Индекс масла моторного


Индекс вязкости моторного масла: расшифровка

Автомобилистов часто волнует вопрос, как разобраться в маркировке моторного масла. Ведь у каждого есть свой индекс вязкости моторного масла. Чем руководствоваться в данном в данном случае. Ответ на данный вопрос будет дан ниже.

Что такое вязкость моторного масла?

Вязкость моторного масла – возможность масляной пленки задерживаться на стенках узлов двигателя, гарантируя этим качественное смазывание. Тем самым недопущение прямого контакта рабочих поверхностей, делая минимальное трение между ними. Таким образом, масляная пленка обеспечивает возможность деталям мотора долго служить, не изнашиваться и не допускать трения при высоких температурах.

Однако, вязкость – это не постоянный параметр. Т.е. вязкость моторного масла изменяется пропорционально перепаду температур.

Стоит помнить требования:

  1. Слишком низкая вязкость может способствовать повреждению узлов мотора, по причине трения метал о метал.
  2. При слишком большой вязкости узлам мотора достаточно затруднительно двигаться относительно друг друга. Густую жидкость сложнее прокачать по масляным каналам, приводит к недостаточной смазке и увеличению расхода горючего.

Узнать необходимую вязкость можно в техническом описании в руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию авто.

На что влияет индекс вязкости моторного масла

Индекс вязкости моторного масла – незаменимый параметр, обеспечения качественной работы мотора. Некоторые автовладельцы не интересуются этим, поэтому возникают трудности и различные поломки, в результате залива неподходящей жидкости.

Индекс вязкости моторного масла напрямую оказывает влияние на возможность жидкости находится на стенках мотора при изменении температуры.

Характеризует показатель жидкого состояния с повышением температуры.

Тем самым, чем ниже индекс, тем в более жидкое состояние переходит, таким образом, формируется тонкая масляная пленка. Большая вероятность того, что из-за ненадлежащей толщины пленки, увеличится изнашивание узлов. На практике, низкий индекс смазывающей жидкости вызывает тяжелый пуск мотора при низких температурах, либо большой износ при высоких температурах.

Высокий индекс — широкий диапазоне температур, за счет чего обеспечивается качественное функционирование мотора и необходимая толщина масленой пленки.

Расшифровка индекса вязкости моторного масла

Стандарт SAE

Для квалификации смазывающих средств по определенным параметрам введен международный стандарт SAE. Указывается этикетке тары с моторной жидкостью.

Масла квалифицируются на зимние, летние и всесезонные. Такая квалификация приводится в технической литературе, так и в описаниях производителей. На самом же деле, в продаже, в большенстве, всесезонные.

  1. Летние масла обозначаются как SAE 20.
  2. Зимние SAE 20W.
  3. Индекс вязкости всесезонного моторного масла выглядит следующим образом *w-**, где * — это цифры (10W-40).

Рассмотрим это подробнее всесезонные.

  1. Буква w, это первая буква английского слова «winter» (с английского зима). Цифры в индексе имеются слева и справа от «w». Таким образом, буква «w» обозначает, что данное моторное масло можно применять в любое время года. Такое масло более распространено на рынке. Летний вид масла будет иметь иное обозначение.
  2. Слева, отображают зимний параметр. Что это значит? Чем меньше цифра, тем более на низкую температуру рассчитано моторное масло. Рассчитывается достаточно просто. За основу берется значение 40. Если моторное масло 10w, то от значения слева от w вычитается 40, в итоге получаем -30C. Что и является максимально допустимой температурой, при которой моторное масло будет гарантированно прокачано в моторе.
  3. Цифры справа от «w» означают диапазон изменения вязкости масла. Таким образом, указывают на кинематическую вязкость в полностью разогретом моторе. Измеряется в сантистоксах. 1 сСт (сантистокс) – это вязкость воды при 20 градусов тепла. Вязкость с цифрой 40 будет от 13 до 16 сСт. Таким образом, чем выше цифры, тем более вязкой станет жидкость в нагретом моторе.

Цифры после тире с температурой в летний период никак не связаны. Многие автомобилисты считают, что цифры отображают температуру в летний период, для которого подходит масло. И это ошибочное мнение. Т.к. в разогретом двигателе масло достигает температуры свыше 100C.

Стандарт API

Здесь квалификация немного иная. Обозначение содержит две буквы латинского алфавита:

  1. Первая S либо C. Для бензинового и дизельного двигателя, соответственно.
  2. Вторая характеризует класс качества. Чем ближе буква к концу алфавита, тем выше качество.

API для бензиновых моторов:

  • SC – авто до 1964 г.
  • SD – авто до 1964-1968 гг.
  • SE – авто до 1969-1972 гг.
  • SF – авто до 1973-1988 гг.
  • SG – авто до 1989-1994 гг.
  • SH – авто до 1995-1996 гг.
  • SJ – авто до 1997-2000 гг.
  • SL – авто до 2001-2003 г.
  • SM – авто после 2004 г.

API для дизельных моторов:

  • CB – авто до 1961 г.
  • CC – авто до 1983 г.
  • CD – авто до 1990 г.
  • CE – авто до 1990 г., для двигателя с турбиной.
  • CF – авто с 1990 г., для двигателя с турбиной.
  • CG-4 – авто с 1994 г., для двигателя с турбиной.
  • CH-4 – авто с 1998 г.
  • CI-4 – современные авто, для двигателя с турбиной.
  • CI-4 plus – значительно выше класс.

Таким образом, для бензиновых двигателей (годом выпуска после 2004 г) высшим классом качества считается моторное масло SM, а для дизельных (современные автомобили) CI – 4 plus.

Если вы собираетесь производить замену моторного масла, то следует идти по возрастающим характеристикам, но только лишь пару пунктов. Например, с SJ переходить на SL. Но никак нельзя переходить с SD на SL, т.к. масло может оказать слишком агрессивным.

Стандарт ACEA

  1. С А1 по А5 – моторное масло для бензиновых моторов
  2. С В1 по В5 – для дизельных двигателей.

Стоит знать, что А5 и В5, по данному стандарту, обладают низкой вязкостью, предназначены исключительно для определенных моторов.

Что лучше: высокая или низкая вязкость?

Что случится с двигателем, если во время прогрева, в мороза, если вязкость моторного масла окажется слишком высокой, вполне очевидно. Увеличение силы трения приведет к увеличению температуры двигателя до тех пор, пока вязкость не станет оптимальной. Ничего плохого в этом нет, однако мотор будет работать при более высокой температуре, чем было рекомендовано производителем. Соответственно, способствует более быстрому износу узлов мотора. Возникает большая вероятность поломки. Также, стоит учесть, что моторное масло придется производить замену чаще, т.к. повышенная температура увеличивает ее расход.

Намного хуже, если Вы зальете жидкость вязкостью ниже, чем это требуется. То, что мотор может заклинить при высоких оборотах, вполне реально.

В заключение…

Чем старее авто, тем быстрее изнашиваются узлы двигателя. Выходит так, что жидкость с малой вязкостью уже не сможет обеспечить необходимую смазку и покрытие масляной пленкой узлов. Поэтому и нужно переходить на более вязкие моторное масла.

Руководствуясь данной статьей, можно определить, что наиболее оптимальный индекс вязкости моторного масла для моторов, проработавшие более 75% своего ресурса, будет для лета 15w-50, для зимы 0w или 5w. Для более новых авто, с малым пробегом лучше всего подойдет масло с индексом 5w-20 либо 5w-30.

carrepair7.ru

Что такое индекс вязкости масла

Такой физический параметр, как вязкость масла считается самым неявным показателем. При этом владельцы авто уделяют пристальное внимание индексу вязкости масла при выборе продукта.

к содержанию ↑

Какую роль играет вязкость масла

Первое функциональное значение масляной пленки для подвижных деталей механизмов двигателя – недопущение прямого контакта рабочих поверхностей. Температурный диапазон работы силового агрегата значительно разнится. При значительной нагрузке нагрев масла достигает 140 °С. Сохранить характеристики продукта на стабильном уровне в таких условиях сложно.

Понятие индекс вязкости масла – это способность жидкости оставаться на смазываемой поверхности деталей, при сохранении текучести состава.

Для корректной работы масла с различными типами моторов производитель учитывает целый ряд факторов:

  • тип используемого моторного топлива;
  • степень форсирования мотора;
  • используемые конструкционные материалы и решения в двигателе.

Вязкость моторного масла подбирается таким образом, чтобы обеспечить максимальное полезное действие, и обеспечить минимальный износ поверхностей деталей.

к содержанию ↑

Обозначение моторного масла

Наибольшую известность в маркировки моторных масел получил американский стандарт SAE. Согласно с отмеченной классификацией индекс вязкости моторного масла представлен аббревиатурой следующего вида: 5W-40. Каждую позицию этого обозначения следует понимать следующим образом:

  1. Моторное масло Liqui Moly МoS2 Leichtlauf 15W-40

    Первая цифра определяет порог проворачиваемости двигателя стартером. При значении показателя «5» необходимо отнять значение «40». Полученная цифра «–35» выражает искомый результат в градусах.

  2. Буквенное обозначение W означает допуск к применению масел в любое время года. Именно всесезонные жидкости наиболее представлены на рынке. Летний состав такого обозначения иметь не будет.
  3. Последнее значение определяет диапазон изменения вязкости масла, выраженный в сантистоксах (сСт). Например, при указанном значении 40 этот показатель изменится с 12,5 до 16,3 сСт.

Последнее значение автомобильные эксперты называют высокотемпературной вязкостью, т.е. вязкостью масла после температуры 100 °С. Самостоятельно водитель не сможет уверенно определить, что для определенного типа двигателя подойдет состав с определенной вязкостью. Это определяется экспериментальным путем на стадии тестирования силового агрегата.

к содержанию ↑

Значение выбора масла по вязкости

При выборе продукта для двигателя автомобиля не стоит экспериментировать, подбирая индекс моторного масла, не рекомендованный производителем. Выбирать следует в пределах вилки, которую определяет разработчик.

Масло 5W-30 подойдет для моторов с небольшим пробегом автомобиля. Это связано с отсутствием значительных зазоров в подвижных парах и подшипниках. В такой ситуации масла с более низкой вязкостью будет вполне достаточно. Второй особенностью станет меньший расход топлива за счет легкой проворачиваемости мотора.

Моторное масло с показателем вязкости 5W-40 за счет увеличенного показателя вязкости при нагреве сможет компенсировать несколько увеличенный износ за счет повышения несущей способности масляной пленки.

Рекомендации по подбору масел по вязкости

Использование продукта с заведомо низкой вязкостью расценивается владельцем автомобиля как энергосберегающий подход. Однако следует учитывать, что высокая температура или работа на высоких оборотах могут привести к сжиганию масла в цилиндрах. жидкость с низкой вязкостью растекается по поверхности тонкой пленкой, что и приведет к недостаточной защите поверхности. Вероятность заклинивания двигателя существенно возрастает.

Вязкость моторного масла по SAE

При использовании масла с повышенной вязкостью для нормальной работы двигателя потребуется выход на более высокую рабочую температуру. Это возникнет при необходимости выведения вязкости до нормально уровня. Таким образом, для приведения одного параметра в норму, будут нарушены другие значения. Весь отлаженный механизм станет работать в более высоком температурном режиме. Не исключены негативные воздействия на отдельные материалы, повышенная нагрузка на системы и механизмы двигателя.

Работа двигателя основана на достижении определенного баланса. На начальном этапе, когда масло имеет высокую вязкость, сопротивление движению несколько большее. За счет преодоления этих сил увеличивается общая температура силового агрегата. Вязкость масла снижается, обеспечивается снижения коэффициента трения. Дальнейший температурный баланс поддерживается за счет работы системы охлаждения.

к содержанию ↑

Вязкость масла в холодном состоянии

Вязкость различных масел

Выбор моторного масла с рекомендованной вязкостью также важен и при запуске холодного мотора. Производители закладывают в алгоритм работы двигателя режим прогрева. Не случайно при запуске мотор работает с повышенной нагрузкой. Это сделано для скорого выхода на рабочие температуры, поскольку все зазоры в рабочих парах рассчитаны на работу при температурах более 100 °С.

Подбор масла с оптимальной вязкостью позволяет обеспечить выход на рабочую температуру быстрее. Скорый выход в рабочий режим сохраняет заложенный ресурс двигателя. Подсчитано, что один холодный запуск приравнен к совершению пробега в 300 км. При использовании масла не соответствующего требованиям, этот показатель существенно возрастает.

При прогреве двигателя не забывайте, что в других узлах автомобиля работают смазывающие составы. Масло в коробке передач, в гидроусилителе руля, амортизаторах и подшипниках также имеют свои показатели вязкости. Именно поэтому не стоит прогревать мотор до рабочих температур на стоящем автомобиле. После 5-минутного прогрева начинайте движение.

Главное помните, первые 2-3 километра не форсируйте работу двигателя. Не превышайте рабочий диапазон вращения коленчатого вала свыше 2 тыс. оборотов, и не делайте значительных ускорений. В таком режиме прогрев мотора пройдет быстрее, а одновременно во всех узлах и системах масло станет не таким густым.

Видео: Мифы Про Масла и Присадки №3 «Расшифровка Индексов»

Видео: Мифы про масла и присадки №1 Когда нужно менять масло

Видео: Теория ДВС: Моторные Масла и добавки

driving24.ru

Вязкость масла: что означают цифры и классы вязкости sae

Нескончаемые дебаты ведутся между автолюбителями и сервисными доками на излюбленные масленые темы: Что означают цифры на упаковке? Что такое индекс вязкости масла? В чем измеряется вязкость? Как ее можно определить? Что такое SAE и как оно классифицирует масла? С какой вязкостью выбрать масло на лето? Наша информационная статья будет построена в качестве диалога со всеми читателями.

Содержание статьи

Что такое автомобильное масло?

Автомобильные масла служат для защиты и смазки деталей двигателя внутреннего сгорания. Если кто то не знает, то двигатель — это не монолитная конструкция, а живой организм, в котором разные детали двигаются между собой и создают трение. Соответственно посредством этого трения, поверхность деталей стирается. Масло в автомобиле защищает поверхности, образуя специальную защитную пленку.

Какое автомобильное масло хорошее и как его выбрать?

Автомобильное масло абсолютно все хорошее, главное что бы оно точно подходило под двигатель автомобиля. В данном случае убеждение, чем дороже, тем лучше ошибочно и вредоносно. Единственно правильный выбор масла для своего авто лежит через сервисную книжку производителя. Именно там можно точно обнаружить, какое масло для автомобиля необходимо, так как расчет происходит от модели и модификации двигателя. Едем дальше.

Что означают цифры на упаковке с маслом?

В первую очередь они означают сорт масла, к примеру минеральное, полусинтетическое, синтетическое. Далее цифры говорят нам, как масло ведет себя в различные сезоны и при различных температурах. Рассмотрим на всем знакомом примере — 5W30. Цифра пять говорит нам о том, что масло работает при критической температуре в 30 градусов ниже отметки ноль. Почему, потому что так договорились и стали отнимать нарисованную на упаковке цифру от условленных 35 градусов мороза. Из этого следует, что чем выше первая цифра, тем меньше масло доставит проблем в глухую стужу.

Смотрим дальше. Буква W означает зиму, это первая буква слова «зима» в английском языке. Из этого следует, если на упаковке нарисованы только одна цифра и одна буква, то масло нельзя использовать летом, это чисто зимний вариант. Разобравшись с 5W смотрим на цифры после, если они есть, в нашем случае — это 30. Цифра отвечает за то, что бы показать автомобилисту, что масло работает и в летний сезон без замены (5W30).

Так же цифра 30 рассказывает, что масло помещенное в температурный коридор от 100 до 150 градусов выше нуля имеет следующие параметры: минимум при ста — 9,3; максимум при ста — < 12,5; 2,9 при 150 градусах скорости сдвига 106с.

Ничего не понятно? Разбираемся дальше, потому что цифра 30 — это образ собирательный.

Что такое вязкость?

Вязкость — параметр показывающий, при каких температурах масло перестанет действовать на двигатель как смазка.

Что может произойти? При низких температурах масло застынет, при высоких — начнет стекать с деталей по принципу воды, не оставляя защитную пленку. Чем выше цифра, отвечающая за «горячую» работу авто, тем масло имеет более высокою вязкость, можно сказать, что оно плотнее и гарантировано оставит защитну на деталях. Хорошо это или плохо мы рассмотрим дальше на примере, но ответы нужно искать опять же в сервисной книжке автомобиля.

Какое масло лучше летом вязкое или нет?

Стандартное трение между поршневой системой и цилиндрами. Что произойдет если масло будет очень вязкое? Собственно на первый взгляд ничего, машина как работала, так и будет работать. Но, двигателю будет тяжело прокачать густую смесь и протолкнуть ее по всем узким канальцам, значит он начнет повышать температуру для того, что бы разогреть масло еще больше. Когда масло разогреется, оно получит нормальный доступ хода ко всем потаенным частям.

Такие телодвижения будут продолжаться изо дня в день, только потому, что кто то не посмотрел, что написано в технических характеристиках двигателя. К чему это приведет? К быстрой изнашиваемости деталей двигателя и ремонту. Если масло взять наоборот менее вязкое, оно будет опять же быстро стекать с механизмов, оставляя их практически сухими. К чему это может привести в итоге? К тому, что двигатель «словит клина». Поэтому ответ на лучшее масло для вашего авто летом лежит у производителя.

Как определить вязкость и в чем она измеряется?

Необходимо понимать, что вязкость это переменная, поэтому измерять ее можно в движении. Для того, что бы было проще, договорились применять критические точки, в диапазоне от 30 градусов мороза до 150 градусов жары (коридор работы двигателя). Для того что бы измерить вязкость, ее поделили на кинематическую и абсолютную (динамическую). Единица измерения для К-вязкости простых масел (при «+») — это капиллярный вискозиметр. Всесезонные масла со специальными присадками и простые масла (при «-«) стали измерять в ротационных вискозиметрах, так как параметр зависел от двух причин: температура и скорость сдвига.

Современное измерение кинематики моторных масел происходит при двух температурах в 40°С и 100°С. Единица измерения для кинематической вязкости называется сантистокс, сокращенное написание — ССт или cST, по более привычной системе СИ измерение происходит в метрах квадратных в секунду или в квадратных миллиметрах в секунду (м2/с или мм2/с). Абсолютную вязкость можно вычислить по формуле: произведение плотности жидкости на К-вязкость. Единица измерения по технической системе —сантипуаз (сП), по системе СИ — миллиПаскаль/секундах (мПас). Система эталонов предполагает, что 1 сП= 1 мПа/с.

Подобные сложности были созданы для того, что бы определить главное свойство вязкости масла — его текучесть, а именно просчитать, за сколько времени вытечет определенный объем масла, принятый за константу, если он будет течь из очень узкого сосуда при давлении силы тяжести и при температуре в 150 градусов выше нуля. Проделав все эти опыты много лет подряд, ученые определили более простой параметр, на котором и построили основные классификаторы вязкости масла — индекс вязкости.

Что такое индекс вязкости масла?

Viscosity Index (VI) — это индекс вязкости, который показывает поведенческие характеристики вязкости масла при различных температурах.

Забегая вперед скажем, чем меньше индекс, тем больше вязкость масла подвержена разрушению при изменении диапазона температур и наоборот. Viscosity Index напрямую зависит от количества и состава углеводородов, входящих в масло, от наличия специальных присадок, выполняющих роль загустителя, от степени очистки масляных фракций.

Средний показатель индекса для минеральных масел, не отягощенных присадками от 85 до 100, синтетические и масла с присадками на вязкость находятся в промежутке от 120 до 150, масла глубокой очистки могут иметь показатель в 200. Разобравшись с основными параметрами и измерениями вязкости можно приступать к чтению рекомендованного масла производителем, после чего сверяться с таблицей SAE, принятой в большинстве стран мира.

Какие бывают классы вязкости SAE?

Согласно таблице вязкости, разработанной SAE (Американская ассоциация автомобильных инженеров), все масла можно подразделить на классы по параметру текучесть. Текучесть масла обеспечивает сразу два действия, и течет и создает защитную пленку, прилипая к поверхности деталей. Необходимо запомнить, что классификация SAE касается исключительно поведения масла при различных температурах, о прочих качествах смазочных моторных материалов таблица ответов не дает, тем более не говорит о таком параметре, как двигатель — масло это опять же написано в сервисной книжке автомобиля.

Согласно классификации SAE J300, все масла по вязкости подразделяются на следующие:

  • зимние — OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W — запуск холодного двигателя при достаточной прокачиваемости в температурном коридоре от 30 градусов ниже нуля до 5 градусов тепла. Все зимние масла имеют max-значения Д-вязкости (динамическая) при минусе и min-значения при К-вязкости (кинематическая) при 100 градусах.;
  • летние — 20, 30, 40, 50 и 60 — оптимальная текучесть и прилипаемость масла на поверхности деталей при высоких температурах, для зимы такие масла не годятся. Для летних масел происходит все с точностью до наоборот. Установленный предел К- вязкости при 100° С и min-значение Д-вязкости при 150°С со скоростью сдвига в 106 с-1.;
  • всесезонные — 0W30, 0W40, 5W30, 5W40 и т.д. К примеру на банке с маслом может стоять обозначение SAE 15W-40 или SAE 15W/40 или SAE 14W30. Такие масла отвечают одновременно сразу двум требованиям — зимнему и летнему.

Подобная универсальность достигается посредством использования макро полимерных загустителей для жидких масел (с низкой вязкостью). Современные технологии производства предполагают изначальное использование для основы масла синтетические компоненты, после чего оно не нуждается в присадках — загустителях.

avtotehnar.ru

Индекс вязкости масла

Двигатель современных автомобилей не может нормально функционировать без смазки. Во время его работы моторное масло выполняет следующие основные функции:

  • за счет распределения по трущимся поверхностям препятствует сухому трению и способствует снижению усилий при их скольжении друг по другу, что позволяет не только добиться увеличения отдаваемой мощности, но и обеспечивает больший срок службы снижением износа;
  • вместе с системой жидкостного или воздушного охлаждения помогает добиться нормального температурного режима двигателя за счет отвода из камеры сгорания до 5 % создаваемого в ней избыточного тепла;
  • защищает трущиеся поверхности от окисления и коррозии;
  • обеспечивает выведение из рабочей области металлических частиц, возникающих в процессе взаимодействия друг с другом трущихся деталей, а также прочих загрязнений, задерживаемых затем в масляном фильтре грубой и тонкой очистки.

Смазочная жидкость для двигателя

Все эти перечисленные функции должны по возможности с одинаково полной эффективностью выполняться во всем том диапазоне температур, при котором происходит эксплуатация автомобиля. Одним из основных параметров, который позволяет гарантировать нормальные температурные характеристики смазки, является индекс вязкости.

Определение вязкости

Под вязкостью в общем случае понимается способность различных текучих тел оказывать сопротивление перемещения их отдельных частей относительно друг друга. Для моторного масла она зависит от химического состава, структуры, степени очистки и наличия присадок.

Заметно большее практическое значение имеет индекс вязкости, который представляет собой безразмерный коэффициент, показывающий изменение этого параметра в зависимости от его температуры. Данная зависимость представляет собой некую кривую, пологость которой должна быть минимальна.

Не вдаваясь в подробности точного определения, целесообразно иметь в виду следующее. Согласно классическому способу, впервые предложенному Дином и Дэвисом, за основу берутся два эталонных смазочных состава с предельно плоской и очень крутой кривыми кинематической вязкости моторного масла. Характеристика исследуемой смазки сравнивается с этими кривыми. Фактическая величина индекса находится расчетным путем.

Вязкость смазочного вещества

На первый взгляд, идеальная смазка обладает одинаковой густотой во всем рабочем температурном диапазоне. Все, однако, не так просто. Такое масло может считаться всесезонным. Однако его применение ведет к повышенному износу двигателя летом, так как сопровождает ростом механических потерь из-за недостаточно эффективной смазки трущихся поверхностей в теплое время года. Попытка исправления этого недостатка переходом на летнее масло ведет к дополнительному расходу топлива зимой при отрицательных температурах. Соответственно, картина меняется на противоположную при применении зимней смазки. Что за средство для удаление царапин?

Нам постоянно поступают вопросы в комментарии что это за такие средства "жидкое стекло", и вообще что за куча рекламы по авто тематики сейчас на рынке. В итоге решили проверить на практике, на сколько это правда. Скажем так, использовали 3 средства. Одно средство зарекомендовало себя так себе, после нанесения осталось на этом месте выгорелое пятно. Второе средство, при нанесении не показало вовсе никакого эффекта.

Третье средство SILANE GUARD, по началу так же ощущалось что не будет эффекта. но тем не менее после того как раствор побыл на поверхности несколько минут, эффект был прекрасным. Конечно, не так все красиво как рекламируют.

Вели дискуссию на местном СТО, сказали что средства да, действенные, но их нужно применять только согласно инструкции. А не как кому вздумается.

Прочитать...

Физика работы смазки двигателя

Диаметр цилиндра вместе с маслосъемными кольцами всегда несколько меньше внутреннего диаметра цилиндра двигателя внутреннего сгорания. При их совпадении сила трения настолько высока, что эти компоненты двигателя немедленно перегреются и разрушатся.

Таким образом, разница в диаметрах или зазор безусловно необходим для нормальной эксплуатации. Однако, он не должен быть слишком большим, так как через него проходит прорыв газов в пространство картера. Эффективным средством герметизации этого зазора является заполняющая его пленка смазки. Наилучший результат естественным образом достигается, если величина зазора и общая толщина масляной пленки, которая определяется его вязкостью, совпадают.

Разработчик двигателя использует это свойство, обеспечивая совпадение толщины масляной пленки и задора для некоторой оптимальной температуры.

При холодном двигателе, когда масло имеет повышенную вязкость, толщина пленки заметно превышает оптимальную, что сопровождается резким увеличением силы трения. Происходит интенсивный нагрев и двигатель быстро достигает оптимальной температуры. Именно поэтому при холодном двигателе часто рекомендуется его прогрев и запрещается движение при больших нагрузках.

Определение температурных показателей машинной смазки

По мере роста температуры вязкость падает вместе с уменьшением толщины масляной пленки, что сопровождается и уменьшением силы трения. На двигатель можно давать большую нагрузку. Однако, если двигатель перегрузить, то из-за роста температуры толщина масляной пленки падает ниже допустимого уровня и увеличивается сила трения. Все это ведет к резкому повышению интенсивности износа. Еще одним неприятным побочным эффектом становится то, что масло нагревается до более высокой температуры и быстро теряет свои свойства за счет окисления.

Низкотемпературные характеристики

Для облегчения широкому кругу автолюбителей выбора моторного масла используется классификация американской ассоциацией автомобильных инженеров SAE. Согласно подходу этой ассоциации, каждому маслу присваивается довольно простой буквенно-цифровой код, в котором зашифрован индекс его вязкости.

Индекс SAE всегда имеет следующий вид хW-y (реже встречается вариант его написания как SAE хW-у), где x и y – это чаще всего двухзначные числа. Первое такое число характеризует низкотемпературную вязкость, при его уменьшении масло становится более жидким и загустевает в случае более глубокого охлаждения. Фактически первая часть индекса SAE демонстрирует ту минимальную температуру, при которой можно заводить холодный двигатель без риска его поломки за счет застывания масла. Например, 10W указывает на то, что двигатель можно заводить при -30 °С. Во всех прочих случаях для определения минимальной температуры запуска от цифры перед буквой W необходимо отнять 40.

Минимальная температура нормального проворачивания коленчатого вала двигателя обычно на 5 °С выше. Поэтому для ее определения необходимо отнять 30 от цифр перед буквой W.Снижение минимальной рабочей температуры достигается тем, что масло освобождается от парафинов или же применением специальных добавок.

Высокотемпературные характеристики

Вторая пара цифр y индекса SAE является интегральной характеристикой поведения масла вблизи верхней границы того рабочего температурного диапазона, в котором оно еще нормально выполняет свои функции. Этот индекс не совпадает с верхней границей рабочего температурного режима в градусах Цельсия и вычисляется по сложным формулам. Чаще всего масло без последствий может нагреваться до 100 °С, в некоторых случаях его максимальная рабочая температура достигает даже 150 °С. Иначе говоря, увеличение второй части индекса SAE означает увеличение вязкости смазки при высокой температуре.

Если же перейти на более привычные для автолюбителей температуры окружающего воздуха, можем констатировать, что смазка, для которой индекс у = 40, без ограничений выполняет свои функции при температурах вплоть до 40 °С.

Еще одним параметром, который необходимо учитывать при выборе типа смазки, становится тип двигателя. Для дизеля и бензинового мотора одинаковой мощности оптимальный индекс вязкости может оказаться несколько отличным.

Главные правила подбора моторных масел

Выбор смазочной жидкости для двигателя

Рекомендованный изготовителем для каждого конкретного автомобиля тип масла по индексу SAE всегда указывается в руководстве по эксплуатации. В случае пренебрежения вязкостью и превышением рекомендованного значения растет температура двигателя, который постоянно работает под более высокой нагрузкой, что снижает его пробег. В ситуации слишком жидкой смазки возрастают риски заклинивания поршней в цилиндрах.

Некоторую «золотую середину» представляет собой масло 5W-30, которое может считаться всесезонным и наиболее пригодно для местностей с умеренным климатом.

В случаях использования в двигателе моторного масла, которое не соответствует рекомендациям производителей, резко увеличиваются риски снижения мощности и увеличения скорости его износа, а также вероятности выхода из строя. Целесообразность использования смазки с рекомендованным индексом SAE одинаково справедлива как для отечественных, так и для импортных автомобилей.

Допустимость отхода от рекомендаций

В некоторых немногочисленных случаях в процессе эксплуатации допускается незначительный отход от тех положений, которые приводятся в руководствах.

Из определения правила формирования индекса SAE сразу же вытекает, что в случае большого износа стартера и аккумулятора положение с запуском можно несколько исправить использованием масла с уменьшенным цифровым параметром низкотемпературной вязкости.

В случае большого износа уже цилиндров ситуацию можно в определенных пределах скомпенсировать применением более густых масел. Это позволит уменьшить механический износ, хотя и ценой дополнительного сжижения мощности.

Как видим, «игра» на вязкости представляет собой не более чем полумеру, которая имеет фактически аварийный характер и никак не заменяет нормальный ремонт и техническое обслуживание автомобиля.В местностях с резко континентальным климатом и большой продолжительностью холодного и жаркого времен года в случае интенсивной эксплуатации автомобиля может оказаться целесообразной сезонная замена масла. При ее выполнении следует учитывать, что более жидкое (меньший индекс х) масло лучше работает при отрицательных температурах. Вместе с тем, масло, индекс у которого выше, обеспечивает улучшение условий эксплуатации при жаркой погоде. Обычно в таких ситуациях индекс имеет смысл поменять не более чем на десять единиц от тех значений, которые приведены в руководстве.

Как продлить жизнь транспортного средства?

И немного о секретах Автора

Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби - рыбалка.

Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Рекомендации наших Читателей

maslodoc.ru

показатель, типы, параметры и классификация

1194 Просмотров

Двигатель автомобиля — это самая важная и дорогая из его составляющих. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта или вовсе замены двигателя на новый, стоит производить своевременную его диагностику и осуществлять регулярное обслуживание, которое будет способствовать более высокому ресурсу. Моторное масло —  одна из важнейших составляющих мотора, без которой невозможно его нормальное функционирование. Сегодня мы выясним, зачем нужно автомасло, что такое индекс его вязкости и какова классификация данной технической жидкости.

Назначение

Если вы регулярно заменяете масло в своем автомобиле, это значит, что в очередной раз вы продлеваете ему жизнь и обеспечиваете еще 15000 километров его бесперебойной работы. Однако сама замена — это еще далеко не все, что необходимо сделать для нормальной работы мотора.

Самое главное — это выбор качественного типа моторного масла и подбор такого индекса вязкости, который будет соответствовать классификации для конкретной модели авто и рекомендован официальной документацией по обслуживанию и ремонту.

Какие же функции выполняют различные классы этой технической жидкости? Зачем нужно моторное масло и почему так важно заменять его регулярно?

Дело в том, что такая смазка выполняет сразу несколько ключевых функций. Первая из них — это осуществление смазывания подвижных элементов с той интенсивностью, которая предписана тем или иным индексом вязкости и классом технической жидкости. Таким образом, будет предотвращаться скоропостижный износ распределительного и коленчатого вала, поршней и шестерен.

Вторая функция — это обеспечение своевременного охлаждения. Несмотря на наличие радиатора и постоянно циркулирующего по каналам мотора антифриза, без обильной смазки подвижных элементов будет возникать их усиленное трение. В конечном счете это приведет не только к критическому расширению металла, но и его перегреву. В конечном счете поршень может банально заклинить в цилиндре, и мотор мгновенно выйдет из строя.

Кроме того, в процессе работы автомобильного двигателя происходит постепенное истирание подвижных металлических деталей. Это неизбежно приводит к тому, что в картере оседает металлическая стружка, которая с ростом пробега увеличивается в объеме. Чтобы предотвратить засорение мотора как такового, и прибегают к применению моторного масла. Это означает, что жидкость, циркулирующая по каналам, будет постепенно вымывать металлическую стружку из картера и при очередной замене свободно выйдет из сливного отверстия наружу.

Характеристики

Очевидно, что автомобильная смазка бывает разной. В первую очередь, она различается по своему назначению, в связи с чем может иметь различный индекс вязкости, классификацию и тому подобные показатели.

К примеру, класс трансмиссионных смазок имеет, как правило, невысокий индекс вязкости. Более низкий показатель в сравнении с моторными смазывающими жидкостями обусловлен тем, что здесь детали не подвергаются чрезмерному нагреву и изнашиваются с меньшей интенсивностью. Отсюда следует и более редкий интервал замены — в среднем, он ниже в три-четыре раза, чем в случае с двигателем автомобиля.

Помимо трансмиссионной смазки, в легковую машину заливается класс редукторных смазывающих веществ. Наравне с «трансмиссионкой», они имеют достаточно невысокий индекс вязкости и классифицируется как смазка с низким температурным порогом.

Однако самым важным и часто заменяемым является именно моторное масло, заливаемое в картер двигателя через специальную горловину. В среднем, интервал замены составляет порядка одного года или 15000 километров пробега, вне зависимости от класса легкового автомобиля и его состояния.

Для данного вида смазки также большое значение имеет индекс вязкости, который определяет большинство характеристик смазки и ее устойчивость при перепадах температур в рамках определенных значений. Что это значит?

Очевидно, легковой и грузовой автомобиль может эксплуатироваться в различных климатических условиях. К примеру, одна легковая машина может использоваться исключительно в теплое время года, а другая эксплуатироваться в регионах с холодным климатом. Есть также и машины, которые ездят круглый год, то есть эксплуатируются как при экстремально высоких, так и низких температурах.

При таком положении дел масло постоянно будет изменять свои свойства, становясь в холод более густым и более жидким при значительном повышении температуры. При этом крайне важно, чтобы смазка не теряла своих свойств и обеспечивала нормальное функционирование всех подвижных деталей двигателя.

Именно свойство определенным образом изменять свои характеристики при смене температурных режимов и определяется так называемым индексом вязкости, который был разработан американским сообществом SAE.

Благодаря этой разработке, при наличии специальной таблицы можно расшифровать, в каком интервале температур масло будет выполнять свои функции и в каком климате их применение будет наиболее эффективным.

Расшифровка

При рассмотрении вопроса подбора смазок и технических жидкостей важно хорошо понимать, по каким критериям будет вестись подбор, и на что необходимо обращать внимание в первую очередь.

К примеру, немаловажное значение имеет, на основе каких веществ была изготовлена смазка. Это может быть либо полностью минеральная основа, означающая, что продукт был получен путем перегонки и очистки чистой нефти. Синтетическая смазка получается за счет более сложных химических преобразований и добавления большого количества присадок.

Тем не менее, важнейшей характеристикой любой смазки, предназначенной для легкового автомобиля, является ее индекс вязкости, который позволяет судить о допустимом температурном пороге при эксплуатации.

Стоит отметить, что смазка подразделяется на летнюю и зимнюю. Такая смазка обладает достаточно невысоким температурным значением загустения, которое можно прочитать на упаковке и сравнить с табличными данными. Взамен этого, смазка, предназначенная для использования в холодном климате, категорически не рекомендуется для поездок в теплое время года.

Летняя смазка производит на двигатель совершенно обратный эффект. К примеру, в теплое время года такая техническая жидкость будет оставаться достаточно густой, чтобы обеспечивать нормальное функционирование подвижных частей мотора, их своевременную смазку и охлаждение.

Однако самым распространенным на сегодняшний день классом смазки является всесезонная линейка продуктов. Такие жидкости позволяют с одинаковой эффективностью ездить на своем легковом автомобиле как в жару, так и холод.

Маркировка параметров на упаковке будет выглядеть, к примеру, так: 10W40. Первая цифра означает, каков минимальный температурный порог эксплуатации. Буква W означает, что продукт может применяться на двигателе зимой. И, наконец, последнее значение определяет, при какой максимальной температуре смазка не станет слишком жидкой и не потеряет своих свойств. Все эти температурные значения находятся из таблиц, поэтому выяснить соответствия этих условных цифр реальным данным не представляет большой сложности для владельца.

Резюме

Масло имеет большое значение для двигателя легковой машины. Его функция заключается в том, чтобы обеспечивать исправное функционирование различных частей и механизмов, предотвращать их заклинивание и перегрев. Производя техническое обслуживание регулярно, владелец оградит себя от значительных затрат на ремонт мотора и преждевременный износ всех его узлов и деталей.

portalmashin.ru

Индексация масла. Индекс вязкости моторного масла | SUPROTEC

Мы живем в России, в которой раз от раза бывает зима. В течение года температура за бортом может меняться от плюс сорока летом до минус сорока зимой, а ездить все равно надо. Здесь нужно вспомнить, что моторное масло имеет одну неприятную особенность - его вязкость сильно зависит от температуры, причем очень сильно. При отрицательных температурах кинематическая вязкость может составлять тысячи сантистоксов (единица измерения вязкости, мм2/с), а в зоне рабочих температур она снижается до единиц этих же сантистоксов. Это огромный разброс. Для одного и того же моторного масла вязкость может отличаться в тысячу раз!

Зависимость вязкости масла от температуры называется вязкостно-температурной характеристикой (ВТХ) масла. Это его важнейший параметр. Для того, чтобы описать вязкостно-температурную характеристику масла, его производители в техническом описании продукта дают две вязкости: при 40 С и при 100 С, а также указывают еще один параметр, смысл которого понимают не все – индекс вязкости. Что же это такое?

Что такое индекс вязкости?

Индекс вязкости это расчетная величина, характеризующая вид зависимости кинематической вязкости масла от температуры. Как его рассчитывают? Берутся два эталонных масла, у которых при 100 С вязкость будет одинаковой, но одно очень сильно густеет при понижении температуры, а вязкость второго от температуры зависит слабо. Индекс вязкости первого эталона принимается равным нулю, второго – ста. Вязкостно-температурная характеристика испытуемого масла сравнивается с эталонными и по специальной формуле определяется его индекс вязкости. Чем он выше, тем лучше.

Вязкостно-температурная характеристика зависит от углеводородного состава базового масла, состава и процента добавки загущающих полимерных присадок. У базовых масел на основе парафиновых углеводородов индекс вязкости достаточно высокий, около 100. У масел на основе ароматических углеводородов существенно более низкий, около 30-40. У синтетических компонентов, например, полиальфаолефинов (ПАО) выше 150.

Вязкостно-температурная характеристика базового масла определяет индекс вязкости и конечного продукта. У сезонных «минералок» индекс вязкости самый низкий: 80-90. У всесезонных загущенных «минералок» он повышается до 90-110. Улучшенные «минералки» с частичным содержанием синтетических компонентов, в том числе гидрокрекингового происхождения, имеют вязкостно-температурную характеристику с индексом порядка 120-140. А так называемые «полные синтетики» могут похвастаться индексом вязкости, доходящим до 170-180.

Величина этого параметра связана с первой цифрой спецификации масел по SAE (которая указывается перед W: 0W, 5W и т.д.). Чем она ниже, тем в соответствующем классе масел должен быть выше индекс вязкости.

Значение индекса вязкости в летний и зимний сезон

Понятно, что чем выше индекс вязкости масла, тем проще запустить двигатель холодной зимней ночью. Именно поэтому для зимней эксплуатации «синтетика» подходит лучше. Есть и определенная связь между износом пар трения двигателя и индексом вязкости. Это, в первую очередь, связано с пусковым износом. Известно, что значительная доля изнашивания пар трения двигателя «сидит» в зоне холодного пуска двигателя. Пока загустевшее на морозе масло не начнет активно прокачиваться через каналы системы смазывания, подшипники и поршневые кольца работают без смазки. Скорость изнашивания при этом на порядок выше. И только после повышения температуры масла до такого уровня, когда оно становится текучим, пары трения перейдут в нормальный режим работы. У масел с высоким индексом вязкости такой момент настанет значительно быстрее, потому пусковая пытка пар трения будет короче и мягче.

Так выглядят вязкостно-температурные характеристики моторных масел разных видов. Черная линия – реальная «полная синтетика» с высоким содержанием ПАО, красная – типичная НС-синтетика, «гидрокрекинг» с 10% ПАО, зеленая – «полусинтетика». И все они – «сороковки» по SAE. Разница – только при пуске-прогреве, но это – важно!

Определяем качество масла по индексу

Индекс вязкости очень важный параметр, по которому предварительно можно оценить качество приобретаемого моторного масла. Не ленитесь обращать на него внимание! Если увидели в описании якобы «полной синтетики» величину индекса вязкости порядка 140, знайте, в нем процентов 70-80 обычного гидрокрекингового базового масла. В этом случае применимость термина «синтетика» для этой банки остается полностью на совести его производителя.

Кстати, высокий индекс вязкости для «минералки», например, выше 115, тоже подозрителен! Это означает, что в нем очень большой процент содержания полимерных загустителей. Полимеры в масле под действием температур и давлений со временем меняют свою структуру, активно окисляются и разрушаются. Масла с их высоким содержанием будут быстро ухудшать свои смазывающие свойства в процессе работы, то есть иметь малый срок службы. Менять их придется чаще. Чаще чем вы планировали, и чаще, чем обещал вам продавец или мастер СТО.

suprotec.ru

Расшифровка индекса моторного масла

Главная » * » Расшифровка индекса моторного масла

Индекс вязкости моторного масла: расшифровка

Автомобилистов часто волнует вопрос, как разобраться в маркировке моторного масла. Ведь у каждого есть свой индекс вязкости моторного масла. Чем руководствоваться в данном в данном случае. Ответ на данный вопрос будет дан ниже.

Что такое вязкость моторного масла?

Вязкость моторного масла – возможность масляной пленки задерживаться на стенках узлов двигателя, гарантируя этим качественное смазывание. Тем самым недопущение прямого контакта рабочих поверхностей, делая минимальное трение между ними. Таким образом, масляная пленка обеспечивает возможность деталям мотора долго служить, не изнашиваться и не допускать трения при высоких температурах.

Однако, вязкость – это не постоянный параметр. Т.е. вязкость моторного масла изменяется пропорционально перепаду температур.

Стоит помнить требования:

  1. Слишком низкая вязкость может способствовать повреждению узлов мотора, по причине трения метал о метал.
  2. При слишком большой вязкости узлам мотора достаточно затруднительно двигаться относительно друг друга. Густую жидкость сложнее прокачать по масляным каналам, приводит к недостаточной смазке и увеличению расхода горючего.

Узнать необходимую вязкость можно в техническом описании в руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию авто.

На что влияет индекс вязкости моторного масла

Индекс вязкости моторного масла – незаменимый параметр, обеспечения качественной работы мотора. Некоторые автовладельцы не интересуются этим, поэтому возникают трудности и различные поломки, в результате залива неподходящей жидкости.

Индекс вязкости моторного масла напрямую оказывает влияние на возможность жидкости находится на стенках мотора при изменении температуры.

Характеризует показатель жидкого состояния с повышением температуры.

Тем самым, чем ниже индекс, тем в более жидкое состояние переходит, таким образом, формируется тонкая масляная пленка. Большая вероятность того, что из-за ненадлежащей толщины пленки, увеличится изнашивание узлов. На практике, низкий индекс смазывающей жидкости вызывает тяжелый пуск мотора при низких температурах, либо большой износ при высоких температурах.

Высокий индекс — широкий диапазоне температур, за счет чего обеспечивается качественное функционирование мотора и необходимая толщина масленой пленки.

Расшифровка индекса вязкости моторного масла

Стандарт SAE

Для квалификации смазывающих средств по определенным параметрам введен международный стандарт SAE. Указывается этикетке тары с моторной жидкостью.

Масла квалифицируются на зимние, летние и всесезонные. Такая квалификация приводится в технической литературе, так и в описаниях производителей. На самом же деле, в продаже, в большенстве, всесезонные.

  1. Летние масла обозначаются как SAE 20.
  2. Зимние SAE 20W.
  3. Индекс вязкости всесезонного моторного масла выглядит следующим образом *w-**, где * — это цифры (10W-40).

Рассмотрим это подробнее всесезонные.

  1. Буква w, это первая буква английского слова «winter» (с английского зима). Цифры в индексе имеются слева и справа от «w». Таким образом, буква «w» обозначает, что данное моторное масло можно применять в любое время года. Такое масло более распространено на рынке. Летний вид масла будет иметь иное обозначение.
  2. Слева, отображают зимний параметр. Что это значит? Чем меньше цифра, тем более на низкую температуру рассчитано моторное масло. Рассчитывается достаточно просто. За основу берется значение 40. Если моторное масло 10w, то от значения слева от w вычитается 40, в итоге получаем -30C. Что и является максимально допустимой температурой, при которой моторное масло будет гарантированно прокачано в моторе.
  3. Цифры справа от «w» означают диапазон изменения вязкости масла. Таким образом, указывают на кинематическую вязкость в полностью разогретом моторе. Измеряется в сантистоксах. 1 сСт (сантистокс) – это вязкость воды при 20 градусов тепла. Вязкость с цифрой 40 будет от 13 до 16 сСт. Таким образом, чем выше цифры, тем более вязкой станет жидкость в нагретом моторе.

Цифры после тире с температурой в летний период никак не связаны. Многие автомобилисты считают, что цифры отображают температуру в летний период, для которого подходит масло. И это ошибочное мнение. Т.к. в разогретом двигателе масло достигает температуры свыше 100C.

Стандарт API

Здесь квалификация немного иная. Обозначение содержит две буквы латинского алфавита:

  1. Первая S либо C. Для бензинового и дизельного двигателя, соответственно.
  2. Вторая характеризует класс качества. Чем ближе буква к концу алфавита, тем выше качество.

API для бензиновых моторов:

  • SC – авто до 1964 г.
  • SD – авто до 1964-1968 гг.
  • SE – авто до 1969-1972 гг.
  • SF – авто до 1973-1988 гг.
  • SG – авто до 1989-1994 гг.
  • SH – авто до 1995-1996 гг.
  • SJ – авто до 1997-2000 гг.
  • SL – авто до 2001-2003 г.
  • SM – авто после 2004 г.

API для дизельных моторов:

  • CB – авто до 1961 г.
  • CC – авто до 1983 г.
  • CD – авто до 1990 г.
  • CE – авто до 1990 г., для двигателя с турбиной.
  • CF – авто с 1990 г., для двигателя с турбиной.
  • CG-4 – авто с 1994 г., для двигателя с турбиной.
  • CH-4 – авто с 1998 г.
  • CI-4 – современные авто, для двигателя с турбиной.
  • CI-4 plus – значительно выше класс.

Таким образом, для бензиновых двигателей (годом выпуска после 2004 г) высшим классом качества считается моторное масло SM, а для дизельных (современные автомобили) CI – 4 plus.

Если вы собираетесь производить замену моторного масла, то следует идти по возрастающим характеристикам, но только лишь пару пунктов. Например, с SJ переходить на SL. Но никак нельзя переходить с SD на SL, т.к. масло может оказать слишком агрессивным.

Стандарт ACEA
  1. С А1 по А5 – моторное масло для бензиновых моторов
  2. С В1 по В5 – для дизельных двигателей.

Стоит знать, что А5 и В5, по данному стандарту, обладают низкой вязкостью, предназначены исключительно для определенных моторов.

Что лучше: высокая или низкая вязкость?

Что случится с двигателем, если во время прогрева, в мороза, если вязкость моторного масла окажется слишком высокой, вполне очевидно. Увеличение силы трения приведет к увеличению температуры двигателя до тех пор, пока вязкость не станет оптимальной. Ничего плохого в этом нет, однако мотор будет работать при более высокой температуре, чем было рекомендовано производителем. Соответственно, способствует более быстрому износу узлов мотора. Возникает большая вероятность поломки. Также, стоит учесть, что моторное масло придется производить замену чаще, т.к. повышенная температура увеличивает ее расход.

Намного хуже, если Вы зальете жидкость вязкостью ниже, чем это требуется. То, что мотор может заклинить при высоких оборотах, вполне реально.

В заключение…

Чем старее авто, тем быстрее изнашиваются узлы двигателя. Выходит так, что жидкость с малой вязкостью уже не сможет обеспечить необходимую смазку и покрытие масляной пленкой узлов. Поэтому и нужно переходить на более вязкие моторное масла.

Руководствуясь данной статьей, можно определить, что наиболее оптимальный индекс вязкости моторного масла для моторов, проработавшие более 75% своего ресурса, будет для лета 15w-50, для зимы 0w или 5w. Для более новых авто, с малым пробегом лучше всего подойдет масло с индексом 5w-20 либо 5w-30.

carrepair7.ru

Что такое индекс вязкости масла

Такой физический параметр, как вязкость масла считается самым неявным показателем. При этом владельцы авто уделяют пристальное внимание индексу вязкости масла при выборе продукта.

к содержанию ↑

Какую роль играет вязкость масла

Первое функциональное значение масляной пленки для подвижных деталей механизмов двигателя – недопущение прямого контакта рабочих поверхностей. Температурный диапазон работы силового агрегата значительно разнится. При значительной нагрузке нагрев масла достигает 140 °С. Сохранить характеристики продукта на стабильном уровне в таких условиях сложно.

Понятие индекс вязкости масла – это способность жидкости оставаться на смазываемой поверхности деталей, при сохранении текучести состава.

Для корректной работы масла с различными типами моторов производитель учитывает целый ряд факторов:

  • тип используемого моторного топлива;
  • степень форсирования мотора;
  • используемые конструкционные материалы и решения в двигателе.

Вязкость моторного масла подбирается таким образом, чтобы обеспечить максимальное полезное действие, и обеспечить минимальный износ поверхностей деталей.

к содержанию ↑

Обозначение моторного масла

Наибольшую известность в маркировки моторных масел получил американский стандарт SAE. Согласно с отмеченной классификацией индекс вязкости моторного масла представлен аббревиатурой следующего вида: 5W-40. Каждую позицию этого обозначения следует понимать следующим образом:

  1. Моторное масло Liqui Moly МoS2 Leichtlauf 15W-40

    Первая цифра определяет порог проворачиваемости двигателя стартером. При значении показателя «5» необходимо отнять значение «40». Полученная цифра «–35» выражает искомый результат в градусах.

  2. Буквенное обозначение W означает допуск к применению масел в любое время года. Именно всесезонные жидкости наиболее представлены на рынке. Летний состав такого обозначения иметь не будет.
  3. Последнее значение определяет диапазон изменения вязкости масла, выраженный в сантистоксах (сСт). Например, при указанном значении 40 этот показатель изменится с 12,5 до 16,3 сСт.

Последнее значение автомобильные эксперты называют высокотемпературной вязкостью, т.е. вязкостью масла после температуры 100 °С. Самостоятельно водитель не сможет уверенно определить, что для определенного типа двигателя подойдет состав с определенной вязкостью. Это определяется экспериментальным путем на стадии тестирования силового агрегата.

к содержанию ↑

Значение выбора масла по вязкости

При выборе продукта для двигателя автомобиля не стоит экспериментировать, подбирая индекс моторного масла, не рекомендованный производителем. Выбирать следует в пределах вилки, которую определяет разработчик.

Масло 5W-30 подойдет для моторов с небольшим пробегом автомобиля. Это связано с отсутствием значительных зазоров в подвижных парах и подшипниках. В такой ситуации масла с более низкой вязкостью будет вполне достаточно. Второй особенностью станет меньший расход топлива за счет легкой проворачиваемости мотора.

Моторное масло с показателем вязкости 5W-40 за счет увеличенного показателя вязкости при нагреве сможет компенсировать несколько увеличенный износ за счет повышения несущей способности масляной пленки.

Рекомендации по подбору масел по вязкости

Использование продукта с заведомо низкой вязкостью расценивается владельцем автомобиля как энергосберегающий подход. Однако следует учитывать, что высокая температура или работа на высоких оборотах могут привести к сжиганию масла в цилиндрах. жидкость с низкой вязкостью растекается по поверхности тонкой пленкой, что и приведет к недостаточной защите поверхности. Вероятность заклинивания двигателя существенно возрастает.

Вязкость моторного масла по SAE

При использовании масла с повышенной вязкостью для нормальной работы двигателя потребуется выход на более высокую рабочую температуру. Это возникнет при необходимости выведения вязкости до нормально уровня. Таким образом, для приведения одного параметра в норму, будут нарушены другие значения. Весь отлаженный механизм станет работать в более высоком температурном режиме. Не исключены негативные воздействия на отдельные материалы, повышенная нагрузка на системы и механизмы двигателя.

Работа двигателя основана на достижении определенного баланса. На начальном этапе, когда масло имеет высокую вязкость, сопротивление движению несколько большее. За счет преодоления этих сил увеличивается общая температура силового агрегата. Вязкость масла снижается, обеспечивается снижения коэффициента трения. Дальнейший температурный баланс поддерживается за счет работы системы охлаждения.

к содержанию ↑

Вязкость масла в холодном состоянии

Вязкость различных масел

Выбор моторного масла с рекомендованной вязкостью также важен и при запуске холодного мотора. Производители закладывают в алгоритм работы двигателя режим прогрева. Не случайно при запуске мотор работает с повышенной нагрузкой. Это сделано для скорого выхода на рабочие температуры, поскольку все зазоры в рабочих парах рассчитаны на работу при температурах более 100 °С.

Подбор масла с оптимальной вязкостью позволяет обеспечить выход на рабочую температуру быстрее. Скорый выход в рабочий режим сохраняет заложенный ресурс двигателя. Подсчитано, что один холодный запуск приравнен к совершению пробега в 300 км. При использовании масла не соответствующего требованиям, этот показатель существенно возрастает.

При прогреве двигателя не забывайте, что в других узлах автомобиля работают смазывающие составы. Масло в коробке передач, в гидроусилителе руля, амортизаторах и подшипниках также имеют свои показатели вязкости. Именно поэтому не стоит прогревать мотор до рабочих температур на стоящем автомобиле. После 5-минутного прогрева начинайте движение.

Главное помните, первые 2-3 километра не форсируйте работу двигателя. Не превышайте рабочий диапазон вращения коленчатого вала свыше 2 тыс. оборотов, и не делайте значительных ускорений. В таком режиме прогрев мотора пройдет быстрее, а одновременно во всех узлах и системах масло станет не таким густым.

Видео: Мифы Про Масла и Присадки №3 «Расшифровка Индексов»

Видео: Мифы про масла и присадки №1 Когда нужно менять масло

Видео: Теория ДВС: Моторные Масла и добавки

driving24.ru

показатель, типы, параметры и классификация

1124 Просмотров

Двигатель автомобиля — это самая важная и дорогая из его составляющих. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта или вовсе замены двигателя на новый, стоит производить своевременную его диагностику и осуществлять регулярное обслуживание, которое будет способствовать более высокому ресурсу. Моторное масло —  одна из важнейших составляющих мотора, без которой невозможно его нормальное функционирование. Сегодня мы выясним, зачем нужно автомасло, что такое индекс его вязкости и какова классификация данной технической жидкости.

Назначение

Если вы регулярно заменяете масло в своем автомобиле, это значит, что в очередной раз вы продлеваете ему жизнь и обеспечиваете еще 15000 километров его бесперебойной работы. Однако сама замена — это еще далеко не все, что необходимо сделать для нормальной работы мотора.

Самое главное — это выбор качественного типа моторного масла и подбор такого индекса вязкости, который будет соответствовать классификации для конкретной модели авто и рекомендован официальной документацией по обслуживанию и ремонту.

Какие же функции выполняют различные классы этой технической жидкости? Зачем нужно моторное масло и почему так важно заменять его регулярно?

Дело в том, что такая смазка выполняет сразу несколько ключевых функций. Первая из них — это осуществление смазывания подвижных элементов с той интенсивностью, которая предписана тем или иным индексом вязкости и классом технической жидкости. Таким образом, будет предотвращаться скоропостижный износ распределительного и коленчатого вала, поршней и шестерен.

Вторая функция — это обеспечение своевременного охлаждения. Несмотря на наличие радиатора и постоянно циркулирующего по каналам мотора антифриза, без обильной смазки подвижных элементов будет возникать их усиленное трение. В конечном счете это приведет не только к критическому расширению металла, но и его перегреву. В конечном счете поршень может банально заклинить в цилиндре, и мотор мгновенно выйдет из строя.

Кроме того, в процессе работы автомобильного двигателя происходит постепенное истирание подвижных металлических деталей. Это неизбежно приводит к тому, что в картере оседает металлическая стружка, которая с ростом пробега увеличивается в объеме. Чтобы предотвратить засорение мотора как такового, и прибегают к применению моторного масла. Это означает, что жидкость, циркулирующая по каналам, будет постепенно вымывать металлическую стружку из картера и при очередной замене свободно выйдет из сливного отверстия наружу.

Характеристики

Очевидно, что автомобильная смазка бывает разной. В первую очередь, она различается по своему назначению, в связи с чем может иметь различный индекс вязкости, классификацию и тому подобные показатели.

К примеру, класс трансмиссионных смазок имеет, как правило, невысокий индекс вязкости. Более низкий показатель в сравнении с моторными смазывающими жидкостями обусловлен тем, что здесь детали не подвергаются чрезмерному нагреву и изнашиваются с меньшей интенсивностью. Отсюда следует и более редкий интервал замены — в среднем, он ниже в три-четыре раза, чем в случае с двигателем автомобиля.

Помимо трансмиссионной смазки, в легковую машину заливается класс редукторных смазывающих веществ. Наравне с «трансмиссионкой», они имеют достаточно невысокий индекс вязкости и классифицируется как смазка с низким температурным порогом.

Однако самым важным и часто заменяемым является именно моторное масло, заливаемое в картер двигателя через специальную горловину. В среднем, интервал замены составляет порядка одного года или 15000 километров пробега, вне зависимости от класса легкового автомобиля и его состояния.

Для данного вида смазки также большое значение имеет индекс вязкости, который определяет большинство характеристик смазки и ее устойчивость при перепадах температур в рамках определенных значений. Что это значит?

Очевидно, легковой и грузовой автомобиль может эксплуатироваться в различных климатических условиях. К примеру, одна легковая машина может использоваться исключительно в теплое время года, а другая эксплуатироваться в регионах с холодным климатом. Есть также и машины, которые ездят круглый год, то есть эксплуатируются как при экстремально высоких, так и низких температурах.

При таком положении дел масло постоянно будет изменять свои свойства, становясь в холод более густым и более жидким при значительном повышении температуры. При этом крайне важно, чтобы смазка не теряла своих свойств и обеспечивала нормальное функционирование всех подвижных деталей двигателя.

Именно свойство определенным образом изменять свои характеристики при смене температурных режимов и определяется так называемым индексом вязкости, который был разработан американским сообществом SAE.

Благодаря этой разработке, при наличии специальной таблицы можно расшифровать, в каком интервале температур масло будет выполнять свои функции и в каком климате их применение будет наиболее эффективным.

Расшифровка

При рассмотрении вопроса подбора смазок и технических жидкостей важно хорошо понимать, по каким критериям будет вестись подбор, и на что необходимо обращать внимание в первую очередь.

К примеру, немаловажное значение имеет, на основе каких веществ была изготовлена смазка. Это может быть либо полностью минеральная основа, означающая, что продукт был получен путем перегонки и очистки чистой нефти. Синтетическая смазка получается за счет более сложных химических преобразований и добавления большого количества присадок.

Тем не менее, важнейшей характеристикой любой смазки, предназначенной для легкового автомобиля, является ее индекс вязкости, который позволяет судить о допустимом температурном пороге при эксплуатации.

Стоит отметить, что смазка подразделяется на летнюю и зимнюю. Такая смазка обладает достаточно невысоким температурным значением загустения, которое можно прочитать на упаковке и сравнить с табличными данными. Взамен этого, смазка, предназначенная для использования в холодном климате, категорически не рекомендуется для поездок в теплое время года.

Летняя смазка производит на двигатель совершенно обратный эффект. К примеру, в теплое время года такая техническая жидкость будет оставаться достаточно густой, чтобы обеспечивать нормальное функционирование подвижных частей мотора, их своевременную смазку и охлаждение.

Однако самым распространенным на сегодняшний день классом смазки является всесезонная линейка продуктов. Такие жидкости позволяют с одинаковой эффективностью ездить на своем легковом автомобиле как в жару, так и холод.

Маркировка параметров на упаковке будет выглядеть, к примеру, так: 10W40. Первая цифра означает, каков минимальный температурный порог эксплуатации. Буква W означает, что продукт может применяться на двигателе зимой. И, наконец, последнее значение определяет, при какой максимальной температуре смазка не станет слишком жидкой и не потеряет своих свойств. Все эти температурные значения находятся из таблиц, поэтому выяснить соответствия этих условных цифр реальным данным не представляет большой сложности для владельца.

Резюме

Масло имеет большое значение для двигателя легковой машины. Его функция заключается в том, чтобы обеспечивать исправное функционирование различных частей и механизмов, предотвращать их заклинивание и перегрев. Производя техническое обслуживание регулярно, владелец оградит себя от значительных затрат на ремонт мотора и преждевременный износ всех его узлов и деталей.

portalmashin.ru

Вязкость моторного масла – расшифровка индексов по таблице, классификация + Видео | TuningKod - 26 Января 2016 - Вязкость моторного масла – расшифровка индексов по таблице, классификация + Видео

При выборе моторного масла многие автомобилисты обращают внимание на компанию-изготовителя, сезон использования смазки, синтетическое оно или минеральное. А ведь одним из важнейших показателей качества данного продукта является его индекс вязкости.

Содержание

  1. Вязкость моторного масла – что это такое?
  2. Что такое кинематическая и динамическая вязкость моторного масла
  3. Как расшифровать маркировку моторного масла на этикетке?
  4. Какое масло лучше для двигателя?

1 Вязкость моторного масла – что это такое?

Основное предназначение моторной смазки – это максимальное уменьшение трения движущихся частей мотора и обеспечение полной герметичности его цилиндров. При создании оптимального смазочного материала возникает серьёзная сложность – как сохранить его эксплуатационные свойства при различных температурных диапазонах работающего двигателя и температуры окружающего воздуха. По приборной доске автомобиля можно отслеживать температуры охлаждающей жидкости, но она не отражает реальную температуру работающего двигателя, которая может достигать +150 градусов и колебаться в широких пределах.

Создание оптимального смазочного материала для авто

Итак, вязкость моторной смазки – это индекс, характеризующий способность продукта, попавшего на деталь, как можно дольше оставаться на его поверхности, сохраняя свою текучесть. Малая вязкость помогает мотору быстрее завестись при низких температурах, но способствует быстрому износу его деталей. Большая вязкость оберегает агрегат от действия сил трения, но уменьшает мощность мотора и увеличивает расход топлива. Производители моторных масел стремятся найти компромисс, определяющий вязкость смазки, поэтому у разных групп и типов этого продукта индекс вязкости различается в зависимости от условий эксплуатации двигателя.

Вязкость моторной смазки

Классификация моторных смазок, разработанная Американской ассоциацией SAE, наиболее полно отражает вязкость масла в широком температурном диапазоне, который является безопасным для двигателя. Безусловно, при выборе смазки для мотора своего автомобиля необходимо не только правильно выбрать для него нефтепродукт, но и обязательно руководствоваться рекомендациями компании-изготовителя машины.

2 Что такое кинематическая и динамическая вязкость моторного масла

Вязкость масла – единица, характеризующаяся двумя состояниями: кинематическим и синтетическим. Текучесть моторной смазки, согласно стандарту, измеряется при температурах от 40 до 100 °С. Именно текучесть определяет величину кинематической вязкости масла. Измеряют этот показатель в сантистоксах (cST) или капилляр-визкозиметрах (cCT). Последний индекс показывает, за какое время масло вытечет из сосуда под воздействием силы тяжести.

Текучесть автомобильного масла

Динамическая вязкость – несколько иной показатель. Он отражает силу сопротивления, которая возникает, если перемещать 2 слоя масла, расположенных на расстоянии 10 мм друг от друга. Площадь слоёв должна быть ровно 1 кв. см, а скорость перемещения 10 мм/сек. Динамическая вязкость не зависит от величины плотности моторного масла.

Плотность жидкости для смазывания двигателя

Кинематическая вязкость отличается от динамической  и зависит от плотности смазки. Если рассматривать численный показатель этой разницы, то, например, если масло парафиновое, то кинематическая составляющая будет на 16-22% больше, чем динамическая. А вот меньшая разница индекса (9-15%) говорит, то масло нафтеновое.

3 Как расшифровать маркировку моторного масла на этикетке?

Покупая новую смазку для двигателя, часто задаются вопросом: а можно ли лить её в агрегат, и что обозначают цифры и литеры кода вязкости? Расшифровка закодированного значения не займёт много времени, если вы будете знать её основные правила. Индекс вязкости по классификации SAE укажет, к какому типу масел относится ваш продукт. Если он содержит цифру и литеру W, то масло зимнее. Если только цифру, то летнее, а при наличии циферно-буквенного обозначения, разделённого дефисом – эта смазка всесезонная.

Всесезонная смазка для мотора

Например, какую информацию нам даст расшифровка аббревиатуры 5W30? Сразу видим, что масло моторное всесезонное. Холодный запуск движка при использования смазки с такой вязкостью может произойти при минимальной температуре – 35 °С. (Во всех случаях от первой цифры, стоящей перед литерой W, необходимо отнимать число 40). При более низкой температуре масло загустеет и не даст двигателю нормально работать. Если вы проживаете в климатическом районе, где не бывает таких экстремальных температур, то покупать смазку 5W30 незачем.

Холодный запуск движка

Число после дефиса обозначает высокотемпературную вязкость. Перевести на понятный простому обывателю язык этот показатель довольно трудно. Скажем только, что она определяется диапазоном вязкости смазки при температуре от 100 до 150 °С. Величина этого значения говорит о вязкости масла во время работы двигателя. На высокую вязкость укажет большее число, на низкую – меньшее. Автолюбитель должен знать, какая вязкость рекомендована его автомобилю заводом-изготовителем и руководствоваться при выборе масла этим параметром.

4 Какое масло лучше для двигателя?

При выборе моторного масла для своего авто необходимо руководствоваться несколькими критериями. Самое главное, не забывайте рекомендации, указанные в сервисной книге машины. Кроме этого, обратите внимание, какой тип двигателя имеет автомобиль, на каком топливе он работает, грузоподъёмность машины и прочие тонкости. Лить масло без учёта таких характеристик рискованное дело.

В климатических зонах, где в течение одного сезона температурный диапазон может существенно изменяться, необходимо выбирать моторную смазку очень осторожно. Чем больше индекс вязкости, тем масло плотнее. Кинематическая вязкость смазки значительно изменяется при повышении температуры, а, следовательно, изменяются и эксплуатационные характеристики масла. Масло 5W30 идеально подойдёт для холодного пуска двигателя при температуре воздуха окружающей среды до – 35 °С, а вот масло с повышенной плотностью 20W можно использовать при аналогичном показателе до – 15 °С.

Масло с повышенной плотностью 20W

Ниже приведённая таблица показывает, какой индекс вязкости соответствует заданной температуре окружающей среды.

Нулевой показатель зимнего масла рекомендован для самых низких температур, а самый большой индекс вязкости характерен для смазки, используемой в мягких климатических зонах.

Для удобства таблица разделена на два подраздела, для зимнего масла и летнего. Расшифровка первых цифр кода вязкости моторной смазки окажется проще, если эта таблица будет у вас всегда под рукой.

Индекс вязкости Диапазон значений температур, при которых масло пригодно к использованию (низкотемпературные масла), °С
0W от – 35 до – 30
5W от – 30 до – 25
10W от – 25 до – 20
15W от – 20 до – 15
20W от – 15 до – 10
  Диапазон значений температур, при которых масло пригодно к использованию (высокотемпературные масла), °С
30 от + 20 до + 25
40 от + 35 до + 40
50 от + 45 до + 50
60 от + 50 и выше

Вязкость масла для двигателей – главный показатель, которым нужно руководствоваться при выборе смазки. Индекс этого показателя укажет, для каких моторов подойдёт масло и в каких температурных условиях они могут применяться. Расшифровка кода, указанного на упаковке продукта, с нашей таблицей не составит труда.

avto-tuning.ucoz.com

www.autoblaze.ru


Смотрите также