Вязкость моторное масло. Вязкость масла гидравлического таблица


Статья - Вязкость гидравлического масла

29.11.2015

Вязкость гидравлического масла – одна из важнейших характеристик, обозначающая способность жидкости сохранять свои свойства под воздействием смены температурного режима. Высокий индекс вязкости гидравлического масла указывает на универсальность жидкости и ее надежность.

Класс вязкости гидравлического масла

Классы вязкости определены международным стандартом ISO, единица измерения – сантистоксы, в буквенном выражении показатель обозначается, как VG - viscosity grade, что в переводе означает «класс вязкости».

  • маловязкие масла – классы с 5 по 15;
  • средневязкие жидкости – классы 22 и 32;
  • вязкие масла – классы с 46 по 150.

Примечание: наиболее популярным в наших широтах признано масло гидравлическое с вязкостью 32.

Индекс вязкости

Показатель в цифровом выражении отражает способность масла менять вязкость под воздействием температур. Если техника эксплуатируется в условиях экстремальных температур, необходима жидкость с высоким показателем, например, гидравлическое минеральное масло с индексом вязкости 183.

Примечание: масла с показателем выше 150 называют всесезонными, у индустриальных жидкостей для эксплуатации в помещении индекс вязкости не превышает 100, самый высокий показатель у арктических масел – 300 и более.

Таблица классов вязкости масел

Класс – соответствует среднему показателю кинематической вязкости

Кинематическая вязкость гидравлического масла при 40°С, мм2/с

Минимальный показатель

Максимальный показатель

5

4,15

5,07

7

6,11

7,47

10

9,1

11,1

15

13,6

16,4

22

19,9

24,3

32

28,9

35,1

46

41,3

50,7

68

61,2

74,8

100

90,1

110,1

150

135,1

165,1

Группы масел в соответствии с эксплуатационными характеристиками

Группа

Состав и свойства

Сфера применения

А

Натуральные (минеральные) масла без специальных добавок.

Гидравлические системы с насосами поршневого и шестеренчатого типов, которые эксплуатируются при давлении до 15 мПа и температурном режиме до 80 градусов.

Б

Натуральные (минеральные) масла, обладающие устойчивостью к коррозийным и окислительным процессам.

Системы с насосами любых типов, которые эксплуатируются при давлении до 25 мПа и температурном режиме более +80 градусов.

В

Минеральные масла, обладающие устойчивостью к коррозийным, окислительным процессам и противоизносными свойствами.

Все гидравлические системы, которые эксплуатируются при давлении до 25 мПа и температуре выше +90 градусов.

Возврат к списку

maslenych.ru

Вязкость моторное масло

Таблица вязкости моторных масел по температуре и ее расшифровка

Прежде чем увидеть, что собой представляет таблица вязкости моторных масел по температуре, следует усвоить основные понятия. Ими в дальнейшем придется оперировать.

Что такое вообще вязкость моторного масла? Говоря очень упрощенно,  это способность конкретной марки масла сохранять текучесть (т.е. выполнять свои основные функции по защите двигателя), но при этом не скатываться с поверхности деталей и узлов, а оставаться на них. Крайне важно также, чтобы эта способность сохранялась в как можно более широком диапазоне температур.

Кроме этого термина нужно усвоить еще несколько.

Высокотемпературные характеристики.

  • Кинематическая вязкость. Задана при температуре 100⁰С. Уменьшение или увеличение ее значений приводит к преждевременному и быстрому износу узлов.
  • Динамическая вязкость. Западное обозначение — High Temperature High Shear (HTHS). Это критерий энергосберегающих качеств продукта. На специальных испытаниях измеряется и фиксируется вязкостные свойства при повышенной температуре.

Характеристики низкотемпературных свойств.

  • Прокачиваемость. Максимальный показатель — 60 000 мПа*с. Обозначается величиной динамической вязкости, но значение берется на 5⁰С ниже.
  • Проворачиваемость. Критерий текучести при крайне низких зимних температурах. Величины снимаются с CCS (имитатора так называемого холодного пуска). Это наибольшая величина динамической вязкости отдельной модификации моторного масла в момент запуска холодного автомобильного двигателя, при которой возможно проворачивание коленвала со скоростью, обеспечивающей запуск двигателя.

Существует ли единая система, позволяющая объединить все эти понятия и привести их к единому знаменателю? Да, есть. Об этом позаботилась SAE — американская широко известная ассоциация автомобильных инженеров. Именно она разработала, создала и внедрила классификацию конкретного моторного масла по критерию вязкостных свойств с учетом работы в различных температурных режимах. Говоря совсем просто, такая таблица вязкости моторных масел дает безопасную линейку рабочих температур. О ней и пойдет речь дальше.

Таблица вязкости моторных масел по температуре (классификация SAE J-300 DEC99)

 

Здесь требуются некоторые разъяснения. В таблице видны 2 класса вязкости.

  1. Без буквенного индекса. Это летние высоковязкие масла. Обычный ряд — SAE 20, 30, 40, 50 и 60.
  2. С индексом W (Winter). Это маловязкие зимние масла. SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W.
  3. Существует также промежуточный всесезонный класс. Этот продукт должен находиться в соответствии с определенными требованиями по кинематическому рабочему параметру при температуре 100⁰С, но не превышать величины динамической вязкости. Маркировка — 5W-30, 10W-40.

Существуют иные таблицы вязкости моторных масел, которые не связаны напрямую с температурой, но имеет к ней самое непосредственное отношение. Некоторые данные можно взять из этой таблицы SAE, которая объединяет классы вязкости отдельных трансмиссионных масел:

 

Естественно, что и в этом случае имеется привязка к температуре.

Как на практике могут помочь эти знания? Возьмем самую популярную всесезонную марку продукта —  5W-30.

 

Что означает его маркировка? Смотрим в первую таблицу, видим, что это низкотемпературная модификация, гарантированный холодный запуск возможен при температуре не меньше -35⁰С. Минимальное значение проворачиваемости коленвала будет равно -30⁰С.

Чем больше второе число (в данном случае 30), тем выше вязкостные свойства масла.

Важно! При подборе главный ориентир — требования, изложенные в инструкции производителя автомобиля.

Что касается подбора зимнего или летнего варианта товара, то имеется также небольшая таблица, которая регламентирует выбор:

 

В самом общем случае необходимая величина вязкости определяется, исходя из таких факторов:

  • температура среды;
  • режим работы двигателя автомобиля;
  • степень его износа.
17 января 2018Teor21

avtotuningg.ru

Вязкость масла, определение ее значений

Вязкость — это одна из наиболее важных характеристик моторной смазки. Основной задачей данного материалаявляется недопущение трения «сухих» рабочих элементов при сохранении герметичности двигателя.

Описание понятия «вязкость масла»

Вязкость моторного масла — наиболее важный его параметр. Физический смысл данного свойства состоит в способности оставаться в виде защитной пленки на поверхностях элементов движка и в то же время обладать текучестью.

В связи с тем, что в рабочем моторе температура смазки непостоянна, колеблется в широких диапазонах, сложно обеспечить стабильность ее характеристик. При равномерной температуре тосола или антифриза, которую отражает шкала прибора, нагрев смазки в прогретом движке может доходить до 140 °C и выше, все зависит от нагрузок, получаемых силовым агрегатом.

При изготовлении смазочного материала задается конкретная вязкость автомобильного масла, обеспечивающая лучший коэффициент полезного действия для каждого вида мотора, с учетом допустимых эксплуатационных условий.

Зависимость густоты материала от температуры

Вязкость моторного масла является величиной непостоянной, имеющей переменные показания при разной температуре внутри движка.В процессе эксплуатации силовых моторов возникла необходимость определять зависимость вязкости масла от температуры.

В ассоциации инженеров SAE проводится классификация масел по вязкости в зависимости от различных температур. Разработанная таблица вязкости позволяет определить границы возможных значений температуры, в которых эксплуатация данного силового агрегата не представляется опасной при использовании смазочного материала, имеющего определенные параметры.

Классификация моторных масел по вязкости помогает произвести правильный выбор при покупке смазочного вещества. В зависимости от интервалов температур в специальный документ занесена вязкость моторного масла, таблица является вспомогательным инструментом для получения необходимой информации.

Индекс вязкости моторного масла по SAE должен обозначаться в зависимости от ее величин при 100°C и 150°C в соответствии с таблицей. Определение вязкости масла при помощи данных, размещенных в таблице, не представляет сложностей.

Обозначения в маркировке смазочных веществ

Маркировка моторной жидкости содержит аббревиатуру SAE, затем идут числовые и буквенные обозначения. Например, наиболее часто используется обозначение марки всесезонного средства SAE 5W — 40. Что означают цифры в данной надписи? Чтобы расшифровать надпись, нужно отнять 40 от 5, получится минус 35°C — при таком значении температуры можно запускать холодный двигатель. Латинская буква W означает зимний вид, первая буква слова Winter.

Цифры, стоящие после буквы W, указывают на густоту смазочного материала при повышении температуры. Чем это число больше, тем более высокой вязкостью будет обладать смазывающая жидкость в работающем двигателе при возрастании температуры. Для определения, подходит ли данное средство для конкретного мотора, необходимо воспользоваться информацией, содержащейся в документации на автомобиль.

Степень вязкости моторного масла указана на этикетке, размещенной на канистре.

Выбор подходящей густоты смазки

Автовладельцы часто задаются вопросом, какую вязкость масла выбрать. Существует общее мнение о том, что чем выше вязкость моторного масла при повышенных температурах, тем лучше работает двигатель. Такое утверждение справедливо для езды на автомобилях спортивных моделей. Но для деталей моторов обычных машин густой вид смазки может стать губительным.

Чтобы не ошибиться при покупке смазочного средства, выбрать вязкость, являющуюся оптимальной, необходимо изучить рекомендации производителей, размещенные в сервисной книжке. Использовать моторные масла, имеющие непредусмотренную вязкость для данного вида автомобиля и его мотора, крайне нежелательно.

При производстве автомобиля учитываются допустимые режимы эксплуатации двигателя. Исходя из этого даются рекомендации по параметрам густоты смазочных материалов, оптимальным для данного силового агрегата. Только при применении правильной смазки двигатель будет стабильно работать.

На правильность выбора моторного средства не должны оказывать влияния следующие данные:

  1. Дата выпуска автомобиля.
  2. Количество пройденных километров.
  3. Стиль вождения.
  4. Материальные возможности автовладельца.
  5. Некомпетентность обслуживающего персонала СТО.

Параметры заливаемой смазочной жидкости должны соответствовать требованиям, выдвинутым разработчиками данного силового агрегата.

Динамика изменения густоты смазки, кинематическая вязкость

Работа двигателя находится в прямой зависимости не только от абсолютной густоты смазочных материалов, но и от такого показателя, как динамическая вязкость масла, изменяющаяся при определенных скачках рабочей температуры, присущих данному мотору.

Выбирая нужную смазку, необходимо помнить, что динамика должна подходить к конструктивным особенностям данного движка.

Повышенная вязкость моторного масла приводит к таким негативным последствиям:

  • рост рабочей температуры двигателя;
  • ускоренный износ деталей;
  • быстрое окисление и выход из строя смазки, приводящее к частой замене.

Снижение высокотемпературной густоты автомасел ниже рекомендуемого уровня более опасно для силового агрегата, чем ее завышение. При схожем индексе по SAE такие виды смазки имеют классы качества ACEAA1/B1, ACEAA5/B5. Данные смазочные материалы используются только в специальных моторах.

Обычные двигатели не рассчитаны на низкий класс вязкости моторных масел. Высокие температуры и обороты мотора приводят к интенсивному истончению созданной защитной пленки на трущихся поверхностях. Смазка становится неэффективной, расход смазочной жидкости увеличивается в результате ускоренного выгорания. В таких условиях высока опасность заклинивания мотора.

Если сервисная книжка или инструкция по эксплуатации автомобиля не содержат рекомендаций по применению моторных масел, относящихся к классам ACEAA1/B1, ACEAA5/B5, то применять их для своего авто нежелательно.

Кинематическая вязкость масла — это показатель, характеризующий те свойства масла, что присущи ему при нормальной и повышенной температуре, 40°C и 100°C соответственно. Данный параметр измеряется в сантистоксах.

Масла низкой вязкости

Кроме привычной классификации вязкости масел по SAE, автомеханиками используется современный индекс HTHS, учитывающий высокотемпературную вязкость при высокой скорости сдвига. С помощью данного показателя определяется толщина защитной пленки при высоких температурах смазки.

Исходя из данной классификации, моторные масла делятся на маловязкие и полновязкие. Числовое значение коэффициента HTHS указывает на степень защитных и энергосберегающих качеств смазки.

В связи с жесткими требованиями экологов в странах Европы и Японии к количеству вредных выбросов автопроизводители вынуждены использовать маловязкие сорта моторных смазочных материалов. Применение энергосберегающих масел приводит к снижению трения в двигателях, что способствует уменьшению потребления горючего и выделения в атмосферу углекислого газа.

Знакомство со стабилизаторами густоты масла

В процессе эксплуатации моторная смазка претерпевает изменение, теряет необходимую вязкость. Стабилизатор вязкости масла, предназначен для восстановления утраченных полезных свойств и доведения густоты до необходимых величин. Использование стабилизаторов показано для силовых агрегатов любого вида, имеющих среднюю либо высокую степень износа.

При использовании данного средства улучшаются такие показатели:

  • увеличивается вязкость масла;
  • снижается давление в системе смазки;
  • исчезают шумовые эффекты работающего мотора;
  • резкое уменьшение количества вредных выхлопных газов;
  • приостанавливается разжижение и окисление смазочного материала;
  • трущиеся поверхности покрываются защитной пленкой;
  • снижается образование нагаров в цилиндрах.

Благодаря простоте использования и получаемому эффекту стабилизаторы вязкости смазочных материалов нашли широкое применение среди автолюбителей.

Особенности масловязких гидравлических масел

Низко застывающие масловязкие жидкости типа гидравлического либо турбинного масла, используются для смазки трущихся деталей в северных широтах при сверхнизких температурах.

Минимальная вязкость гидравлического масла увеличивает надежность системы смазки. Если правильно подобрать марку вещества, масляный насос стабильно получает смазку, создается оптимальное гидравлическое сопротивление, что способствует выравниванию мощности и замедлению износа элементов мотора.

Масловязкие моторные жидкости обладают неоспоримыми преимуществами. К плюсам жидкостей 5W-20, OW-40 относятся следующие факторы:

  1. Уменьшение выбросов углекислого газа в атмосферу.
  2. Существенная экономия топлива.
  3. Высокая эффективность охлаждения двигателя за счет быстрой циркуляции жидкости.

Вязкость растительных масел

В производственных целях в качестве смазочных веществ используются также смазки растительного происхождения:

  1. Подсолнечное
  2. Касторовое

Как определить вязкость растительных масел? Коэффициент вязкости касторового масла, подсолнечного и другого растительного масла определяется при помощи специальных установок в лабораторных условиях.

Использование машинных смазок в производстве

Веретенный машинный вид смазки имеет низкую вязкость, применяется в слабонагруженных механизмах, работающих на высоких скоростях (текстильное производство).

Турбинная жидкость используется для смазки и охлаждения подшипников в механизмах турбинного типа:

  • газовая либо паровая турбина;
  • гидравлическая турбина;
  • турбокомпрессорный привод.

Определяющий фактор турбинной смазки — это ее устойчивость против окисления, способствующая стойкой защите металлических элементов, входящих в действующий механизм. Благодаря уникальным свойствам турбинной смазки продлевается срок эксплуатации механизмов.

Широкую популярность приобретает ВМГЗ, обозначение должно расшифровываться как всесезонное масло гидравлическое загущенное. Данное средство используется в технических устройствах, оснащенных гидравлическими приводами, работающих в северных районах. Уникальный продукт ВМГЗ, определяемый как вещество, обладающее минимальной динамической вязкостью, обеспечивает стабильную работу техники.

Ойлрайт — это графитная смазка, имеющая водостойкую консистенцию, используемая для обработки и консервации деталей. Данный продукт сохраняет свои свойства при температуре от минус 20°С до плюс 70°С.

OILRIGHT применяется для покрытия ответственных узлов автомобилей и механизмов, деталей из нержавеющей стали, сохраняет прокат, годится для борьбы со скрипами и для защиты металлических поверхностей от коррозии. Под воздействием данного средства пластмассовые и резиновые части механизмов не должны становиться разбухшими и пористыми.

Проверка чистоты моторной жидкости

Измерение степени загрязненности моторных масел посторонними включениями производят под действием ультразвука при помощи специальных устройств. Основным недостатком проверок данного вида является невозможность проведения оперативного анализа моторной жидкости непосредственно в силовом агрегате. Ультразвуковой метод диагностики смазочного материала возможен только в условиях лаборатории.

avtodvigateli.com

Что такое вязкость масла

Вяз­кость – важ­ней­шее свойство мо­тор­ных масел. Она очень сильно за­ви­сит от тем­пе­ра­туры масла. В ра­бо­чем диа­па­зоне – от тем­пе­ра­туры хо­лод­ного пуска дви­га­теля зимой до мак­си­маль­ного его на­грева летом при ра­боте с пол­ной на­груз­кой – вяз­кость мо­тор­ного масла из­ме­ня­ется в сотни раз, а не­редко и более. В мень­шей сте­пени вяз­кость мо­тор­ного масла за­ви­сит от дав­ле­ния: с его уве­ли­че­нием она рас­тет.

Вяз­кость – это мера тре­ния между сло­ями жид­ко­сти. Раз­ли­чают ди­на­ми­че­скую (аб­со­лют­ную) вяз­кость и ки­не­ма­ти­че­скую вяз­кость, рав­ную от­но­ше­нию ди­на­ми­че­ской вяз­ко­сти к плот­но­сти масла. Еди­ни­цами из­ме­ре­ния для ди­на­ми­че­ской и ки­не­ма­ти­че­ской вяз­ко­сти в си­стеме СИ слу­жат со­о­т­вет­ственно Па.с (пас­каль-се­кунда) и м2/с. До сих пор до­вольно часто в до­ку­мен­та­ции ис­поль­зуют уста­рев­шие еди­ницы вяз­ко­сти пуаз (П) и стокс (Ст). Их со­от­но­ше­ние с еди­ни­цами в си­стеме СИ та­ково: 1 Па.с = 10 П или 1 мПа.с = 1 сП; 1 Ст = 10–4 м2/с = 1 см2/с или 1 сСт = 1 мм2/с.

Боль­шое зна­че­ние имеет вяз­костно-тем­пе­ра­тур­ная ха­рак­те­ри­стика мо­тор­ного масла, на­зы­ва­е­мая ин­дек­сом вяз­ко­сти. Чем больше его ве­ли­чина, тем более по­лога за­ви­си­мость вяз­ко­сти от тем­пе­ра­туры. Ве­ли­чину ин­декса вяз­ко­сти мо­тор­ного масла рас­счи­ты­вают по зна­че­ниям ки­не­ма­ти­че­ской вяз­ко­сти при 40 и 100°С со­гласно ГОСТ 25371-82.

Ин­декс вяз­ко­сти хо­рошо очи­щен­ных ми­не­раль­ных масел из бла­го­при­ят­ного сырья равен 90 – 105. По­этому без при­са­док, по­вы­ша­ю­щих ин­декс вяз­ко­сти (за­гу­ща­ю­щих), ми­не­раль­ные мо­тор­ные масла не могут быть все­се­зон­ными. Син­те­ти­че­ские мо­тор­ные масла имеют ин­декс вяз­ко­сти от 120 до 150. В тех же пре­де­лах на­хо­дится ин­декс вяз­ко­сти ба­зо­вых масел, по­лу­ча­е­мых гид­ро­кре­кин­гом. Все­се­зон­ные мо­тор­ные масла имеют ин­декс вяз­ко­сти от 120 до 200 и более. Син­те­ти­че­ские все­се­зон­ные масла могут быть за­гу­щен­ными и не­за­гу­щен­ными.

Се­го­дня наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние во всем мире по­лу­чила клас­си­фи­ка­ция мо­тор­ных масел по вяз­ко­сти, стан­дар­ти­зо­ван­ная SАЕ (Аме­ри­кан­ское об­ще­ство ав­то­мо­биль­ных ин­же­не­ров). В таб­лице пред­став­лена по­след­няя ре­дак­ция стан­дарта SАЕ J300. Он под­раз­де­ляет мо­тор­ные масла на 11 клас­сов, шесть из ко­то­рых от­но­сятся к зим­ним (SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять – к лет­ним (SАЕ 20, 30, 40, 50, 60).

Все­се­зон­ные мо­тор­ные масла, пред­на­зна­чен­ные для при­ме­не­ния круг­лый год, обо­зна­ча­ются двумя клас­сами: один зим­ний, вто­рой – лет­ний. На­при­мер SАЕ 0W-30, SAE 15W-40, SAE 20W-50 и т.п.

Для зим­них клас­сов уста­нов­лены два мак­си­маль­ных зна­че­ния низ­ко­тем­пе­ра­тур­ной ди­на­ми­че­ской вяз­ко­сти масла и ниж­ний пре­дел ки­не­ма­ти­че­ской вяз­ко­сти при 100°С. Ди­на­ми­че­ская вяз­кость зим­них масел в левой ко­лонке таб­лицы ха­рак­те­ри­зует про­во­ра­чи­ва­е­мость дви­га­теля стар­те­ром, а при­ве­ден­ная в пра­вой ко­лонке – про­ка­чи­ва­е­мость масла на­со­сом при со­о­т­вет­ству­ю­щей тем­пе­ра­туре. Для мо­тор­ных масел лет­них клас­сов уста­нов­лены пре­делы ки­не­ма­ти­че­ской вяз­ко­сти при 100°С, а также ми­ни­маль­ные зна­че­ния ди­на­ми­че­ской вяз­ко­сти при 150°С и гра­ди­енте ско­ро­сти сдвига 106 с-1. Дело в том, что вяз­кость за­гу­щен­ных все­се­зон­ных масел за­ви­сит не только от тем­пе­ра­туры и дав­ле­ния, но и от ско­ро­сти пе­ре­ме­ще­ния слоев масла, на­хо­дя­ще­гося в за­зоре между сма­зы­ва­е­мыми де­та­лями. Гра­ди­ент ско­ро­сти сдвига – это от­но­ше­ние ско­ро­сти дви­же­ния одной по­верх­но­сти тре­ния от­но­си­тельно дру­гой к ве­ли­чине за­зора между ними, за­пол­нен­ного мо­тор­ного мас­лом. С уве­ли­че­нием гра­ди­ента ско­ро­сти сдвига вре­менно сни­жа­ется вяз­кость за­гу­щен­ного мо­тор­ного масла, но она снова воз­рас­тает, когда ско­рость сдвига умень­ша­ется.

Чем меньше цифра, сто­я­щая перед бук­вой W, тем меньше вяз­кость мо­тор­ного масла при низ­кой тем­пе­ра­туре, легче хо­лод­ный пуск дви­га­теля стар­те­ром и лучше про­ка­чи­ва­е­мость масла по сма­зоч­ной си­стеме. Чем больше цифра, сто­я­щая после буквы W, тем больше вяз­кость мо­тор­ного масла при вы­со­кой тем­пе­ра­туре и на­деж­нее сма­зы­ва­ние дви­га­теля при жар­кой по­годе.

В Рос­сии мо­тор­ные масла клас­си­фи­ци­ро­ваны со­гласно ГОСТ 17479.1-85. При­мер­ное со­о­т­вет­ствие клас­сов вяз­ко­сти по ГОСТ клас­сам вяз­ко­сти SАЕ мы при­во­дим во вто­рой таб­лице.

Все­се­зон­ные масла со­гласно ГОСТ 17479.1-85 обо­зна­чают двумя циф­рами, на­при­мер, М-5з/16, М-6з/14 и т.п. Вто­рая цифра ука­зы­вает но­ми­наль­ную ки­не­ма­ти­че­скую вяз­кость мо­тор­ного масла при 100°С.

В за­клю­че­ние сле­дует от­ме­тить, что для масел од­ного и того же вяз­кост­ного класса раз­ные ав­то­про­из­во­ди­тели уста­нав­ли­вают раз­лич­ные ин­тер­валы тем­пе­ра­туры окру­жа­ю­щего воз­духа, в пре­де­лах ко­то­рых дан­ное масло при­ме­нимо в дви­га­те­лях ав­то­мо­би­лей их про­из­вод­ства. При вы­боре вяз­кост­ного класса мо­тор­ного масла нужно строго вы­пол­нять тре­бо­ва­ния ин­струк­ции по экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­биля.

Клас­си­фи­ка­ция мо­тор­ных масел SAE J300 JUN 2001 КлассНиз­ко­тем­пе­ра­тур­ная вяз­костьВы­со­ко­тем­пе­ра­тур­ная вяз­костьПро­во­ра­чи­ва­ние1Про­ка­чи­ва­е­мость2Вяз­кость3 при 100°С, мм2/сВяз­кость4 при 150°С и ско­ро­сти сдвига 106 с-1, мПа.сМак­си­маль­ная, мПа.с (при тем­пе­ра­туре)MinMax
0W

6 200 (–35°С)

60 000 (–40°С)

3,8

   
5W

6 600 (–30°С)

60 000 (–35°С)

3,8

   
10W

7 000 (–25°С)

60 000 (–30°С)

4,1

   
15W

7 000 (–20°С)

60 000 (–25°С)

5,6

   
20W

9 500 (–15°С)

60 000 (–20°С)

5,6

   
25W

13 000 (–10°С)

60 000 (–15°С)

9,3

   
20  

5,6

9,3

2,6

30  

9,3

12,5

2,9

40  

12,5

16,3

2,95

40  

12,5

16,3

3,76

50  

16,3

<21,9

3,7

60  

21,9

26,1

3,7

При­ме­ча­ния. 1 – из­ме­ря­ется по ме­тоду ASTM D5293 на вис­ко­зи­метре CCS. 2 – из­ме­ря­ется по ме­тоду ASTM D4684 на вис­ко­зи­метре MRV. На­пря­же­ние сдвига не до­пус­ка­ется при любом зна­че­нии вяз­ко­сти. 3 – из­ме­ря­ется по ме­тоду ASTM D445 на ка­пил­ляр­ном вис­ко­зи­метре. 4 – из­ме­ря­ется по ме­то­дам ASTM D4683 или CEC L-36-A-90 на ко­ни­че­ском ими­та­торе под­шип­ника. 5 – зна­че­ние для клас­сов SAE 0W-40, 5W-40, 10W-40. 6 – зна­че­ние для клас­сов SAE 40, 15W-40, 20W-40, 25W-40.
При­мер­ное со­о­т­вест­вие клас­сов вяз­ко­сти мо­тор­ных масел по ГОСТ 17479.1-85 клас­сам вяз­ко­сти по SAE J300 Класс вяз­ко­стиКласс вяз­ко­стиПо ГОСТ 17479.1-85По SAEПо ГОСТ 17479.1-85По SAE

5W

24

60

10W

3з/8

5W-20

15W

4з/6

10W-20

20W

4з/8

10W-20

6

20

4з/10

10W-30

8

20

5з/10

15W-30

10

30

5з/12

15W-30

12

30

6з/10

20W-30

14

40

6з/14

20W-40

16

40

6з/16

20W-40

20

50

5з/16

15W-40

oilfordrive.ru

Можно ли смешивать масла разных производителей? Вязкость моторного масла :: SYL.ru

Можно ли смешивать масла разных производителей? Этот вопрос мучает водителей уже много лет. Однако однозначного ответа на этот вопрос никто не может дать. На одной СТО высказывают свое мнение, которое может противоречить мнению соседней СТО. Давайте в этом разбираться.

Есть ли идеальное масло?

Не существует идеального варианта, который бы подходил именно вам. Даже если сейчас вы найдете какой-либо подходящий смазочный материал, то нет никакой гарантии, что через год или два оно не испортится. Также некоторые масла пропадают с рынка, а новые появляются. Сами производители автомобилей в своих рекомендациях меняют марки масел, которые стоит применять в разработанных ими двигателях.

Отсюда и возникают вопросы владельцев автомобилей, которые хотят знать, а можно ли смешивать масла разных производителей. Ведь случаются ситуации, когда другого выхода нет. Например, загорелся датчик давления масла на трассе, а у человека, который остановился помочь, есть смазочный материал другой марки. Допускается ли смешивание моторных масел в таком случае, чтобы была возможность добраться до ближайшей СТО.

Виды масел

Начнем с того, что все смазки имеют разный состав и разделяются по типу. Основная характеристика – это вязкость моторного масла. Также бывают синтетические, минеральные и полусинтетические масла. По предназначению ГСМ производятся для бензиновых, дизельных двигателей и т.д. Каждый производитель использует свои основы при разработке того или иного масла, добавляет определенные присадки для придания средству промывочных или антикоррозийных свойств и т.д. Поэтому логично предположить, что смешивать продукты разных производителей иногда нежелательно, а иногда вообще нельзя.

Дело в том, что при выходе на рынок масла тестируются на совместимость с ГСМ других брендов. Для того чтобы получить сертификат, из него исключают конфликтные составляющие. Есть и некоторые эталонные масла, которые служат в качестве образца для сравнения новых продуктов. Это помогает определить, какие составы можно смешать между собой, а какие нельзя.

Можно ли смешивать синтетическое и полусинтетическое масло?

Давайте разберемся еще в одном моменте. Можно ли смешивать разные типы масел? Некоторые специалисты утверждают, что делать этого нельзя. Другие особо с этим не спорят, но допускают, что смешать их можно лишь в экстренном случае, когда необходимо просто отогнать автомобиль на СТО, где произведут полноценную замену. Постоянно же ездить со смешанными типами масел нельзя. С этим согласны абсолютно все.

Главная причина кроется в присадках, благодаря которым масла получают необходимые свойства. Также и основа разных типов масел кардинально отличается. Поэтому никто не может гарантировать нормальную работу двигателя, если водитель смешает разные типы ГСМ. Допускается это в экстренных случаях, чтобы отогнать машину на СТО. При этом ехать рекомендуется на низкой скорости при небольших оборотах двигателя.

Основная база синтетики – это растительные тяжелые масла. А при производстве полусинтетических масел используются нефтепродукты. Некоторые специалисты утверждают, что соединение этих продуктов позволит водителю проехать около 500–1000 км, но не более. Так что подобный вариант можно держать про запас на экстренный случай, но смешивать их просто так строго не рекомендуется.

Некоторые автовладельцы в своем любопытстве заходят еще дальше и желают знать, можно ли смешивать минеральное и полусинтетическое масло. Это делать категорические запрещается. Соединить полусинтетическую и минеральную основу точно не получится, ведь их состав абсолютно разный. Последствием такого смешивания может быть:

  1. Очень скорая зашлаковка двигателя и закоксовка колец.
  2. Выпадение в осадок присадок, и, как следствие, потеря необходимых свойств масла.
  3. Резкое повышение вязкости моторного масла, которое в таком состоянии забьет все каналы.

Что касается смешивания минерального масла с синтетическим, то делать этого не рекомендуется. К минеральному маслу необходимо доливать только минеральное.

Какие масла можно смешивать?

Иногда смешивание допускается и вообще не вредит силовой установке. Масла разных производителей, но с одинаковой основой, вязкостью и предназначением для одинаковых двигателей можно смешивать между собой. Однако найти такие продукты достаточно сложно. Ведь нет конкретной таблицы, где была бы указана совместимость масел. Также стоит учитывать, что на рынке достаточно много подделок (иногда достаточно хороших), которые имеют другую основу. И даже смесь подделки с оригиналом явно не пойдет на пользу мотору. Так что вопрос о том, можно ли смешивать масла разных производителей, остается открытым.

Не рекомендуют смешивать синтетические ГСМ разной вязкости даже от одного производителя. А если в дороге что-то случилось, и вам нужно долить масла, то в идеале необходимо позвонить дилеру и уточнять у него, какое масло можно доливать в случае отсутствия "родного" ГСМ. Это необходимо, чтобы в дальнейшем не платить за ремонт.

Если у вас используется моторное масло GM 10W-40, то доливать GM 5W-40 уже не рекомендуется из-за другой вязкости. Если крайне необходимо повысить уровень, то доливать можно масло другого производителя, но с такой же вязкостью (то есть 10W-40). Ну, а если у вас в силовой установке "минералка", то необходимо добавлять точно такое же. Спастись другими маслами не получится.

Что делать, если вы уже смешали масла?

Даже после смешивания масел одинаковой вязкости, но от двух разных производителей, ездить долго с таким "коктейлем" нельзя. На ближайшей СТО необходимо слить масло, промыть мотор и заменить смазку. Вот список действий, которые необходимо предпринять:

  1. Купить в магазине промывочное масло. Также можно использовать для этих целей дизельное топливо.
  2. Приготовить емкость для слива.
  3. Слить смесь масел, которая находится внутри.
  4. Залить промывочное масло. Отметим, что промывать мотор необходимо в случае нарушения условий его эксплуатации. Смешивания масел разных производителей и тем более типов – это серьезное нарушение.
  5. Слить остатки после промывки.
  6. Залить новое масло.

Некоторые советы

После того, как вы смешали разные ГСМ в двигателе последующие две замены масла необходимо проводить раньше срока, так как в узле автомобиля в любом случае будут остатки предыдущей смазки. Если не удается найти тот же продукт производителя, а масло необходимо срочно менять, то предпочтение стоит отдавать маслу с теми же характеристиками, пусть и от другого производителя. Если вы обнаружили черный цвет смазки при проверке щупом, то это говорит о необходимо замены фильтров. Теперь вы знаете, можно ли смешивать масла разных производителей. Старайтесь избегать этого по возможности.

Можно ли смешивать трансмиссионные масла разных производителей?

Ситуация с трансмиссионными маслами обстоит точно так же, как и с моторными. Несмотря на сходные характеристики, специалисты не рекомендуют их смешивать. Как и моторные, трансмиссионные смазки также состоят из базовой основы (синтетика, полусинтетика, минералы) и присадок. И если основа у разных производителей может быть одинаковой, то количество и тип присадок будет явно отличаться. Именно они придают маслу неповторимое отличие. Формулы присадок строжайше засекречены, поэтому невозможно точно определить, что там внутри. Смешивая масла разных производителей, невозможно точно сказать, как поведут себя присадки. Возможно, они выпадут в осадок, и тогда смазка потеряет свои свойства.

Впрочем, в узле трансмиссии отсутствуют такие температурные режимы, которые есть в самом двигателе. Но температура здесь особой роли не играет. Осадок при смешивании – вот основной враг водителей, которые надумали лить масла разных производителей. Конечно, он может и не образоваться. Но подобная лотерея ни к чему. Так что лить разные масла в трансмиссию можно в экстренных случаях, а затем при первой возможности смесь нужно менять.

Популярное заблуждение

Это заблуждение довольно распространено и касается не только трансмиссионных, но и моторных масел. Дело в том, что существует 3 основы: минеральная, синтетическая и полусинтетическая. Многие водители считают, что если минеральную основу смешать с синтетической, то получится полусинтетический микс, и что таким способом можно смешивать остальные смазки. Но на самом деле это не так.

Подобное смешивание влечет за собой образование пены, а через 500 км пробега образовывается осадок в виде белесых хлопьев. После 1000 км пробега вся эта жижа становится очень густой и забивает все отверстия системы. Также подобный состав может выдавить сальники. Если эти огрехи обнаружить на ранней стадии, то можно решить проблему, слив старое масло и залив новое, рекомендованное производителем. В таком случае неприятности можно избежать. Поэтому при смешивании трансмиссионных смазок желательно не кататься на ней более 500 км.

В заключение

Теперь вы понимаете, можно ли смешивать масло в двигателе и как это сделать правильно. При отсутствии острой необходимости этого лучше не делать, но если другого выхода нет, то смешивайте смазки на одинаковой основе и с равными характеристиками.

www.syl.ru

Вязкость масла, часть вторая - АВТОМАСЛО.info

Основное на сайте:
FAQ

Синтетика или минералка?

Масло синтетика имеет более стабильные свойства, чем, к примеру, гидрокрекинговое или полусинтетическое. Вместе с тем, на самом деле, никакое высококачественное и настоящее автомасло не причинит ущерба Вашему двигателю, если его состав, качество и вязкость отвечают предписаниям автопроизводителя. Только интервал замены масла нужно подбирать исходя из происхождения масла-основы.

 
Реклама
Коротко о важном:
любые присадки к моторному маслу – зло!
Присадки в масло могут дать мгновенный эффект, но двигатель потом однозначно придется заменить. Все необходимые и безопасные для двигателя присадки добавляются в масло при его производстве.
 
Масло «ест» любой двигатель!
Вопрос только в причине расхода масла и в количестве. Моторное масло в моторе либо сгорает, либо вытекает из него. Устранить течь гораздо проще, а вот с угаром бороться смысл есть далеко не всегда. Читать о причинах расхода масла и способах их устранения.
 
ГлавнаяФорум

Это вторая статья о вязкости масла (ниже - ссылка на первую часть). Дело в том, что автолюбители задавали множество вопросов и на форуме сайта и через почту. И большинство этих вопросов - результат того, что автопроизводители часто допускают несколько вариантов вязкости, а суждения продавцов масел и даже уважаемых автомехаников часто вообще идут в разрез с рекомендациями автопроизводителей.

Учитывая все это - решил написать еще одну статью о вязкости, надеюсь, ясности в этом вопросе будет немного больше.

Обсуждение материалов о вязкости на форуме

Первая часть: все, что нужно знать о вязкости моторного масла

5W-50 или 0W-30?

Или что хуже для двигателя, завышенная или заниженная вязкость?

Вроде по вязкости автомобильных масел уже все разжевали, да видно не совсем. Вопросы, которые часто задаются на форуме сайта, подсказывают, что нужно написать еще на тему вязкости масла. Итак, что лучше выбрать, большую или меньшую вязкость моторного масла? И как быть, если гарантийный сервис заливает автомобильное масло с непредусмотренной в инструкции по эксплуатации вязкостью?

Сразу скажу в который раз: вязкость автомасла должна соответствовать требованиям автопроизводителя, не зависимо от возраста, пробега, стиля вождения, бюджета и «авторитетного» мнения сервисменов, даже если это официальный сервис. Эта статья написана для сомневающихся и тех, кому просто интересно, почему так. Если Вы – из таких – читайте дальше, если нет – читайте инструкцию по эксплуатации (либо сервисную книжку), и требуйте, чтобы Вам заливали исключительно предусмотренное конструкторами двигателя моторное масло (по всем параметрам, включая вязкость).

Итак, углубляемся в вопрос вязкости моторного масла. Самая понятная большинству автолюбителей пара трения в двигателе – это «поршень-цилиндр», поэтому берем для наглядности именно эту пару трения в свою небольшую логическую экспертизу.

 

Что такое зазоры в парах трения и зачем они нужны?

Для начала, риторический вопрос: диаметр поршня (в сборе с кольцами), и внутренний диаметр цилиндра, одинаковы? Конечно, нет! Для того, чтобы поршень мог сотни раз за минуту сделать поступательные движения в цилиндре, его диаметр просто обязан быть немного меньше, иначе трение мгновенно нагреет обоих участников нашей подследственной пары трения до температур, при которых они разрушатся.

Итак, разница в диаметрах (зазор) есть, вопрос следующий – насколько велик этот зазор, чем он заполнен и на что он влияет? Исходя из принципа работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС), именно этот зазор и определяет в результате КПД мотора (коэффициент полезного действия), ибо именно через этот зазор происходит «утечка» толкательной силы взрыва топливной смеси в цилиндре. Таким образом получается, что чем меньше зазор – тем больше мощность?

С другой стороны, как уже говорилось, зазор (пусть минимальный) все-таки необходим, кроме того, как и любой другой паре трения, нашей паре также обязательно нужна постоянная смазка. Поэтому, главная задача конструкторов сделать этот зазор точно соответствующим той масляной пленке, которую создает моторное масло, имеющее такое свойство, как вязкость. В этом случае мощность двигателя будет максимально возможной (при прочих равных) для его конструкции.

Вот на этом месте как раз и начинаются проблемы. Почему? Да потому, что вязкость масла – величина переменная, существенно зависящая от температуры в обратной пропорции. Например, у стандартного масла 5W-40, при прогреве двигателя, скажем от 40 до 100°С, реальная вязкость падает с примерно 90 до 14 мм2/с, т.е. более, чем в 6 раз! И падает вязкость не одномоментно, а постепенно, по кривой. И кривая эта у каждого масла своя. Соответственно, если температура масла ниже 40 – вязкость будет еще больше, если выше 100 – еще меньше. Очевидно, что вместе со значением вязкости изменяется и толщина пленки на парах трения.

 

Прогрев двигателя и вязкость автомасла

Что-же происходит в двигателе, когда он холодный и вязкость масла в разы превышает расчетную рабочую? Вспоминаем школьный курс физики и делаем вывод: если масляная пленка толще зазора, увеличивается сила трения, что приводит к падению мощности и повышению температуры. Именно в этом и заключается «секрет» моторостроителей: они рассчитывают зазоры именно под рабочие температуры двигателя (каковыми для большинства моторов считается диапазон 100-150 °С), сознательно заставляя двигатель работать под повышенными нагрузками при прогреве.

Именно завышенная вязкость холодного масла помогает двигателю прогреться быстрее. И именно поэтому автопроизводители категорически не рекомендуют нагружать двигатель до полного прогрева. Ну и именно по этой причине специалисты утверждают, что один (каждый) прогрев мотора в сильные морозы отнимает порядка 300-500 километров у общего моторесурса нового двигателя (не путать с ресурсом моторного масла – на сервисный интервал это влияет не так сильно).

 

Нужно отметить, что со временем внутренние поверхности двигателя постепенно изнашиваются, зазоры увеличиваются, соответственно, степень влияния повышенной вязкости холодного автомасла на износ уменьшается.

 

Вязкость масла при рабочих температурах

Что же происходит, когда двигатель, и, соответственно, моторное масло, прогрелись до рабочей температуры? А в этот момент начинает работать система охлаждения двигателя. Происходит все примерно по такой схеме (очень упрощенно): при повышенной нагрузке или оборотах коэффициент трения увеличивается => температура масла растет => вязкость масла падает => толщина масляной пленки уменьшается => коэффициент трения уменьшается => температура масла падает (не без помощи системы охлаждения), или во всяком случае, ее рост существенно замедляется. Круг замкнулся, мотор работает. Но вязкость и температура моторного масла при этом не стоят на месте – они динамически изменяются в определенных, строго рассчитанных производителем мотора диапазонах.

Таким образом, на самом деле, эффективность работы двигателя зависит не от абсолютного значения вязкости при определенной температуре, а от динамики ее изменения при работе в определенном диапазоне рабочих температур и соответствия этой динамики конструкции конкретного мотора.

Не следует забывать о том, что любой двигатель, особенно современный – очень точный механизм, и от этой самой точности в основном и зависят все те параметры, по которым мы, обычно, оцениваем потребительскую привлекательность двигателя: мощность, крутящий момент, топливная экономичность.

 

И вот тут как раз приобретает особенную ценность главный вопрос: а есть ли разница в зазорах и рабочих температурах двигателей разных типов, объемов и производителей? Есть, и разница эта очень существенна, особенно если речь идет о последних моделях двигателей. Именно поэтому существуют разные допуски автопроизводителей для моторных масел, а также различные по температурно-вязкостным требованиям классы качества некоторых международных классификаций (наиболее яркий пример – классификация ACEA).

Подчеркну, речь идет далеко не только о маслах с разным индексом вязкости по SAE! Индекс высокотемпературной вязкости по SAE присваивается исходя из абсолютных значений вязкости масла при температурах 100 и 150 °С (детальнее, см. таблицу вязкости масла – там есть все диапазоны). А вот до, между, и после указанных промежуточных значений, кривая изменения вязкости разных масел при изменении температуры может достаточно сильно отличаться. Уже не говоря о том, что даже в указанных контрольных точках температуры, требования SAE предполагают не точные значения вязкости, а достаточно широкий их диапазон.

Таким образом, даже два разных масла, на этикетках которых написано, скажем, 5W-40, вполне могут иметь разную абсолютную вязкость при температуре 90, 120, или 145 °С. И именно эта динамика, в числе прочих параметров, зашифрована в тех самых таинственных буквах и цифрах допусков автопроизводителей и классификаций качества моторных масел. Причем, следует в который раз подчеркнуть: динамика вязкости масла не может быть хорошей или плохой – она должна быть подходящей, т.е. соответствующей конструкции конкретного двигателя!

 

Что происходит, когда вязкость масла выше нормы?

Итак, двигатель прогрелся до рабочих температур, но вязкость масла не упала до нужного (рассчитанного конструктором) значения, что произойдет? На нормальных оборотах и нагрузках в принципе ничего страшного – температура двигателя несколько повысится и вязкость упадет до необходимой нормы, которая уже будет компенсироваться системой охлаждения. В этом случае рабочая температура двигателя будет выше нормы для этих оборотов и нагрузки, но при этом все еще будет, скорее всего, укладываться в допустимый диапазон. Другой вопрос в том, что двигатель будет большую часть времени работать на более высокой температуре, что однозначно не способствует увеличению его моторесурса.

Совсем другое дело, если Вы, к примеру, резко увеличите обороты мотора (экстренный разгон при обгоне на затяжном подъеме, например). скорость сдвига резко возрастает, а вязкость не соответствует текущей температуре (опять таки речь идет о расчетах конструктора двигателя), поэтому двигателю в этот момент придется прогреться несколько больше (до более высокой температуры), чтобы снизить уровень вязкости масла до допустимого значения. И в этот момент температура масла и двигателя вполне может перейти предельно допустимую безопасную норму. Результат этого всего примерно таков (если перевести на понятный автолюбителю язык): если вязкость масла выше нормы, предусмотренной производителем, двигатель постоянно работает в режиме повышенных температур, от чего быстрее изнашиваются его детали. Кроме того, рабочие температуры еще напрямую влияют и на ресурс самого моторного масла: чем выше температура, тем скорее масло окисляется и приходит в негодность. Так что такое масло и менять нужно гораздо чаще.

В любом случае, все негативные последствия завышения вязкости масла Вы никак не сможете, без сложных замеров и вскрытия двигателя, заметить или почувствовать в относительно коротком промежутке времени, это вылезет не через 10 ил 20 тысяч км, а скорее через 100-150 тысяч. И доказать, что причина повышенного износа двигателя именно в неподходящем автомобильном масле практически невозможно – поэтому многие сервисмены, и даже официальные СТО часто не особенно утруждают себя вопросом соответствия вязкости масла, которое они заливают, требованиям автопроизводителя для данного конкретного мотора. Помните – им выгодно, если после окончания гарантийного срока Ваш мотор придет в негодность, даже если Вы не будете у них ремонтироваться!

 

Заниженная вязкость масла – угроза клина?

Совершенно обратная ситуация возникает, когда вязкость масла ниже нормы. Сейчас практически все производители автомобильных масел делают так называемые энергосберегающие масла, с пониженной высокотемпературной вязкостью. Причем, речь идет именно о вязкости при высоких температурах и скорости сдвига HTTS (более 100 °С), поэтому индекс вязкости по SAE у этих масел такой-же, как у обычных. Отличаются эти масла от обычных классами качества и допусками автопроизводителей. В частности, низковязкие масла соответствуют классам качества ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5.

Проблема заключается в том, что для таких масел делают специальные моторы! А в обычном двигателе, не рассчитанном на такую низкую вязкость, применять такое автомасло просто опасно. Речь идет о том, что при высоких температурах и на высоких оборотах пленка, создаваемая на парах трения становится слишком тонкой, в результате чего снижается эффективность смазки и существенно возрастает расход масла на угар. При определенном стечении обстоятельств мотор может даже заклинить.

Таким образом, занижать вязкость масла по сравнению с требованиями автопроизводителя гораздо опаснее, чем завышать. Поэтому ни в коем случае не следует применять автомасла классов ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5, а также специальные, на которых написан только один допуск (одобрение) автопроизводителя, если эти классы качества либо допуски не значатся в Вашей сервисной книжке или инструкции по эксплуатации.

 
Информация о производителях моторных масел
Технические данные

avtomaslo.info

www.e-migdal.ru

Масла гидравлические - информация. СМС групп (8352) 28-82-72

Гидравлические масла (рабочие жидкости для гидравлических систем) разделяют на нефтяные, синтетические и водно-гликолевые. По назначению их делят в соответствии с областью применения:

- для летательных аппаратов, мобильной наземной, речной и морской техники;

- для гидротормозных и амортизаторных устройств различных машин;  - для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных масляных систем различных агрегатов, машин и механизмов, составляющих оборудование промышленных предприятий.

В данной главе рассмотрены рабочие жидкости для гидросистем мобильной техники, обозначенные ГОСТ 17479.3-85 как гидравлические масла, а также некоторые наиболее распространенные гидротормозные и амортизаторные жидкости на нефтяной и синтетической основах.

Основная функция рабочих жидкостей (жидких сред) для гидравлических систем - передача механической энергии от ее источника к месту использования с изменением значения или направления приложенной силы.

Гидравлический привод не может действовать без жидкой рабочей среды, являющейся необходимым конструкционным элементом любой гидравлической системы. В процессе постоянного совершенствования конструкций гидроприводов отмечаются следующие тенденции:

  • повышение рабочих давлений и связанное с этим расширение верхних температурных пределов эксплуатации рабочих жидкостей;
  • уменьшение общей массы привода или увеличение отношения передаваемой мощности к массе, что обусловливает более интенсивную эксплуатацию рабочей жидкости;
  • уменьшение рабочих зазоров между деталями рабочего органа (выходной и приемной полостей гидросистемы), что ужесточает требования к чистоте рабочей жидкости (или ее фильтруемости при наличии фильтров в гидросистемах).

 

С целью удовлетворения требований, продиктованных указанными тенденциями развития гидроприводов, современные рабочие жидкости (гидравлические масла) для них должны обладать определенными характеристиками:

  • иметь оптимальный уровень вязкости и хорошие вязкостно-температурные свойства в широком диапазоне температур, т.е. высокий индекс вязкости;
  • отличаться высоким антиокислительным потенциалом, а также термической и химической стабильностью, обеспечивающими длительную бессменную работу жидкости в гидросистеме;
  • защищать детали гидропривода от коррозии;
  • обладать хорошей фильтруемостью;
  • иметь необходимые деаэрирующие, деэмульгирующие и антипенные свойства;
  • предохранять детали гидросистемы от износа;
  • быть совместимыми с материалами гидросистемы.

Большинство массовых сортов гидравлических масел вырабатывают на основе хорошо очищенных базовых масел, получаемых из рядовых нефтяных фракций с использованием современных технологических процессов экстракционной и гидрокаталитической очистки.

Физико-химические и эксплуатационные свойства современных гидравлических масел значительно улучшаются при введении в них функциональных присадок - антиокислительных, антикоррозионных, противоизносных, антипенных и др.

Принятая в мире классификация минеральных гидравлических масел основана на их вязкости и наличии присадок, обеспечивающих необходимый уровень эксплуатационных свойств. 

В соответствии с ГОСТ 17479.3-85 ("Масла гидравлические. Классификация и обозначение") обозначение отечественных гидравлических масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквами "МГ" (минеральное гидравлическое), вторая - цифрами и характеризует класс кинематической вязкости, третья - буквами и указывает на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.

 

Табл.1. Классы вязкости гидравлических масел

Класс вязкости

Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с

5

4,14-5,06

7

6,12-7,48

10

9,00-11,00

15

13,50-16,50

22

19,80-24,20

32

28,80-35,20

46

41,40-50,60

68

61,20-74,80

100

90,00-110,00

150

135,00- 165,00

 

По ГОСТ 17479.3-85 (аналогично международному стандарту ISO 3448) гидравлические масла по значению вязкости при 40 °С делятся на 10 классов(см. таблицу).

В зависимости от эксплуатационных свойств и состава (наличия соответствующих функциональных присадок) гидравлические масла делят на группы А, Б и В.  

Группа А (группа НН по ISО) - нефтяные масла без присадок, применяемые в малонагруженных гидросистемах с шестеренными или поршневыми насосами, работающими при давлении до 15 МПа и максимальной температуре масла в объеме до 80 °С.

Группа Б (группа HL по ISO) - масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками. Предназначены для средненапряженных гидросистем с различными насосами, работающими при давлениях до 2,5 МПа и температуре масла в объеме свыше 80 °С.  

Группа В (группа HM по ISO) - хорошо очищенные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками. Предназначены для гидросистем, работающих при давлении свыше 25 МПа и температуре масла в объеме свыше 90 °С.

В масла всех указанных групп могут быть введены загущающие (вязкостные) и антипенные присадки.

Загущенные вязкостными полимерными присадками гидравлические масла соответствуют группе НV по ISO 6743/4.

В таблице приведено обозначение гидравлических масел существующего ассортимента в соответствии с классификацией по ГОСТ 17479.3-85.  

В таблице кроме чисто гидравлических масел включены масла марок "А", "Р", МГТ, отнесенные к категории трансмиссионных масел для гидромеханических передач. Однако благодаря высокому индексу вязкости, хорошим низкотемпературным и эксплуатационным свойствам и из-за отсутствия гидравлических масел такого уровня вязкости они также используются в гидрообъемных передачах и гидросистемах навесного оборудования наземной техники.

Некоторые давно разработанные и выпускаемые гидравлические масла по значению вязкости нестрого соответствуют классу по классификации, обозначенной ГОСТ 17479.3-85, а занимают промежуточное положение. Например, масло ГТ-50, имеющее вязкость при 40 °С 17-18 мм2/с, находится в ряду классификации между 15 и 22 классами вязкости.  

По вязкостным свойствам гидравлические масла условно делятся на следующие:

  • маловязкие - классы вязкости с 5 по 15;
  • средневязкие - классы вязкости 22 и 32;
  • вязкие - классы вязкости с 46 по 150.

gidro21.narod.ru

Вязкость гидравлических жтдкостей

   Вязкость — свойство жидкости оказывать сопротивление сдвигу одного слоя относительно другого под действием касательной силы внутреннего трения. Напряжение трения согласно закону Ньютона пропорционально градиенту скорости dC/dy

t=hdC/dy.

Коэффициент пропорциональности h носит название динамиче-ской вязкости

h=  t/dv/dy.

Единицей динамической вязкости является 1Па.с.(паскаль-секунда).

   Более распространённым является другой показатель — кинематическая вязкость , которая учитывает зависимость сил внутреннего трения от инерции потока жидкости. &nbsp&nbsp&nbspКинематическая вязкость ( или коэффициент динамической вязкости) определяется выражением

g=h/r.

Единицей кинематической вязкости является 1м2/c. Эта величина велика и неудобна для практических расчётов . Поэтому используют величину в 104 меньше -1 см2/c = 1Cт(стокс) , или 1 сотую часть Ст — сСт (сантистокс). В нормативно-технических документах обычно ука-зывают кинематическую вязкость при 100°С — (g100) или при    50 °С -(g50). Для новых марок масел  в соответствии с международными нормами указывается вязкость при 40°С (точнее при 37.8°С) — g40. Указанная температура соответствует 1000 по Фаренгейту.

   На практике используются и другие параметры , характеризующие вязкость жидкостей. Часто используют так называемую условную или относительную вязкость , определямую по течению жидкости через малое отверстие вискозиметра (прибора для определения вязкости) и сравнению времени истечения с временем истечения воды. В зависимости от количества испытуемой жидкости , диаметра отверстия и других условий испытаний применяют различные показатели. В России для измерения условий вязкости приняты условные градусы Энглера (°Е), которые представляют собой показания вискозиметра при 20, 50 и 100°С и обозначаются соответственно °E20; °E50 и °E100 . Значение вязкости в градусах Энглера  есть отношение времени истечения через отверстие вяскозиметра 200 см3 испытуемой жидкости к времени истечения такого же количества дистиллированной воды при t=20 С..

   Вязкость жидкости зависит от химического состава , от температуры и давления. Наиболее важным фактором , влияющим на вязкость , является температура. Зависимость вязкости от температуры  различна для различных жидкостей. Для масел в диапазоне температур  от t = +50 0C  до температуры начала застывания  применяется фор-мула :

nж= n50 e (A / Tжa )

где nж —  значение кинематической  вязкости при температуре Tж ( ° K), в cCm;

A и a  — эмпирические коэффициенты

   Для некоторых рабочих  жидкостей   значения коэффициентов  А и а  приведены в  табл. 1.

Таблица  1.

ВМГ3 АМГ-10 МГ-20 МГ-30
А* 10-8 10,98 10,82 40 94
а 3,06 3,06 3,77 3,91

Зависимость вязкости от температуры, или так называемые      вязкостно-температурные свойства рабочих жидкостей, оцениваются с помощью индекса вязкости (ИВ) , являющегося паспортной характеристикой  современных масел .  Масла с высоким индексом вязкости меньше изменяют свою вязкость при изменении температуры. При небольшом индексе вязкости зависимость вязкости от температуры сильная.  ИВ   определяется сравнением  данного масла с двумя эталонами.

   Один из этих эталонов характеризуется крутой вязкостно-температурной характеристикой , т. е. сильной зависимостью вязкости от температуры , а другой —  пологой характеристикой.

   Эталону с крутой характеристикой присвоен ИВ=0 , а эталону с пологой характеристикой  — ИВ = 100.

   В соответствии с ГОСТ 25371-82  ИВ  вычисляется по формуле :

ИВ =(n-n1) /(n-n2)  или      ИВ=(n-n1) / n3

где n —   кинематическая  вязкость  эталонного  масла  при  t= 40 0C  с ИВ=0 и имеющим при   t=100 0С   такую же кинематическую вязкость как и данное масло, сСm ;

n1 — кинематическая вязкость данного масла при t=40 0C ,   сСm ;

n2 — кинематическая вязкость эталонного масла       при t=40 0C, с ИВ=100  и имеющим при t=100 0C такую же вязкость , что и данное масло, сСm ;

n3= n- n2 ,  cCm .

Реальные рабочие жидкости имеют  значения ИВ  от 70 до 120.

   Вязкость рабочей жидкости увеличивается с повышением давления.   Для практических расчетов  может использоваться формула, связывающая динамическую вязкость с давлением:

hр=h0 ap

где  h0 и  hр — динамические вязкости при атмосферном давлении и давлении р .

а  —    постоянный    коэффициент;  в зависимости от марки масла  а = 1,002 — 1,004.

   При низких температурах масла застывают. Температурой застывания   (ГОСТ 20287-74) называется температура , при которой масло загустевает настолько , что при наклоне пробирки с маслом на 450 его уровень в течение 1 мин. остается неподвижным.  При температуре застывания работа гидропривода невозможна.  Минимальная рабочая температура принимается на 10-150 выше температуры застывания.

   Вязкость рабочей жидкости оказывает непосредственное влияние на рабочие процессы и явления , происходящие как в отдельных элементах,  так и в целом гидроприводе.  Действие вязкости неоднозначно и требуются тщательные исследования для рекомендации оптимальной вязкости для конкретного гидропривода. Изменение вязкости является критерием достижения предельного состояния рабочей  жидкости.

   При чрезмерно высокой вязкости силы трения в жидкости настолько значительны , что могут привести к нарушению сплошности потока. При этом происходит незаполнение рабочих камер насоса , возникает кавитация, снижается подача  , ухудшаются показатели надежности.

   Но помимо этого, высокая вязкость рабочей жидкости позволяет снизить утечки через зазоры, и щелевые уплотнения. При этом объёмный КПД увеличивается. Но высокая вязкость одновременно увеличивает  и трение в трущихся парах  и снижает механический КПД. Одновременно снижается  и гидравлический КПД , так как возрастают гидравлические потери.

   Рекомендуется выбирать рабочую жидкость таким образом, чтобы кинематическая вязкость при длительной эксплуатации в гидроприводе с шестеренными насосами находилась в пределах 18-1500 cCm , в гидроприводе  с пластинчатыми насосами  10 — 4000 cCm и в гид рабочей жидкости связаны с прочностью мароприводе с аксиально-поршневыми насосами 6-2000 cCm.

for-engineer.info


Смотрите также