS. Кто же прав?

Для полноты картины пройдем по всем температурам — от зимнего холодного пуска до вполне рабочих режимов, как у полностью прогретого мотора. Наивысшие значения высокотемпературной вязкости HTHS при первой пробе — у масла Motul 8100 X‑сlean FE, как и было обещано производителем: 3,2 мПа·с против 2,7 мПа·с у Mobil. Разбег — почти под 20%! Значит, это масло снизит на 20% нагрузку на подшипник — либо позволит увеличить давление на подшипник на те же 20% без ухудшения условий его работы. Плата за это — самые высокие значения динамической вязкости при отрицательных температурах: 8330 мПа·с у масла Motul против 6220 мПа·с у масла Mobil. Значит, в арктиках и антарктиках запустить мотор с маслом Motul будет сложнее.

table-03

Содержание продуктов износа в образце масла, отобранном после цикла испытаний, хорошо иллюстрирует защитные свойства масла.

Содержание продуктов износа в образце масла, отобранном после цикла испытаний, хорошо иллюстрирует защитные свойства масла.

Впрочем, интереснее проследить динамику изменения этого параметра в течение всего срока проведения испытаний. Масла Mobil 1 ESP Formula и Motul 8100 X‑clean FE за 120 часов пытки российским двигателем и российским же (не самым лучшим, как все говорят) топливом изменили свои параметры несильно и вполне предсказуемо. В ходе испытаний динамическая вязкость во всем диапазоне температур увеличилась лишь на 3–5%.

А вот масла Castrol Edge FST и Shell Helix Ultra изменили свою вязкость на 21–28%! Причем рост вязкости у масла Castrol начался практически сразу — такая динамика нехарактерна для обычного поведения масла. А масло Shell до середины испытаний держалось молодцом, но сдалось во второй половине цикла. В итоге к концу испытаний то преимущество, которое было у этих масел перед маслом Motul по вязкости при отрицательных температурах, полностью растаяло. Тем, кто планирует использовать эти масла в суровых северных условиях, есть о чем задуматься.

Еще более выразительную картину, отражающую темпы старения масел, дает анализ динамики изменения кинематической вязкости при 100 °C.

table-04

Материалы по теме

И снова: у масла Motul вязкость практически не изменяется. У масла Mobil изменение вязкости более заметно, причем к концу срока испытаний она вышла на пороговое значение. А вот Castrol выдал очень существенное увеличение вязкости при 100 °C, далеко выскочив за допустимые пределы. Самое интересное, что вязкость при 40 °C к концу испытаний стала уменьшаться — это можно увидеть из данных в итоговой таблице. Индекс вязкости улетел аж за 210!

Индекс вязкости — это важный параметр моторного масла, который характеризует темп изменения вязкости при росте температуры. Чем он выше, тем меньше разница между вязкостями при высокой температуре и при низкой. Для полных синтетик он обычно лежит в диапазоне 160–180.

И еще одна странность масла Castrol. Обычно щелочное число постепенно снижается: срабатывается комплекс моющих присадок. А тут наоборот — рост!

Возможно, из отложений, формируемых в двигателе, в масло возвращается кальций или другой элемент, на который и реагирует прибор. Кстати, для остальных трех масел тот же метод дал ожидаемый результат.

table-05

Энергосбережение масел мы оценивали дважды, сопоставив расход топлива в режимах нашего цикла как со свежим маслом, так и с отработавшим 120 моточасов. Эти результаты также сведены в таблицах.

Здесь вновь уместно вернуться в разговору об HTHS. Масло с самым высоким значением HTHS — Motul 8100 X‑clean FE — и здесь показало лучший результат. Впрочем, все испытанные масла, судя по результатам, вполне могут быть отнесены к энергосберегающим. Но те, у которых темп роста вязкости ниже, в наименьшей степени изменили расход топлива и мощность мотора после цикла длительных испытаний. Наиболее наглядно влияние высокотемпературной вязкости проявилось при анализе защитных функций масла. Анализ содержания продуктов износа в пробах масел, отобранных на итоговой стадии испытаний, четко выявляет безоговорочное лидерство масла с высоким HTHS. Это Motul 8100 X‑clean FE. Вполне объяснимо: выше вязкость — больше толщина разделяющего слоя и меньше износ деталей двигателя.

Вскрытие мотора после циклов испытаний показало примерно одинаковый итоговый уровень высоко- и низкотемпературных отложений, при этом более стабильные масла дали чуть лучший результат. Но в целом все масла по этим параметрам показали высокий результат, характерный для высококачественных синтетик.

table-06

Высокотемпературные отложения на боковых поверхностях поршней, оставленные современными синтетическими маслами, не должны выходить за 1,5 балла шкалы ПЗВ. И не вышли. Шкала ПЗВ — это шкала экспертных оценок уровня отложений: абсолютно чистый поршень — 0 баллов, черный и грязный — 6 баллов.

Высокотемпературные отложения на боковых поверхностях поршней, оставленные современными синтетическими маслами, не должны выходить за 1,5 балла шкалы ПЗВ. И не вышли. Шкала ПЗВ — это шкала экспертных оценок уровня отложений: абсолютно чистый поршень — 0 баллов, черный и грязный — 6 баллов.

Высокотемпературные отложения на боковых поверхностях поршней, оставленные современными синтетическими маслами, не должны выходить за 1,5 балла шкалы ПЗВ. И не вышли. Шкала ПЗВ — это шкала экспертных оценок уровня отложений: абсолютно чистый поршень — 0 баллов, черный и грязный — 6 баллов.

Материалы по теме

НЕ ДЛЯ РОССИИ?

Почему масла по-разному проявили себя в ходе испытаний? Два из них — Motul 8100 X‑сlean FE и Mobil 1 ESP Formula — отработали без замечаний, а два других показали не столь оптимистичный результат. Сам характер старения масла, когда вязкость начинает гулять, а другие параметры в целом остаются в норме, чаще всего свидетельствует о том, что полимерные загустители масла, входящие в использованный пакет присадок, с чем-то конфликтуют.

Затевая эту экспертизу, мы хотели продолжить поднятую нами три года назад тему «масляной чумы» — непредсказуемого разложения масла, при котором образуется черный гудрон в каналах системы смазывания, масляном поддоне, клапанном механизме. Эта болезнь убила не одну сотню моторов. И масленщики в качестве одного из возможных виновников этой беды называли российский бензин. Тогда мы нашли и другие причины «чумы», причем подтвержденные экспериментом. Но надо было проверить и версию о влиянии плохого бензина.

Решение нашлось после нашей экспертизы дешевых 95‑х бензинов (ЗР, 2015, № 5), в ходе которой выяснилось, что большинство из них содержит запрещенный метанол. Именно такой бензин мы и использовали для наших испытаний

table-07

Испытанные синтетики дали сравнительно тонкие слои (в целом — близкой толщины) низкотемпературных отложений.

Испытанные синтетики дали сравнительно тонкие слои (в целом — близкой толщины) низкотемпературных отложений.

Таким образом, наши исследования подтвердили, что плохой бензин реально способен испортить масло, а вместе с ним и мотор. Да, но ведь масла Motul 8100 X‑сlean FE и Mobil 1 ESP Formula, работая на таком же бензине, никаких претензий к нему не высказали! Значит, пакет присадок можно скорректировать таким образом, чтобы и в наших условиях масло работало нормально. Другое дело, что не всем это удается.

А пока повторяем: широким кругом объезжайте непроверенные АЗС! Что касается выбора моторного масла, то мы советуем отдавать предпочтение продуктам с более высоким значением HTHS.

Целее будут мотор, нервы и кошелек!

Как оценивали

01_MASLO

Полученные нами результаты носят относительный характер, применимый только к сопоставлению четырех испытанных синтетик. При сравнении моторных характеристик двигателя в тест включали еще одно масло — относительно простую анонимную полусинтетику того же класса вязкости, взятую как базу для сравнения. Стендовые испытания полностью исключают неопределенность, неизбежную при проверке на реальном моторе в обычных условиях эксплуатации. В последнем случае многое зависит от режимов работы двигателя, его технического состояния, стиля вождения, качества топлива, погоды за бортом и ряда случайных факторов.

SONY DSC

Примененная методика позволяет оценить сравнительное качество моторного масла по признакам, которые обычно учитываются при их допуске к применению различными автопроизводителями. Перечислим эти признаки.

Энергосбережение определяется по изменению среднего удельного расхода топлива при работе на испытывающемся масле по сопоставлению с базовым.

Защита от износа определяется по изменению массы контрольных деталей (вкладыши подшипников коленчатого вала и поршневые кольца), изменению размера деталей, содержанию продуктов износа в пробе моторного масла, отобранной после испытаний.

02_MASLO

Материалы по теме

Склонность к образованию высокотемпературных отложений определяется визуальной оценкой уровня загрязненности боковых поверхностей поршней. Склонность к образованию низкотемпературных отложений определяется по изменению массы контрольных весовых элементов — деталей двигателя, устанавливаемых в клапанной крышке (сетка маслоотделителя) и в масляном поддоне (приемный грибок масляного фильтра).

Экологические показатели определяются по изменению токсичности отработавших газов при работе двигателя по стандартному циклу испытаний на испытывающемся масле по сравнению с базовым.

Кроме того, оценивали сравнительный темп старения моторного масла и его влияние на показатели двигателя. Ресурсные показатели масла характеризовались динамикой изменения его вязкости, щелочного и кислотного чисел, изменением диспергирующей способности.

В качестве браковочных параметров, на основании которых производилась оценка сохранения работоспособности масла, применяли границы вязкости, определяемые его классом по SAE. Для масла класса SAE 5W‑30: кинематическая вязкость, замеренная при температуре 100 °C, должна быть в диапазоне 9,3–12,6 сСт. Кроме того, масло выбраковывали в том случае, если на каком-то этапе испытаний его щелочное число падало более чем на 50% от начального значения.

Высокотемпературная вязкость масла

table-08

В современных двигателях температура масла в рабочей зоне может доходить до 180–200 °C, особенно в паре трения поршневое кольцо — цилиндр двигателя. Вязкость масел даже одной группы по SAE при таких температурах может существенно различаться. Так, ранее проведенные нами экспертизы показали, что для масел группы «сороковок» при 150 °C кинематическая вяз‑ кость может меняться в диапазоне 5,4–6,8 сСт, то есть разбег достигает 25%! Для «тридцаток» относительная разница может быть еще больше.

Материалы по теме

Именно поэтому в редакциях правил SAE J300 начиная с 2001 года появилось понятие высокотемпературной вязкости HTHS. Это динамическая вязкость масла, определяемая на ротационном вискозиметре при фиксированных условиях — при скорости сдвига 106 1/с.

У производителей современных масел одинаковая цель — оптимизация работы двигателя, но для ее достижения они выбирают взаимоисключающие способы. Так, например, в описании масла Shell Helix Ultra говорится, что благодаря малой вязкости оно снижает потери на трение. А фирма Motul специально разработала масло 8100 X‑clean FE с высоким значением HTHS.

Кто же прав? Обратимся к теории. Любая пара трения в двигателе — это своеобразный подшипник: цилиндрический, если это подшипник коленчатого вала, или плоский (ползун), если это, допустим, пара трения поршневое кольцо — цилиндр. Так вот, одним из важнейших показателей качества работы подшипника является коэффициент нагруженности. Он определяется как отношение средней нагрузки на подшипник к рабочей вязкости масла, умноженной на скорость сдвига, и всё это умножается на квадрат отношения величины рабочего зазора к диаметру подшипника. Значение коэффициента нагруженности должно лежать в определенных пределах. Превышение влечет за собой резкое увеличение скорости износа и потерь на трение, но и слишком низкий коэффициент нагруженности приводит к росту потерь на трение.

Нагрузка и скорость в подшипнике — параметры режимные, их не трогаем. Если уменьшаем HTHS, то автоматически увеличиваем нагруженность подшипника. И компенсировать это можем только величиной рабочего зазора — его надо уменьшать. Но и тут есть свой лимит! Значит, для каждого мотора, с его особенностями конструкции и режимов работы, есть своя оптимальная высокотемпературная вязкость HTHS.

Более того, даже в случае одного мотора для каждого из режимов его работы будет своя оптимальная HTHS. И закон простой — чем выше нагрузка, тем выше должна быть вязкость.

А что говорят правила SAE J300? В них оговорена лишь зависимость от класса вязкости. Для «двадцаток» — не менее 2,6 мПа·с, для «тридцаток» и части «сороковок» — не менее 2,9 мПа·с, для остальных — не менее 3,7 мПа·с. Заметьте — не менее! А потому, в свете современных тенденций создания моторов, позиция бренда Motul нам все-таки ближе. Результаты проведенных испытаний укрепляют нас в этом мнении.

Редакция благодарит сотрудников лаборатории фирмы ВМПАВТО и лично ее директора В.Н. Кузьмина за техническую помощь в подготовке материала.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Экспертиза масел. МАСЛЯНАЯ УГАДАЙКА — журнал За рулем

Экспертиза масел. МАСЛЯНАЯ УГАДАЙКА

Оказалось, эти масла нынче выпускают по нескольким национальным и отраслевым стандартам — поди сравни несравниваемое!

Начнем с родного ГОСТ 17479.2–85. К счастью, он почти в точности совпадает с международным SAE J306 JUL98, так что отечественное обозначение ТМ-4 можно считать аналогом заграничного GL-4. Но есть еще и требования ВАЗа и ГАЗа, которые несколько раз менялись, и требования ведущих фирм-автопроизводителей. Вот и пришлось расставлять оценки с оглядкой на столь разные документы, написанные, в буквальном и переносном смысле, на разных языках.

ЧТО В КАЧЕСТВЕ ТЕБЕ МОЕМ?

Разумеется, нас не интересовал полный химический анализ основы и присадок подопытных масел. Ни к чему это: вполне достаточно проверить несколько основных характеристик. Прежде всего, конечно, вязкость как при рабочей температуре, так и в лютый мороз (-35°С по ГОСТу и —40° по SAE). Первая характеризует текучесть масла, вторая покажет, не сломаются ли шестерни при пуске двигателя и начале движения в такую зиму, как, скажем, минувшая. Далее, необходимо получить данные о так называемых трибологических свойствах — иначе говоря, о том, какую нагрузку могут выдержать контактирующие между собой зубья без (боже упаси) сваривания. Этот параметр есть и в нашем ГОСТе, и в требованиях ВАЗа, и в спецификациях зарубежных производителей, но методы испытаний — разные! Еще один показатель, о котором часто забывают, — склонность к пенообразованию. Шестерни должны крутиться в масле, а не в шампуне. В противном случае разговор о всех прочих свойствах теряет смысл — не будет ни масляной пленки на трущихся парах, ни теплоотвода от них. ГОСТ тут молчит, при том, что автопроизводители предъявляют требования к нефтехимикам кто во что горазд! Наконец, мы проверили, не вызывает ли испытуемое масло коррозию меди (а, значит, и латуни), но в таблице результатов не найдете: все образцы показали себя одинаково хорошо.

Для любознательных мы рассказываем, как определялись представленные здесь характеристики — остальных сразу приглашаем на «разбор полетов».

КАРАУЛ, УБИВАЮТ!

Такое впору было бы воскликнуть после знакомства с результатами экспертизы, если бы не знать о разноголосице в требованиях. Допустим, если измерять ту же пену по отечественным нормам, то несколько именитых производителей попадут в бракоделы (см. табл.). Получается, что их можно применять только в иномарках? Взглянем на заявленные спецификации в этикетках. Total обещает соответствие нормам ZF TE-ML 02 и MIL-PRF-2105E, но и там контрольные показатели «30-50-30 смз» и «не более 20 смз» соответственно. Та же история с Valvoline и Wellrun… Брак? Подделка? Подобное же с нагрузкой сваривания: масла комбинированной группы GL-4/5, как и следовало ожидать, значительно превзошли амбиции ВАЗа, зато некоторые «чисто четверки» до них не дотянули. В то же время представители ВАЗа (ЗР, 2006, № 5) заявляли, что в коробках переднеприводных автомобилей НЕЛЬЗЯ применять GL-5, поскольку де при этом не работают синхронизаторы… В итоге получается, что некоторые образцы, абсолютно годные для ряда иномарок, непригодны для коробок наших «лад». Здесь ошибки нет: наши требования жестче! Связано это отчасти с тем, как изготовлены шестеренки: идеальная пара с «полированными» зубьями — обкатывающими, а не проскальзывающими — предъявляет меньше претензий к маслу.

В результате мы решили выделить (шрифтом) только те параметры, которые не соответствуют нашим требованиям, отказавшись от соблазна причислить все эти масла к неподходящим: в конце концов, сегодня по России ездят не только «лады». Однако, если вы захотите употребить их в коробке вашей иномарки, внимательно изучите перечень допусков, указанный на этикетке.

Наши выводы представлены на рисунках, а результаты измерений — в таблице; и там, и там производители названы в алфавитном порядке.

ТАК ИХ ПЫТАЛИ

1. Кинематическую вязкость определяют при температуре 100°С, что соответствует реальной в нагруженной коробке передач. Измерение напоминает песочные часы: чем больше масла вытечет через калиброванную капиллярную трубку за секунду, тем его вязкость меньше.

2. Динамическую вязкость определяют при отрицательных температурах (в зависимости от заявленного индекса по SAE это может быть —26°С или даже —40°С). В цилиндрический сосуд с маслом помещают цилиндр-ротор и электромотором пытаются провернуть последний. По необходимому для этого крутящему моменту на двигателе и рассчитывают искомую величину.

3. Склонность к пенообразованию находят, продувая масло в высоком цилиндрическом сосуде по 5 минут калиброванным потоком воздуха через калиброванный диффузор (похож на диск с дырочками). Хорошее масло при этом не вспенится, плохое уподобится пиву или шампанскому. Высота пены между этими полюсами и есть искомая величина. Высоту пены замеряют сразу после отключения компрессора. (Заметим: повышает высоту пены иногда избыток присадок, заметно улучшающих другие свойства — долговечность, нагрузочную способность, моющие и т.п.)

4. Трибологические (или смазывающие) свойства у нас определяют на ЧШМ — четырехшариковой машине, а за рубежом — на шестеренчатом стенде, что мешает сопоставлять требования. В ЧШМ три неподвижных шарика расположены на окружности через каждые 120°, а один в центре над ними вращается. При этом давление на верхний шар постепенно увеличивают, пока машина не издаст звуки и не заклинит — это и есть нагрузка сваривания. Кроме того, через час работы при определенной нагрузке под микроскопом замеряют образующееся на блестящем шарике матовое пятно — пятно износа. Этот параметр для масел GL-4 сегодня не нормирован, но позволяет сравнить их защитные свойства: чем пятно больше, тем, естественно, хуже.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Самый точный анализ моторного масла любого типа

Как крупнейшая экспертная организация, работающая в Российской Федерации, НП «Федерация Судебных Экспертов» занимается проведением, кроме всех прочих, многочисленных экспертных исследований в отношении смазочных материалов, горючего и горючих материалов, моторных и иных масел. На профессиональном и потребительском языке (а потребитель в этой сфере тоже очень скоро становится в какой-то степени профессионалом) эта область объектов именуется ГСМ – или «горюче-смазочные материалы». И входит в компетенцию нашего департамента экспертизы нефтепродуктов и ГСМ как одно из направлений профессиональных сертифицированных исследований.

Все те Заказчики, которые уже обращаются к нам за проведением таких экспертных работ, и те, кто знаком с обслуживанием двигателей и механизмов, те, кто работает на производстве и общается с техникой, нуждающейся в подобных материалах – все эти люди знают о важности моторного масла не понаслышке. Можно сказать – гораздо больше, чем тот пользователь, который не занимается обслуживанием автомобилей или требующей смазочных материалов техники, или занимается этим постольку-поскольку, не вникая в устройство таких механизмов самостоятельно и не исследуя их работу.

Знают о важности смазочных материалов и важности таких процедур как анализ моторного масла и специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов». Знают еще больше, чем профессионалы, занимающиеся обслуживанием техники и моторов, так как работа сертифицированных экспертов подразумевает не только практические навыки и опыт работы и использования различных масел и смазочных материалов. Экспертиза моторных масел и ГСМ в НП «Федерация Судебных Экспертов» основывается и на научных знаниях и изысканиях  в этой области, может проводиться как комплексное исследование, применять сведения и опыт разных областей, и давать ответы на очень разнообразные вопросы. Применяется здесь при надобности и химический и молекулярный анализ, и другие типы исследований с применением самой современной техники и экспертных методологий.

ВАЖНО: Оспаривание экспертизы на формальных основаниях

Директор НП «Федерация Судебных Экспертов» Костюченко В.В. и заместитель директора по экономическим вопросам Гараба А.Н. раскрывают новый для нашей судебной практики вопрос об оспаривании заключений судебных экспертов на формальных основаниях — два подобных исследования уже были оспорены судами РФ. Такой механизм оспаривания определяет нарушения правил ведения кассовых операций в учреждениях, проводящих экспертизу, и касается главным образом внесудебных экспертиз по договору.

Читать далее →

Различные функции моторного масла создают защитный и профилактический комплекс, который обеспечивает нормальную работу двигателей и узлов, сохранность их элементов и наилучшие результаты эксплуатации.  Особенная важность таких материалов как моторное масло, и такого процесса, как анализ моторного масла, заключается в том, что будучи уже непригодным для использования, будучи неподходящим по каким-то параметрам, будучи некачественным или испорченным по той или иной причине, моторное масло из Вашего союзника в эксплуатации техники и двигателей превращается в Вашего противника, который способен испортить двигатель и его детали, снизить качество и сроки использования агрегатов и техники различного типа.

В этой области специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов» имеют прекрасную подготовку, которая дает нам возможность с точностью определять марки, свойства, составы и состояния, возможности моторных масел любого типа. Опыт работы департамента экспертизы горючего и ГСМ дает нам возможность провести подробный и научно точный анализ моторного масла в любой ситуации, которая может Вас заинтересовать как наших Заказчиков, которая может произойти с Вашими знакомыми, сослуживцами, коллегами или друзьями.

Современный сертифицированный анализ моторного масла может проводиться на образцах, взятых нами с производства горюче-смазочных материалов, образцы могут набираться из двигателей и узлов автомашин и другой техники, могут собираться с почвы и любых поверхностей. Современная техника НП «Федерация Судебных Экспертов» в тех случаях, когда нужен, например, точный молекулярный или химический анализ моторного масла, дает возможность совершенно определенно называть его химический состав, марку и другие разнообразные параметры только на основе мельчайших частиц, могущих быть обнаружены на местах присутствия механизмов, в работе которых оно используется.

Такие исследования в частности очень помогают в нашем сотрудничестве с криминалистами и следственными и судебными органами Российской федерации. Сертифицированные эксперты НП «Федерация Судебных Экспертов» уже набрали богатейший опыт защиты прав и интересов наших граждан и российских организаций в самых разных ситуациях. В некоторых из них играет важную роль и анализ моторного масла. Также очень важными могут быть такие имущественных споры, в которых требуется доказать неисправность или недостатки работы двигателей по причине некачественной замены масла, некачественных ГСМ.

Для миллионов российских водителей и владельцев автомобильного транспорта, техники, станков и агрегатов, для ответственных лиц, для физических лиц, частных лиц и представителей юридических лиц и организаций, такой юридический и исследовательский инструмент, как анализ моторного масла часто приносит ощутимую практическую пользу. Ваше обращение в НП «Федерация Судебных Экспертов» за проведением подобных исследований – это возможность доказать недобросовестность работы автосервисов или технической службы, проверить качество ГСМ, выяснить причины поломок, обеспечить гарантии сохранности двигателей, и гарантии их успешного использования.

Особенно важным анализ моторного масла, его компонентов, его состояния и его качества становится тогда, когда речь заходит о новом, современном оборудовании. В этой области применяются многие смазочные материалы особого уровня и качества. Эти материалы также изучает наша экспертиза ГСМ, и анализ моторного масла в НП «Федерация Судебных Экспертов». Наши Заказчики со всей территории Российской федерации имеют возможность направлять свои вопросы к специалистам всех департаментов, работающих в разных направлениях под крышей НП «Федерация Судебных Экспертов», и могут получать простые, краткие, или развернутые ответы на любые свои вопросы – в зависимости от того, какова интересующая их ситуация.

Наши специалисты не только принимают заказы на анализ моторного масла любого типа и в любых целях. Физические и юридические лица с территории Российской федерации могут обращаться к нам с просьбами о совете, в тех ситуациях, когда ответ не смогли дать работники других экспертных учреждений, в случаях необходимости проведения встречных исследований, проверяющих или опровергающих результаты ранее проведенных. Центральные либо региональные лаборатории НП «Федерация Судебных Экспертов» помогут Вам ответить на все вопросы, касающиеся такой области как анализ моторного масла, ГСМ, или любых агрегатов и двигателей, в которых они используются.

Все статьи по теме «Химические экспертизы» >>

Самый точный анализ моторного масла любого типа

Рейтинг: 5 (100%) - Оценок: 3

ПРИМЕЧАНИЕ: Цена aнализ асбеста на загрязнение указана с учетом налогов. Консультации экспертов по проведению анализа асбеста на загрязнение — бесплатно. Вы можете вызвать эксперта-химика на место изъятия образцов.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!

sud-expertiza.ru


Смотрите также

  • Моторное масло митсубиси
  • Масло моторное митсубиси
  • Какое моторное масло
  • Какое масло моторное
  • Srs моторное масло
  • Srs масло моторное
  • Моторное масло челябинск
  • Моторные масла оригинальные
  • Допуски моторного масла
  • Титан масло моторное
  • Вязкость моторных масел
e30d609a